Результаты изучения учебного предмета

Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Поисевская средняя общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Зарипова Гульназ Амирхановна 10 разряд

Предмет Литература класс 5

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета школы

Протокол №___от _______2015 г.

 

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка (Литература ФГОС, 5 класс)

 

Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. Я. Коровиной «Литература: 5 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2012 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

Тематическое планирование по русской литературе в 5 классе рассчитано на 68 часов с учетом того, что 2 часа в году выпадает на праздничный день:23 февраля и 8 марта. Поэтому в рабочую программу внесена корректировка: темы по повторению объединяются за счет сжатия материала.

 

В рабочей программе могут быть незначительные изменения. В случае карантина из-за эпидемии инфекционных заболеваний, актированных дней из-за морозов, а также болезни учителя, возможно изучение материала, объединив темы так, что за один учебный час изучаются две темы за счет уплотнения материала. В этом случае, в учебно-тематическом планировании учителем отмечаются такие уроки, и дата указывается в графе «фактический».

 

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

 

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

* формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

* развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

* постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

* поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

* овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

* овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

* использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10—11 классах (литература второй полови­ны XIX в. — литература XX в. — современная литература).

 

В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII в.
  4. Русская литература первой половины XIX в.
  5. Русская литература второй половины XIX в.
  6. Русская литература первой половины XX в.
  7. Русская литература второй половины XX в.
  8. Зарубежная литература.

10.Сведения по теории и истории литературы.

11.Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

 

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предметариентиры содержредмет

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возмож­ность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым лит­ратурной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обога­щении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- формирование гуманистического моровоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

 

Результаты изучения учебного предмета

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература» являются:

· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

· умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

· умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

· умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

· понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

· формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

· понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

* понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: