Современная методика обучения чтению и развития речи использует ценный опыт прошлого. Основы методики обучения чтению были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения беседы в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать при чтении наглядность, считая ее основным принципом обучения родному языку.
|
|
К.Д. Ушинский составил книгу для учащихся «Родное слово», где поместил «Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка».
В своей работе великий педагог:
— раскрывает значение родного языка в первоначальном обучении;
— излагает методику организации и проведения первых занятий языком;
— доказывает необходимость наглядного обучения;
— описывает метод первоначального обучения грамоте и элементарному письму;
— излагает методику проведения звуковых упражнений, подготавливающих к чтению;
— описывает метод совместного изучения письма и чтения по азбуке.
Затем излагаются организация и содержание работы по чтению по книге «Родное слово». Остановимся на этом подробнее.
В первой части «Родного слова» помещены:
1) названия множества предметов, расположенные по родам и видам; 2) неоконченные фразы, которые должен окончить ученик, или вопросы, на которые он должен отвечать;
3) русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки; 4) русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных;
5) русские песни и небольшие стихотворения;
6) картинки.
К.Д. Ушинский подробно описал методику работы с каждым из указанных литературных материалов, уделяя особое внимание специфике работы со сказкой и стихотворением.
Вторая часть «Родного слова» состоит из трех разделов. В первых двух помещается собственно материал для чтения, в третьем приведены в определенном порядке образцы словесных и письменных упражнений.
|
|
Первый раздел называется «Вокруг да около», в него, кроме сказок, стихотворений, песен, пословиц и загадок, вошли статьи нового рода, которые Ушинский назвал «статьями деловыми, логическими»: «В школе», «Наш класс», «Одежда», «Посуда» и др. К.Д. Ушинский писал:
«Прежде всего следует заметить, что каждая такая статейка назначается не только для чтения, но составляет предмет для беседы наставника с учениками и что изустная беседа здесь так же важна, как и чтение. Беседа должна разъяснить читаемое; чтение должно закреплять усвоенное в беседе. Но что должно предшествовать — беседа или чтение? Вначале, когда ученик не привык еще справляться с содержанием читаемого, беседа непременно должна предшествовать чтению; впоследствии чтение может предшествовать беседе.
После беседы и чтения должно точными, определенными вопросами вызвать в ответах учеников все содержание прочитанного, пополнив его тем, что может быть извлечено из беседы, и, в заключение, сделать из этих вопросов и ответов письменные упражнения...
Вопросы должны вполне относиться к содержанию статьи, исчерпывать его, не превышать сил дитяти и соответствовать степени его развития...
Почти возле каждой деловой статейки есть стихотворение или рассказ, а иногда два и три, толкующие о том же предмете. Это, во-первых, для того, что сознательно прочитанная деловая статейка избавляет наставника от необходимости толковать о предмете рассказа или стихотворения; а во-вторых, для того, чтобы дать наставнику время и возможность обозреть один и тот же предмет с разных сторон».
Подобный метод обучения чтению получил название «объяснительное чтение». В современной школе он широко используется для работы над научно-познавательной литературой.
Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену однообразным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.
Д.И. Тихомиров в книге «Чему и как учить на уроках русского языка» дал конкретные указания к разбору статей, изложил методику работы над частями произведения и над выяснением его идеи, разработал приемы составления плана и проведение обобщающих уроков.
Большую роль в развитии методики объяснительного чтения сыграл В.П. Вахтеров. Он выпустил книгу «Мир в рассказах для детей», в которой были собраны, кроме художественных произведений, и научно-популярные статьи интересного содержания. В методической системе Вахтерова особенно ценными были указания о роли наглядности при чтении, о значении подготовки к восприятию текста. Им была разработана методика предметных уроков.
В методике 30—50-х годов XX в. сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнению с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу над развитием речи.
В 60— 70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного; работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями; предоставление учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения; разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в I—III классах.
|
|
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л.С. Геллерштейн, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова и др. провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:
1) анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания, направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);
2) выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит становлению учащегося как личности, а также обеспечивает развитие речи;
3) опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
4) чтение рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;
5) анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказаться, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.
Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания являются тематика произведения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика обучения чтению уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой. С учетом познавательной ценности, художественного совершенства и воспитательной значимости художественной литературы разработаны методические положения, определяющие подход к анализу произведения. Такой метод в современной методике получил название «литературно-художественное чтение».
|
|