Процесс работы над литературным произведением в начальных классах

План:

1. Основные этапы работы над произведением.

2. Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного про­изведения.

3. Первичное знакомство с содержанием произведения.

4. Анализ содержания литературного произведения.

5. Организация работы на этапе вторичного синтеза.

6. Методические основы работы над идеей произведения.

7. Особенности работы над произведениями различных жанров.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, компози­ция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между со­бой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Дан­ная особенность требует начинать работу над произведением с целос­тного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения цели­ком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):

1) первичный синтез,

2) анализ,

3) вторичный синтез.

Этап первичного синтеза, в свою очередь, подразделяется на:

— подготовку к первичному восприятию текста,

— установку на целенаправленное восприятие текста,

— первичное восприятие текста,

— эмоционально оценочную беседу.

Основные задачи первичного синтеза — это ознакомление уча­щихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмо­ционального воздействия произведения.

На этапе анализа:

— устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;

— выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);

— раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

— проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведе­ния героев.

На этапе вторичного синтеза:

— обобщаются существенные черты действующих лиц;

— сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

— выясняется идейная направленность произведения;

— дается оценка художественного произведения как источника по­знания окружающей действительности и как произведения искусства.

Указанные этапы работы над литературным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чте­ния, так как над одним и тем же произведением работа может проходить в течение нескольких уроков и каждый урок будет иметь свои цели. Но в целом работа проводится от первичного ознаком­ления с фактическим содержанием через анализ действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи.

Первичному восприятию художественного произведения долж­на предшествовать подготовительная работа, а после вторичного син­теза необходимо проведение работ творческого характера. Объединя­ющим подготовительную и заключительную работу над произведе­нием моментом являются установление связи с жизненным опытом школьника и уточнение знаний учащихся об окружающей действи­тельности, направленные на углубление их оценочных суждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: