Практика подготовкико Святому Крещению

 

Рост церковной жизни конца восьмидесятых — середины девяностых годов сформировал уникальную паству начала XXI века, которой,в частности, свойственна ориентация на религиозное самообразование. Это связано с тем, что,когда в прежние десятилетиялюди приходили к Богу — часто в сознательном возрасте — духовных наставников не хватало. Оглашение совершалось на редких приходах, основы православной веры в лучшем случае постигались после принятия Крещения. Однако без укоренения в живой христианской учительной традицииверующему бывает трудно соотнести евангельские ценности с мирскими установками, которые он впитал с детства.

Отрадно, что на протяжении последних лет глубокое, содержательноенаучениелюдей православной вере постепенно становится неотъемлемой частью приходской жизни. Три года назад в Москве во исполнение решения Архиерейского Собора об обязательном оглашении лиц, желающих принять Крещение, и будущих восприемников, были введены правила проведения огласительных бесед. Вслед за этим мы услышали достаточно критики. Люди возмущались самим фактом обязательности подготовки ко Крещению, тем, что эта подготовка включала в себя неукоснительность изучения некоторых церковных правил и основных молитв. Не сразу огласительная практика прижилась и на приходах: она была с инерцией воспринята некоторыми настоятелями. Однако, к примеру, благочинный Одигитриевского церковного округа священник Петр Панов свидетельствует: «Одним из показателей положительной роли огласительных бесед можно назвать то, что заметно увеличилось количество младенцев, которых приносят родители в храм для причащения Святых Таин».

В нынешнем году в нашей епархии было проведено исследование, которое показало, что огласительные беседы в Москве — за редким исключением — проводятся повсеместно. Благодарю клир Московской епархии за активное исполнение постановлений Архиерейского Собора, нашего епархиального собрания и моих просьб.

Впрочем, как мне докладывают Преосвященные викарии и отцы благочинные, остаются нерешенными некоторые вопросы и наблюдаются существенные расхождения в практике. Например, где-то под «беседой»подразумевается покаянно-исповедальная встреча со священником человека, готовящегося ко Крещению, и при этом не проводятся учительные беседы, посвященные основам православной веры, разъяснению главных молитв и церковных таинств. Иногда, напротив, мирянин встречается с оглашаемыми и будущими восприемниками, а священник — нет. Обращаю ваше внимание на то, что в отношении лиц, приходящих креститься во взрослом возрасте, катехизическое обучение, преподание минимальных знаний о православной вере и практике должно идти одновременно с пастырскимдушепопечением, приведениемоглашаемого к осознанию своих грехов, к желанию преодолевать их и стяжать христианские добродетели. Катехизическое научение и душепопечение никак не могут заменять друг друга.

В ряде приходов вместо двух огласительныхбесед проводится одна. Иногда же беседа подменяется проповедью перед Крещением.Без сомнения, не стоит пренебрегатьназиданием непосредственно перед совершением таинства, однако оно никак не может «засчитываться» за одну из двух содержательных бесед, определенных Священным Синодом и Архиерейским Собором в качестве минимума для подготовки крещаемого или его восприемников.

Возникает и вопрос о допустимом минимуме содержания катехизического научения.О необходимости пояснений в этой сфере пишет, в частности, благочинный Богоявленского благочиния архимандрит Дионисий (Шишигин): «Необходима унификация порядка катехизации в различных приходах. Это позволило бы изжить соблазнительную разность подхода к этой задаче, когда в одном приходе священник требует хотя бы элементарной готовности к таинству, но несерьезно настроенные люди ищут и находят в другом приходе “добрых” батюшек, не привыкших обращать на эту сторону своего служения ни малейшего внимания». О создании единых рекомендаций к проведению огласительных бесед перед Крещением ходатайствуют также благочинный Даниловского благочиния города Москвы протоиерей Олег Воробьев и благочинный Ильинского благочиния протоиерей Евгений Сизов.

Мне известно, что работа по составлению таких рекомендаций уже ведется в Восточном викариатстве. Поручаю владыке Пантелеимонуи совету Восточного викариатства подготовить требуемые материалы, направить их на отзыв всем управляющим викариатствами а затем, после учета поступивших мнений, представить итоговый документ мне. Возможно, будет также полезно рассмотреть его на Высшем Церковном Совете. Это придаст емухарактер рекомендаций для всех епархий.

Приглашаю участников епархиального собрания обсудить сегодня вопрос о минимальном содержании катехизации, причем считаю важным руководствоваться не теоретическими рассуждениями, а реальными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся в приходской жизни.Этот обмен мнениями будет запротоколирован и переданПреосвященному Пантелеимону для использования при написании рекомендаций.

 

 

Духовничество

 

На прошлых епархиальных собраниях мы говорили о злоупотреблениях со стороны некоторых пастырей их душепопечительскими обязанностями, о недопустимом навязывании пасомым своего мнения по определенным вопросам частной жизни, о нездоровом вмешательстве во внутрисемейные дела.

Источником этой проблемы являются не только пастырские ошибки отдельных священников, но и неправильное понимание мирянами роли пастыря, значения исповеди и духовного советования. В качестве универсального средства разрешения всех внутренних и внешних проблем некоторые миряне стремятся обрести носителей «уникального» духовного опыта в лице насельников известных монастырей, порой находящихся далеко за пределами родной земли. Такие миряне пренебрегают исконным христианским принципом — основное духовное руководство человек должен получать в своей церковной общине, где знают его сильные и слабые стороны, добродетели и грехи.

Традиция старчества укоренена в истории Русской Церкви — можно вспомнить Оптинских подвижников. Но старчество, за исключением особой монастырской практики отношений наставника и будущего монаха, в древности не являлось формой регулярного водительства мирян. К старцам обращались самое большее несколько раз в жизни по ключевым вопросам, определяющим судьбу человека. К сожалению, это понимание старчества порой подменяется поисками такого наставника, по мановению которого якобы разрешатся все жизненные и духовные проблемы. Доходит до того, что человек, испросив у, может быть, действительно опытного старца или даже нескольких старцев ряд советов по очень конкретным и иногда представленным под специфическим углом жизненным ситуациям, затем умело подтасовывает эти советы так, что они становятся универсальным средством «оправдания» его поступков.

Важно укреплять среди прихожан понимание, что именно приход — этото место, где они не только встречаются в богослужении, молитве и общении,но где, пребывая в едином Теле Христовом, они находятся в особых отношениях со священниками. Именно на приходских пастырей возложено духовное попечение о прихожанах, причем в разумных пределах, определенных многолетним приходским опытом, в том числе московским. Это духовное попечение включает в себя исповедь, посильные рекомендации, касающиеся борьбы со страстями, ответы на вопросы о вере и нравственности. Такое попечение должен осуществлятьприходскойсвященник, и именно он, с помощью Божией, не преступая пределов советования, призван помочь мирянину в разрешении различных недоумений.

В деликатном и смиренном со стороны приходских священников, уважительном и доверительном со стороны прихожан выстраивании духовных отношений я вижу один из ключевых аспектов правильного развития приходской жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: