Характеристика программ и учебных материалов для чтения

Учебный материал — это объекты (факты, явления, процес­сы), изучая которые каждый ребенок под руководством учителя по­знает окружающий мир и себя самого, а главное, приобретает жиз­ненно необходимые умения и навыки. В содержании учебного мате­риала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия, виды упражнений в деятельности, инте­рес к которой у детей надо воспитывать. В процессе формирования у учащихся любви к чтению и читательской самостоятельности роль учебных материалов играют художественные произведения и детские книги из доступного младшим школьникам круга чтения.

Чтение является одним из разделов программы по русскому языку. Основные положения программы изложены в «Объяснитель­ной записке» и конкретно сформулированы в самой программе.

Программой сформулированы основные задачи обучения чте­нию, содержание чтения, определяемое воспитательными целями школы, и требования к умениям и навыкам, сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи. Программа реализуется с помощью книг для чтения. Сегодня существует несколько комп­лексов различных учебных книг для чтения.

«Родная речь», «Родное слово», «Книга для чтения» являются учебниками, построенными по сезонно-тематическому принципу. В них вошли произведения классиков русской и советской литерату­ры, произведения устного народного творчества, представлена за­рубежная литература. В этих учебниках собраны материалы, всесто­ронне отражающие жизнь нашей страны в прошлом и настоящем. Методическое оснащение учебников, вопросы и задания к текстам носят многоаспектный характер, обеспечивая полноценное воспри­ятие детьми художественного произведения. Но следует отметить, что содержание ряда произведений перестало быть актуальным.

В последние годы в школах вводится курс воспитывающе-развивающего и образовательного чтения. Он является органической частью главного учебного предмета начальной школы — «Родной язык», связан с системой развивающего обучения грамоте, про­должает его, основываясь на совершенствовании овладения чтени­ем как важнейшим видом речевой и мыслительной деятельности. Учебное чтение выступает в качестве начального этапа единой си­стемы литературного образования в школе. Курс учебного чтения, базирующийся на коммуникативной основе изучения родного языка и литературы в школе, а также на концепции развивающего обу­чения, раскрывается посредством чтения и разбора тщательно ото­бранных образцовых в художественно-эстетическом, познаватель­ном и языковом отношениях текстов.

Курс учебного чтения разрабатывается в нескольких вариантах.

Своеобразие первого варианта заключается в его коммуникатив­ной направленности. Обучение чтению осуществляется в теснейшем взаимодействии с другими видами речевой деятельности: говорени­ем, слушанием и письмом. Обучение непосредственному чтению ста­вит своей задачей овладение детьми ведущими видами чтения: изу­чающего, ознакомительного, просмотрового, реферативного. Глав­ными структурами первого варианта в каждом из начальных классов выступают три основные коммуникативные сферы: социально-куль­турная, общественно-политическая и учебная (профессиональная). Доминирует среди них первая. Внутри каждой сферы намечаются про­блемно-тематические узлы: Родина, армия, природа и бережное от­ношение к ней, семья, школа, труд и т.д. Материалы для чтения привлекаются из русской классической и советской литературы, уст­ного народного творчества, зарубежной классики. Используются пе-риодика, тексты учебников по разным учебным дисциплинам, раз­ного рода таблицы, титры диафильмов, плакаты и т.д.

Во втором варианте главным принципом комплектования про­граммы и расположения материалов в учебниках по чтению являет­ся как и в «Книгах для чтения», проблемно-тематический. Он дает широкие возможности для отбора разных по содержанию и жанро­вой принадлежности произведений и позволяет установить органич­ное совмещение двух образовательных и воспитательно-развиваю­щих источников — самой жизни и литературы. Помимо этого отбор текстов производится с учетом возрастных возможностей младших школьников и конкретно-методических принципов. В основе этого варианта лежит модификация традиционного курса чтения.

Третий вариант структурно строится «по писателям», т.е. выде­ляются виднейшие представители детской литературы, произведения которых и распределяются по каждому из начальных классов ступен­чато по линии усложнения художественного содержания и формы.

Структурная основа четвертого вариантажанровая компо­новка текстов, взятых из фольклора разных народов и стран: на­родных песен, былин, сказок, рассказов, повестей, басен, стихо­творений, лирико-эпических и драматических произведений.

Некоторые варианты учебников имеют методический аппарат, стимулирующий школьников к обдумыванию, размышлению над прочитанным.

Непременными компонентами учебников являются иллюстра­тивные материалы, предназначенные для развития творческого во­ображения у детей, разного рода сопоставлений, осуществления продуктивного многочтения, развития речи, активизации лекси­ки, создания проблемно-познавательных ситуаций и т.д.

Курс учебного чтения даст наибольший образовательно-разви­вающий и воспитывающий эффект, если будет содержать такие не­пременные части, как: 1) обязательное внеклассное чтение; 2) сво­бодное внеклассное чтение; 3) вовлечение каждого ученика в сис­тематическое чтение, в общение со сверстниками и взрослыми; 4) посещение театров, кино, концертов, выставок, музеев; участие в экскурсиях, туристических походах, различных кружках и т.д.

Курс учебного чтения, разрабатываемый в нескольких вари­антах, позволяет выявить наиболее эффективный путь и способы построения перспективной и высокорезультативной системы чте­ния в начальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: