Современная методика организации классного чтения основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика. Для правильной организации чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.
Литературоведческие основы анализа художественного произведения. В книгах для чтения представлены как художественные произведения разных жанров, так и научно-популярные статьи. Объективным содержанием любого произведения является действительность. В художественных произведениях жизнь представлена в образок. Образная форма отражения действительности является существенным отличием художественного произведения от научного. При этом под образом понимается «обобщенное отражение действительности в форме индивидуального», т.е. для образа характерны две ведущие черты: обобщенность и индивидуальность. В центре художественного произведения чаще всего находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой.
|
|
В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, всегда имеет место и субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений и т.п. Эта субъективная оценка также передается через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой, несет на себе авторскую оценку.
Приведенные выше положения об образной форме отражения действительности в художественном произведении, о передаче объективного и субъективного в конкретном материале имеют большое теоретико-практическое значение для методики. Во-первых, при проведении анализа художественного произведения учитель центральное место отводит раскрытию мотивов поведения действующих лиц и авторского отношения к изображаемому. Во-вторых, в художественном произведении описываются события определенного исторического периода, а не жизнь людей вообще, вне времени и пространства. Поэтому правильное прочтение текста, правильное понимание мотивов поведения действующих лиц, достоверная оценка фактов и событий возможны при условии исторического подхода к изображенному в произведении. Применительно к начальным классам это означает, с одной стороны, необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении, с другой — развитие у учащихся оценочного подхода к поступкам действующих лиц с учетом временного и социального факторов. В-третьих, целесообразно знакомить младших школьников с жизнью писателя, его взглядами, так как в художественном произведении автор стремится передать свое отношение к изображаемым жизненным фактам, общественным явлениям, конкретным представителям общества.
|
|
Воспитательная значимость произведения, сила воздействия на читателя определяются его идейной направленностью и художественными достоинствами. Поэтому при анализе художественного произведения важно учить школьников искать эту идейную направленность.
Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения — это, в целом, способ изображения писателем действительности. Он отбирает явления действительности и в соответствии со своей идеей рассказывает о жизни, используя образную форму. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие пронизывает все компоненты произведения, включая образы, композицию, сюжет, изобразительные средства. Поэтому и при анализе произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения.
Методика анализа художественного произведения в начальных классах не может не учитывать психологических особенностей восприятия детей младшего школьного возраста. Психологи отмечают восприятие произведения как познавательный акт, но наряду с познавательным в восприятие произведения входит и эмоционально-эстетический компонент. При изучении психологических особенностей восприятия и оценки младшими школьниками литературных героев было установлено два типа отношения к литературным героям:
1) эмоциональное, которое складывается на основе конкретного оперирования образными обобщениями;
2) интеллектуально-оценочное, в котором учащиеся используют моральные понятия на уровне элементарного анализа.
При оценке действующих лиц произведения учащиеся оперируют теми моральными понятиями, которые есть в их личном опыте. Количество оценочных моральных понятий у младших школьников ограничено. Чаще других они называют такие моральные качества, как смелость, честность, трудолюбие, доброта. Значительные трудности при характеристике героев дети испытывают потому, что не владеют соответствующей терминологией. В связи с этим они охотнее используют описание конкретного проявления качества, а не его определение с помощью термина. Задача учителя состоит в том, чтобы при анализе произведения постоянно вводить в речь детей слова, которыми характеризуются моральные, интеллектуальные, эмоциональные качества действующих лиц.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.
Прежде всего это понимание того, о чем говорится, т.е. уяснение темы высказывания, затем понимание не только того о чем говорится, но и того, что говорится в высказывании, т.е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста.
Разные специалисты выделяют разное количество уровней понимания текста: четыре, пять, семь. Но все сходятся на том, что уровнем, которого необходимо достичь, без которого нет подлинного понимания, является постижение главной мысли автора, того, что он хотел сказать своим произведением. От читателя требуется умение выявить главную мысль произведения вне зависимости от того, сформулирована она или дана в подтексте.
Читатель должен обладать воображением, именно на это рассчитывает писатель, создавая свое произведение. Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое. Сущность воссоздающего воображения заключается в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод). Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо переданную в словесном оформлении.
|
|
Учитываются возрастные особенности младшего школьника как самостоятельного читателя. По данным психологов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге является возраст 3—5 лет при индивидуальных занятиях в семье и 6—7 лет в системе школьного образования. Это период так называемого собственно детского чтения. Он завершается к 9—10 годам жизни ребенка.
Включение младших школьников в чтение зависит от обеспечения единства трех аспектов подготовки учащихся к чтению книг:
1) аспекта раскодирования текста;
2) аспекта осмысления содержания прочитанного;
3) аспекта осознания личной и общественной значимости книги в их жизни.
Каждый из аспектов читательской деятельности совершенствуется у читателя всю жизнь. Но следует назвать причины, мешающие формированию читателя и обеспечению аспектов подготовки.
Первая — предъявление к учащимся требований, не подготовленных предшествующим обучением. Опасно требовать от детей самостоятельного чтения книг, когда они овладели навыком чтения лишь на уровне простого раскодирования элементарного текста, перевода письменной речи в звучащую, ибо это чтение механическое.
Другой причиной является то, что чтение книг не воспринимается ребенком как средство общения. Чтобы ребенка потянуло к такому общению, он должен научиться сам видеть за страницами книг тех, с кем можно общаться. Ведь в основе интереса к чтению лежит потребность «встречи» с предметом (героем, автором).
Педагогически целесообразная организация читательской деятельности с учетом возрастных особенностей создает основу для возникновения под влиянием чтения новых личностных свойств, в частности читательской самостоятельности.
Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, позволяющих ему реализовать свои побуждения. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору.
|
|
Кроме отмеченных выше общих особенностей детского чтения, известны и другие характеристики, связанные с возрастной градацией. Так, для учащихся младшего школьного возраста в связи с особой интенсивностью процесса становления личности характерна четкая дифференциация интереса к книгам определенного содержания и объема — от года к году, от класса к классу.
В 6—7 лет преобладает ситуативный интерес. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы.
В 8—9 лет особенно увлекаются книгами о природе. Учитель как квалифицированный читатель не должен упускать из виду нежелательные «болезни роста».
В 6—7 лет — это блоковое запоминание, которое нередко принимается руководителем за осознанность и полноценность восприятия.
В 8—9 лет у читателей не сливаются в единый процесс понимание и эмоциональность восприятия.
В 9—10 лет следует предотвратить переоценку детьми справочной литературы (энциклопедий, толковых словарей и т.п.), что влечет за собой поверхностное «всезнайство».
Методика обучения чтению, основываясь на литературоведческих и психологических положениях, определяет порядок и содержание работы по чтению и развитию речи в начальных классах.
Все четыре вида речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение) актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, следовательно, все они должны быть предметом внимания при обучении в школе, в том числе и начальной.
Целью обучения, именуемого развитием речи, является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности.
Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных направлений:
1) совершенствования собственно речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения);
2) формирования отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности.
Совершенствование речевой деятельности предполагает оттачивание в целом всего комплекса речевых умений, так как для ее осуществления необходимо выполнение всех речевых действий. Второе же направление предусматривает отработку именно отдельных действий, осуществляемых на различных этапах речевой деятельности, т.е. формирование отдельных речевых умений.
Перечислим умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения):
1. Умение осознавать свою коммуникативную задачу.
2. Умение по заголовку, по началу, а также по другим внешним признакам (например, по иллюстрации в книге, по взгляду, по мимике говорящего) предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейший ход событий.
3. Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и второстепенную и т.п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения (в том числе и правила обращения с книгой).
4. Умение понимать авторскую позицию; пользоваться приемами, помогающими осмыслить текст (возвращение к прочитанному, выяснение значения незнакомых слов, постановка вопросов и др.).
Теперь перечислим умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма).(КРУ).
1. Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, воздействовать на собеседника).
2. Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.
3 Умение реализовывать намеченный план, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию) с учетом задачи речи, адреса, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения.
4. Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, требований культуры речи,
этической стороны речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание.
Приведенный перечень умений, конечно, достаточно условен, он лишь приблизительно отражает те действия, которые выполняет человек в процессе слушания и чтения. Но этот перечень может служить ориентировочной основой действий учителя при организации учебной работы по развитию речи учащихся.