План:
1. Основные этапы работы над произведением.
2. Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения.
3. Первичное знакомство с содержанием произведения.
4. Анализ содержания литературного произведения.
5. Организация работы на этапе вторичного синтеза.
6. Методические основы работы над идеей произведения.
7. Особенности работы над произведениями различных жанров.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.
В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):
1) первичный синтез,
2) анализ,
3) вторичный синтез.
Этап первичного синтеза, в свою очередь, подразделяется на:
— подготовку к первичному восприятию текста,
— установку на целенаправленное восприятие текста,
— первичное восприятие текста,
— эмоционально оценочную беседу.
Основные задачи первичного синтеза — это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения.
На этапе анализа:
— устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;
— выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);
— раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);
— проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.
На этапе вторичного синтеза:
— обобщаются существенные черты действующих лиц;
— сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;
— выясняется идейная направленность произведения;
— дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.
Указанные этапы работы над литературным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чтения, так как над одним и тем же произведением работа может проходить в течение нескольких уроков и каждый урок будет иметь свои цели. Но в целом работа проводится от первичного ознакомления с фактическим содержанием через анализ действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи.
Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера. Объединяющим подготовительную и заключительную работу над произведением моментом являются установление связи с жизненным опытом школьника и уточнение знаний учащихся об окружающей действительности, направленные на углубление их оценочных суждений.