Древнегреческий театр. Софокл

Софокл – (ок. 496-406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Эврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности.

Софокл, как и все афиняне в 5 в., активно участвовал в общественной жизни. Он был избран одним из десяти стратегов, командовавших карательной экспедицией против Самоса в 440 до н.э. Успехи Софокла на государственном поприще не уступают его поэтическим достижениям.

Самым поразительным нововведением Софокла в жанре аттической трагедии было сокращение масштабов драмы за счет отказа от формы трилогии. Три трагедии, которые Софокл представлял на ежегодном состязании, всегда являлись тремя самостоятельными произведениями, без всяких сюжетных связей между ними (поэтому говорить о трагедиях Антигона, Царь Эдип и Эдип в Колоне как о "Фиванской трилогии" значит совершать грубую ошибку). Трагедии Эсхила (за исключением трилогии, в которую входили Персы) неизменно объединялись в трилогию в буквальном смысле этого слова - в драматическое произведение в трех частях, связанных общим сюжетом, общими персонажами и мотивами.

Новая техника делала не столь значимой божественную волю, которая у Эсхила вмешивается в действие, одолевая человеческие мотивы героев, и особо подчеркивала важность человеческой воли.

Указание Аристотеля, что Софокл ввел еще "сценографию", т.е. в буквальном переводе с греческого "разрисовывание сцены", до сих пор порождает споры между специалистами, которые едва ли могут быть разрешены в силу крайней скудости сведений о технической стороне театральных постановок в 5 в.

Внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а божественная воля отодвигается на задний план.

ТРАГЕДИИ

Антигона. Антигона решается похоронить брата Полиника, погибшего при попытке завоевать родной город. Она идет на это вопреки приказу Креонта, нового правителя Фив, в соответствии с которым тело Полиника должно быть брошено птицам и псам. Стража хватает девушку и приводит ее к Креонту; Антигона презирает угрозы правителя, и тот приговаривает ее к смерти. Сын Креонта Гемон (жених Антигоны) напрасно пытается смягчить отца. Антигону уводят и заточают в подземную темницу (Креонт смягчил свой первоначальный приговор - побивание камнями), и в своем замечательном монологе, который, правда, некоторые издатели не признают подлинно софокловским, Антигона пытается проанализировать мотивы своего поступка, сводя их в итоге к чисто личной привязанности к брату и забывая о том религиозном и семейном долге, на который она ссылалась изначально. Пророк Тиресий приказывает Креонту похоронить Полиника, Креонт пытается возражать, но в конце концов сдается и отправляется хоронить погибшего, а также освободить Антигону, однако посланный Вестник сообщает, что, когда он явился в темницу, Антигона уже повесилась. Гемон обнажает меч, угрожая отцу, но затем обращает оружие против самого себя. Узнав об этом, жена Креонта Эвридика в горе удаляется из дома и также кончает с собой. Трагедия завершается бессвязными причитаниями Креонта, вынесшего на сцену тело своего сына.

Царь Эдип. Народ Фив приходит к Эдипу с мольбой спасти город от чумы. Креонт возвещает, что сперва необходимо наказать убийцу Лая, который был царем до Эдипа. Эдип начинает поиски преступника. Тиресий, вызванный по совету Креонта, обвиняет в убийстве самого Эдипа. Эдип усматривает во всем этом заговор, вдохновленный Креонтом, и приговаривает его к смерти, однако отменяет свое решение, поддавшись уговорам Иокасты. Последующие сложные сюжетные плохо поддаются пересказу. Эдип доводит поиски убийцы и сокрытой от него истины до того горестного заключения, что убийца Лая - он сам, что Лай был его отцом, а его супруга Иокаста - его мать. В ужасающей сцене Иокаста, разгадавшая правду прежде Эдипа, пытается остановить его упорные поиски, а когда это ей не удается, она удаляется в царский дворец, чтобы там повеситься. В следующей сцене истину осознает и Эдип, он также вбегает во дворец, после чего оттуда выходит Вестник, чтобы сообщить: царь лишил себя зрения. Вскоре перед зрителями с лицом, залитым кровью, предстает сам Эдип. Следует наиболее душераздирающая сцена во всей трагедии. В своем заключительном диалоге с Креонтом, новым правителем Фив, Эдип справляется с собой и отчасти вновь обретает прежнюю уверенность в себе.

Электра. Орест возвращается в родной Аргос вместе с Наставником, который сопровождал его в изгнании. Юноша намеревается проникнуть во дворец под видом чужестранца, принесшего урну с прахом Ореста, якобы погибшего на состязаниях колесниц. С этого момента доминирующим лицом на сцене становится Электра, которая с тех пор, как убийцы расправились с ее отцом, живет в бедности и унижении, вынашивая ненависть в душе. В диалогах с сестрой Хрисофемидой и матерью Клитемнестрой Электра обнаруживает всю меру своей ненависти и решимости отомстить. Появляется Наставник с сообщением о смерти Ореста. Электра лишается последней надежды, но все-таки пытается уговорить Хрисофемиду присоединиться к ней и вместе напасть на Клитемнестру и Эгисфа, когда же сестра отказывается, Электра клянется, что совершит все сама. Здесь на сцену с погребальной урной выходит Орест. Электра произносит над ней трогательную прощальную речь, и Орест, который узнал в этой озлобленной, состарившейся, одетой в лохмотья женщине сестру, теряет выдержку, забывает свой первоначальный план и открывает ей истину. Радостные объятия брата и сестры прерываются с приходом Наставника, который возвращает Ореста к действительности: ему пора идти убивать мать. Орест подчиняется, выйдя же из дворца, он отвечает на все расспросы Электры темными, двусмысленными речами. Трагедия завершается чрезвычайно драматичной сценой, когда Эгисф, склонившись над телом Клитемнестры и полагая, что это труп Ореста, открывает лицо убитой и узнает ее. Подгоняемый Орестом, он уходит в дом навстречу смерти.

 

2. Романтическая поэма в творчестве Дж. Байрона и Е.А. Баратынского.

Поэма является одним из наиболее значительных жанров повествовательной литературы. Поэма — основной жанр повествовательного рода докапиталистической литературы, место которого при капитализме занимает роман. Самостоятельным по существу жанром, но жанром промежуточным, является романтическая поэма.

В Западной Европе наряду с ложноклассической поэмой зародилась и развилась поэма романтическая, возникшая из сказаний средневековья. Основным содержанием поэмы этого рода были сцены из рыцарской жизни с изображением, главным образом, религиозного чувства, чувства чести и любви.

Основа романтической поэмы — утверждение свободы личности. Темой являются события личной интимной жизни, гл. обр. любовь, разрабатываемые на одном центральном герое, достаточно односторонне показанном в его лишь внутренней жизни, по линии основного его конфликта. Лирическая подчеркнутость сказывается также и в организации языка и стиха. В силу чуждости поэме всех этих признаков сблизить указанные произведения с жанром поэмы можно лишь в том отношении, что здесь и там ставятся основные вопросы жизни, которые целиком определяют все события, все поведение героя и поэтому даются автором в подчеркнутой — эпической или лирической — значительности. Отсюда и такой общий признак, как большая стихотворная повествовательная форма, хотя большая форма романтической поэмы совсем иных масштабов по сравнению с поэмой классической.

Байрон как яркий представитель романтизма создал по сути энциклопедию романтизма - это «Чайльд Гарольд». Все важнейшие мотивы романтической литературы отобразились в этой поэме Байрона.

В поэме появляется новый герой романтической литературы. Чайльд Гарольд - мечтатель, порывающий с лицемерным обществом, герой, подвергающий анализу свои переживания. Здесь - первоистоки темы духовных исканий молодого человека, ставшей одной из ведущих в литературе XIX в. Одержимый желанием бежать от привычного жизненного уклада, разочарованный и непримиримый, Чайльд Гарольд устремляется в далекие страны. Активный самоанализ делает его пассивным в практической сфере. Все его внимание поглощено переживаниями, вызванными разрывом с обществом, и он лишь

Сюжетное движение поэмы связано со странствиями героя, с развитием чувств и взглядов как Чайльд Гарольда, так и самого автора. Некоторыми чертами образ Чайльд Гарольда близок автору; отдельные биографическими фак­ты, чувство одиночества, бегство от высшего света, протест против лицемерия современной Англии. Однако очевидна и разница между личностью поэта и героем поэмы. Сам Байрон отрицал тождество между собой и Чайльд Гарольдом: он иронически относится к позе разочарованного скитальца, спокойно наблюдающего за тем, что он видит во время своих странствий, к «извращенности ума и нравственных чувств» пассивной личности.

Поэма проникнута гражданским пафосом, который вы­зван обращением к масштабным событиям современности.

Героическая тема поэмы связана прежде всего с образом восставшего народа, с изображением борьбы испанских и греческих патриотов. Байрон чувствует, что именно в народе живы свободолюбивые стремления и именно народ способен на героическую борьбу. Однако народ не является главным героем поэмы: не становится героической фигурой и далекий от народа Чайльд Гарольд.

Большое воздействие на литературу европейских стран оказал «байронический» герой - мятущаяся личность, недо­вольная современной действительностью, бунтующая против

Художественные открытия Байрона - лиризм, отличающийся высоким гражданским чувством, эмоциональным накалом, страстным авторским отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу, гневная сатира политических стихов и поэм - народны по своему характеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: