Историко-критический обзор методики обучения чтению

Современная методика обучения чтению и развития речи ис­пользует ценный опыт прошлого. Основы методики обучения чте­нию были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчерки­вал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надоб­но, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эс­тетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный под­ход к чтению научно-популярных статей и к чтению художествен­ных произведений, разработал принципы проведения беседы в за­висимости от вида произведения, дал конкретные указания о спе­цифике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать при чтении наглядность, считая ее основным принципом обучения родному языку.

К.Д. Ушинский составил книгу для учащихся «Родное слово», где поместил «Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка».

 

В своей работе великий педагог:

— раскрывает значение родного языка в первоначальном обу­чении;

— излагает методику организации и проведения первых заня­тий языком;

— доказывает необходимость наглядного обучения;

— описывает метод первоначального обучения грамоте и эле­ментарному письму;

— излагает методику проведения звуковых упражнений, под­готавливающих к чтению;

— описывает метод совместного изучения письма и чтения по азбуке.

 

Затем излагаются организация и содержание работы по чте­нию по книге «Родное слово». Остановимся на этом подробнее.

В первой части «Родного слова» помещены:

1) названия мно­жества предметов, расположенные по родам и видам; 2) нео­конченные фразы, которые должен окончить ученик, или воп­росы, на которые он должен отвечать;

3) русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки; 4) русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных;

5) русские песни и небольшие стихо­творения;

6) картинки.

К.Д. Ушинский подробно описал мето­дику работы с каждым из указанных литературных материа­лов, уделяя особое внимание специфике работы со сказкой и стихотворением.

Вторая часть «Родного слова» состоит из трех разделов. В пер­вых двух помещается собственно материал для чтения, в третьем приведены в определенном порядке образцы словесных и письмен­ных упражнений.

Первый раздел называется «Вокруг да около», в него, кроме сказок, стихотворений, песен, пословиц и загадок, вошли статьи нового рода, которые Ушинский назвал «статьями деловыми, ло­гическими»: «В школе», «Наш класс», «Одежда», «Посуда» и др. К.Д. Ушинский писал:

«Прежде всего следует заметить, что каждая такая ста­тейка назначается не только для чтения, но составляет пред­мет для беседы наставника с учениками и что изустная бесе­да здесь так же важна, как и чтение. Беседа должна разъяс­нить читаемое; чтение должно закреплять усвоенное в беседе. Но что должно предшествовать — беседа или чтение? Вна­чале, когда ученик не привык еще справляться с содержанием чи­таемого, беседа непременно должна предшествовать чтению; впос­ледствии чтение может предшествовать беседе.

После беседы и чтения должно точными, определенными вопросами вызвать в ответах учеников все содержание прочи­танного, пополнив его тем, что может быть извлечено из бе­седы, и, в заключение, сделать из этих вопросов и ответов пись­менные упражнения...

Вопросы должны вполне относиться к содержанию ста­тьи, исчерпывать его, не превышать сил дитяти и соответ­ствовать степени его развития...

Почти возле каждой деловой статейки есть стихотворе­ние или рассказ, а иногда два и три, толкующие о том же пред­мете. Это, во-первых, для того, что сознательно прочитанная деловая статейка избавляет наставника от необходимости тол­ковать о предмете рассказа или стихотворения; а во-вторых, для того, чтобы дать наставнику время и возможность обо­зреть один и тот же предмет с разных сторон».

Подобный метод обучения чтению получил название «объяс­нительное чтение». В современной школе он широко используется для работы над научно-познавательной литературой.

Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необхо­димости на смену однообразным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащаю­щих ученика знаниями и развивающих его личность.

Д.И. Тихоми­ров в книге «Чему и как учить на уроках русского языка» дал конкретные указания к разбору статей, изложил методику работы над частями произведения и над выяснением его идеи, разработал приемы составления плана и проведение обобщающих уроков.

Большую роль в развитии методики объяснительного чтения сыграл В.П. Вахтеров. Он выпустил книгу «Мир в рассказах для детей», в которой были собраны, кроме художественных произве­дений, и научно-популярные статьи интересного содержания. В ме­тодической системе Вахтерова особенно ценными были указания о роли наглядности при чтении, о значении подготовки к восприя­тию текста. Им была разработана методика предметных уроков.

В методике 30—50-х годов XX в. сложился определенный под­ход к анализу текста, который основывался на своеобразии худо­жественного произведения по сравнению с научно-деловой стать­ей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработ­ку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу над развитием речи.

В 60— 70-е годы были внесены изменения в содержание клас­сного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методи­ка анализа художественного произведения: меньше воспроизводя­щих упражнений, больше творческих, развивающих умение выс­казывать собственное мнение по поводу прочитанного; работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями; предоставление учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения; разнообразие видов заданий при ра­боте с текстом. В это время были определены умения, формируе­мые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в I—III классах.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназ­наченные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л.С. Геллерштейн, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова и др. провели строгий отбор произведений, учитывая их познава­тельную ценность, художественное совершенство, воспитательную зна­чимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:

1) анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания, направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);

2) выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит становлению учащегося как лич­ности, а также обеспечивает развитие речи;

3) опора на жизненный опыт учащихся является основой осоз­нанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;

4) чтение рассматривается как средство активизации познава­тельной деятельности учащихся и расширения их знаний об окру­жающей действительности;

5) анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потреб­ность высказаться, соотнести свой жизненный опыт с теми фак­тами, которые представил автор.

Современная методика рассматривает задачи образования и вос­питания в единстве. Средствами воспитания являются тематика про­изведения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика обучения чтению уде­ляет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой. С учетом познавательной ценности, художе­ственного совершенства и воспитательной значимости художествен­ной литературы разработаны методические положения, определя­ющие подход к анализу произведения. Такой метод в современной методике получил название «литературно-художественное чтение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: