Всечестные отцы и матушки игумении

ДОКЛАД

ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Преосвященные Владыки,

всечестные отцы и матушки игумении,

братья и сестры!

Уходящий год был ознаменован памятью святых, которые ключевым образом повлиялина духовное, культурное и государственное становление народов Святой Руси. Наша Церковь почтила 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, 1000-летие мученической кончины святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, 700-летие основания Высоко-Петровской обители святителем Петром, 500-летие преставления преподобного Иосифа Волоцкого.

Равноапостольный Владимир стоит у истоков духовно-нравственной идентичности православных людей, живущих ныне в пределахканонической ответственностиРусской Православной Церкви.Неудивительно, чтопразднование юбилея вхождения в вечность святого князя носило поистине всенародный характер. Креститель Руси соединил апостольские труды с государственным деланием, создав принципиально новый народ. Без него не состоялась бы Русь как единая держава с мощной, самостоятельной исторической волей. Особый смысл его личность и жизненный подвиг приобретают в связи с продолжающимся гражданским конфликтом на Украине, где, несмотря на приостановку крупномасштабных военных действий, продолжаются обстрелы мирных городов, подвергаются захватам со стороны раскольников храмы канонической Церкви, нагнетается атмосфера ненависти и страха.

Верность выборусвятого князя десятков миллионов людей и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других странах стало ответом всем, кто сегодня сеет среди единокровных и единоверных братьев пагубную вражду, хочет выжечь огнем из памяти народной нашу общность, восходящую к заре общей истории. Многочисленные богослужения и крестные ходы, совершенные по всей Святой Руси, ясно показали, что в народном сознании равноапостольный князь Владимир был, есть и будет символом неразрывного и всестороннего единства, основанного на православной вере. И путь, избранный Крестителем Руси, — это не страница прошлого. Это залог будущего всех народов, чья духовная история началась в крестильных купелях Херсонеса и Киева.

Промыслительно, что жизнь и деяния иных угодников Божиих, памятью которых отмечен 2015 год, связаны с утверждением дела святого Владимира — дела, продолжение которого ныне возложено волей Божией на современное поколение иерархии, духовенства и мирян. Страстотерпцы князья Борис и Глеб, сыновья равноапостольного Владимира, своим вольным страданиемпоказали сородичам и потомкам, как надо смиренно жертвовать не только амбициями, но и самой жизнью ради предотвращения гибельных разделений и смут. Святые братья явили пример подвижнического стремления сплотить русские земли, принеся себя в жертву на благо народа.

Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, в те дни, когда казалось, что тьма и хаос объяли Русскую землю безвозвратно, будучи ведом Промыслом Божиим, перенес Первосвятительскую кафедру в мало кому тогда известную Москву, положив начало возрождению духовного, народного и государственного единства Руси.

Преподобный Иосиф Волоцкий и его соратники стали непреодолимой преградой на пути внешних еретических влияний, проникших на Русь на рубеже XIV и XV веков. В период одного из наиболее опасных в истории нашего Отечества и нашей Церкви духовных кризисов преподобный своей твердой верой, крепким духом и сильным словом пресек развитие ереси, укоренение которой имело бы необратимые, губительные для русской культурыпоследствия.

Мы знаем, что потрясения, которые произошли в Западной Европе, начались с потрясений внутри Католической Церкви в начале XVI века, — и произошли именно потому, что в западном мире были восприняты и укоренены те идеи, которые пытались привнести и на Русскую землю, но которые отразил преподобный Иосиф Волоцкий. А вслед за этим на Западе последовали Реформация, революции и, в целом, развитие такого взгляда на Бога и человека, который мы теперь называем либеральным подходом, хотя, конечно, это очень условное обозначение, — фактически речь идет о вытеснении Бога из жизни человека, из жизни целых народов. Велик подвиг преподобного Иосифа Волоцкого — человека недооцененного, не понятого до конца, до сих пор подвергающегося оклеветанию. И я рад, что мы могли так торжественно прославить имя этого выдающегося духовного лидера России в день его 500-летия.

 

В нынешнее время тяжелых испытаний подвиг этих подвижников, как и всего неисчислимого сонма святых нашей Церкви, пусть будет жизненным ориентиром и для священнослужителей, и для государственных и общественных деятелей, и для миллионов простых мирян — для всех, кому дороги идеалы Православия и Святой Руси. Вознося святым угодникам Божиим благодарность за их ходатайство перед Престолом Спасителя о всей Церкви Русской, обратимся к ним с просьбой дать нам силы и мудрость достойно нести служениеи в нашей местной Церкви — епархии Первопрестольногограда Москвы.

 

* * *

Рассматривая итоги года, по приятному долгу епархиального архиерея с радостью благодарю всех вас — первого викария митрополита Арсения, управляющих викариатствами и всех викарных архиереев, отцов благочинных и настоятелей, отцов наместников и матушек игумений, священников, диаконов и всех верных мирян города Москвы — за ваши труды, через которые в наших монастырях и приходах укрепляется благочестие, спасаются люди, жизнь жительствует.

Как и в прошлые годы, подробное описание разных направлений епархиальной деятельности вы найдете в приложении к моему докладу, в которое вошли данные отчетов епархиальных отделов и комиссий. Здесь же оглашу лишь ключевые статистические данные.

За время, прошедшее с прошлого епархиального собрания, количество храмов и часовен Патриаршей епархии увеличилось на 54 и составляет 1110[1]. Приходов же в Москве, если под таковыми понимать не юридическую форму организации, а общину при храме, в котором не реже одного раза в неделю совершается богослужение, насчитывается в этом году 475, то есть на 39 больше чем год назад. О статистике, касающейся программы строительства храмов в Москве, я скажу несколько позже.

Московский клир, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, состоит из 1644 человек: из них 23 архиерея, 1231 священник и 390 диаконов. Таким образом, число духовенства увеличилось за год на 53 человека.За этот год мною будут рукоположены 58пресвитеров[2] и 2 диакона[3], включая две запланированные до конца года иерейские хиротонии.Таким образом, в 2015 году мною будут совершены в общей сложности 60 хиротоний.

Число ставропигиальных монастырей за год не изменилось: к их числу относятся 32 обители — 15 мужских, объединяющих 970 насельника, то есть на 38 больше, чем год назад, и 17 женских монастырей с 913 насельницами — на 17 человек больше.

 

За минувший год преставились ко Господу 19клириков города Москвы и насельников ставропигиальных монастырей.

 

Клирики города Москвы:

 

1. Протоиерей Владимир Васильевич Гонтар (†22.03.2015);

2. Протоиерей Евгений Филиппович Жиганов (†10.06.2015);

3. Протоиерей Порфирий Федорович Дьячек (†17.08.2015);

4. Протоиерей Николай Николаевич Смирнов (†22.09.2015).

 

Насельники и насельницы ставропигиальных монастырей:

 

1. Иеродиакон Феофан (Аржаных; †17.09.2014);

2. Игумен Виссарион (Остапенко; †12.03.2015);

3. Иеромонах Алипий (Комиссаров; †18.04.2015);

4. Игумен Варсонофий (Худояров; †11.06.2015);

5. Иеромонах Герман (Щепихин; †22.06.2015);

6. Архимандрит Филарет (Харламов; †03.08.2015);

7. Инок Борис (Демьянский; †09.10.2015);

8. Инокиня Ксения (Дроздова; †08.12.2014);

9. Монахиня Мариам (Торшина; †04.01.2015);

10. Монахиня Иннокентия (Ольшевская; †08.01.2015);

11. Послушница Александра (Дроздова; †23.01.2015);

12. Монахиня Александра (Давыдова; †19.04.2015);

13. Монахиня Рафаила (Лукашова; †23.03.2015);

14. Монахиня Христофора (Завьялова; †13.05.2015);

15. Монахиня Исаакия (Моногарова; †21.10.2015).

 

Соборно пропоем почившим «Вечную память».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: