Об исполнении решений епархиального собрания 2014 года

 

В прошлом году епархиальное собрание города Москвы определило несколько задач, и некоторые из них нам следует сегодня обсудить.

Перед тем, как перейти к этой теме, хотел бы поблагодарить всех тех Преосвященных викариев, отцов благочинных и членов епархиального совета, которые направили мне при подготовке нынешнего собрания целый ряд предложений, связанных с приходской практикой. Не обо всем сегодня мне удастся сказать, ибо мы ограничены во времени. Хотел бы сообщить, что на многие из этих предложений я уже отреагировал или отреагирую в ближайшее время.

 

По-прежнему находится впроработке со светскими властями приемлемый для нас порядок совершения заупокойных богослужений на кладбищах и в моргах, в том числе исключающий возможность их осуществления лжесвященниками или священниками, лишенными канонических полномочий совершать богослужения.

В прошлом году обновилось законодательство в данной сфере, а также произошла реструктуризация ФГУП «Ритуал», в связи с чем для работы в этом направлении появились дополнительные возможности. Более того, со стороны Департамента потребительского рынка и услуг, курирующего деятельность моргов и кладбищ, в управление Московской епархии неоднократно поступали просьбы о помощи в наведении порядка. Департаментом было обещано всевозможное содействие. Прошу владыку Арсения предложить мне состав рабочей группы и кандидатуру председателя для дальнейшей работы.

 

Один из вопросов, поднятых на епархиальном собрании 2014 года, был связан с отсутствием единого месяцеслова для приходов и монастырей, в который были бы включены все имена святых, прославленных в Православной Церкви. Работа по составлению такого сборника сейчас ведется Издательским советом.Уже составлен предварительный список святых, включенных в календарь Русской Православной Церкви — в частности, святых, прославленных другими Поместными Церквами и включенных в наш календарь с 1945-го по 1989 год. Ведется формирование списка местночтимых святых, которые внесены в церковный календарь, причем внимательно изучаются основания внесения имени святого в календарь.При содействии наших зарубежных епархий составлен список западных святых Древней Церкви (до разделения), пользующихся особым почитанием среди православных христиан Западной Европы. Полученный материал требует глубокого анализа с привлечением широкого круга агиографических и исторических источников. Таким образом, предстоит еще длительная и сложная работа.

 

В городе Москве продолжается аттестация воскресных школ, ожидаемый срок ее завершения — конец апреля 2016 года. В текущем году число воскресных школ увеличилось с 279 до 302, в них обучается 12454 ребенка. Любая аттестация для руководителя сопряжена с дополнительными трудностями, даже в тех случаях, когда процесс выстроен идеально. Понимаю, что и данная аттестация — не исключение. Однако прошу обратить внимание на то, что по ее результатам мы сможем систематизировать информацию обо всех воскресных школах Москвы, упорядочить документацию в каждой отдельно взятой школе, привести учебные планы и учебно-воспитательные программы в соответствие с требованиями «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».В конечном итоге мы сможем улучшить качество обучения в воскресных школах, понять пробелы — а они есть, особенно в отношении старшеклассников — и восполнить эти пробелы. Косвенным достижением аттестации стало то, что многие педагогические коллективы разных воскресных школ познакомились друг с другом, стали обмениваться опытом, наработками. Такое было, конечно, и раньше, но сейчас этот процесс получил большее развитие.

В ходе аттестации многие школы были отнесены не к категории «воскресная школа», а к категории «воскресная учебно-воспитательная группа». Председатель профильной епархиальной комиссии протоиерей Андрей Алексеев констатирует: «Данная ситуация вызвана достаточно высокими требованиями, обозначенными в синодальном Стандарте для воскресных школ, в особенности в отношении материально-технического и информационного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, которым некоторые школы пока не могут соответствовать, в силу чего им приходится временно переходить в разряд учебно-воспитательных групп». Не следует в этом видеть какое-либо порицание или принижение трудов педагогических коллективов. Речь идет лишь о терминологической дифференциации, которая позволяет нам яснее представлять себе имеющиеся возможности.

 

Епархиальное собрание 2014 года отметило важность развития молодежного волонтерства в Москве и дало указание Комиссии при епархиальном совете по делам молодежи активно включиться в эту работу.В марте сего года, внимательно изучив деятельность комиссии, я принял решение учредить вместо нее Молодежный отдел Московской городской епархии. Поскольку молодым людям важно видеть пример и соотносить себя с ним, председателем нового отдела назначен достаточно молодой человек — Михаил Геннадьевич Куксов, который перед этим получил большой опыт молодежной работы при организации участия молодых добровольцев в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. В структуре самого новообразованного отдела — несколько секторов с различными направлениями деятельности. Все сотрудники отдела являются молодыми прихожанами московских храмов.

За неполный год существования Молодежному отделу удалось не только собрать вокруг себя тех, кто профессионально связан с приходской молодежью, — профильных помощников настоятелей, но и объединить через социальные, культурные, образовательные, информационные проекты многих православных молодых людей, проживающих в российской столице. По приблизительным подсчетам, московский приходской молодежный актив можно оценить сегодня примерно в 6000 человек — это те верующие молодые люди, которые находятся в контакте с Молодежным отделом.Значительное число этих молодых людей входит в движение «Православные добровольцы»: они участвуют в Патриарших богослужениях, помогают верующим сориентироваться в храме, поют за богослужениями в разных приходах, задействованы в работах повосстановлению нескольких храмов и монастырей. Наряду с еще одним движением — добровольцами службы «Милосердие» — они также окормляют социальные учреждения, собирают гуманитарную помощь для Донбасса, ездят на московские вокзалы кормить бездомных, совершают паломнические поездки. Спектр их деятельности широк. Отрадно, что всеми этими трудамиправославные христиане занимаются уже в молодом возрасте, от всего сердца отзываясь на призыв Спасителя к следованию за Ним, в первую очередь в милосердном служении.

Причина успеха волонтерского доброделания— в том, что мы позволяем молодежи проявить инициативу, доверяем ей ответственные направления, укрепляем ее в желании послужить Церкви и раскрыть таланты, дарованные Богом. Творчество, смелость, бесстрашие были частью порыва апостолов во время их земной жизни. Эти же качества важно сохранить и преумножить в среде православной молодежи. Жатвы хватит на всех, тем более в таком огромном городе, как Москва. Дорогие владыки и отцы, призываю вас благословлять и поддерживать молодежные инициативы. Почувствовав однажды ваше доверие, молодежь ответит горячей любовью.

Мне известны примеры, когда молодые люди поначалу стеснялисьоткрыто свидетельствовать о себе как о православных христианах. Но после того как священнослужители их поддерживали, они сначала приступали к какой-то деятельности внутри прихода, потом задумывали совместныеинициативы со светскими сверстниками, а затем становились движущей силой и опорой в хозяйственной, социальной, просветительской работе своей общины, избрав храм местом не только для молитвы, но и для деятельности в свободное время.

В этом году Молодежным отделом было проведено частичное анкетирование приходов Москвы на основании базы данных, имевшейся при начале работы отдела. В настоящее время база данных отдела совершенствуется и дополняется, детализированная статистика по всем приходам будет представлена нам в следующем году. Результаты нынешнего анкетирования, которое охватило 222 храма, представлены в приложении к моему докладу. Из него, в частности, явствует, что все еще есть храмы, хотя таких немного, которые слабо развивают или совсем не развивают молодежную работу. Так быть не должно. Хотел бы при этом поблагодарить многих настоятелей, которые уделяют данному направлению должное внимание.

Подробнее с деятельностью Молодежного отдела вы можете познакомиться в приложении к моему докладу. Считаю важным отметить качество подготовки отчета и объем совершенного за 2015 год. Надеюсь, что сотрудники отдела будут продолжать начатое через взаимодействие с викариатствами, благочиниями и приходами, а также со светскими коллегами, помогая будущим поколениям православных москвичей сохранить в сердцах огонь веры и стать достойными наследниками Отечества Небесного.

Завершая часть доклада о молодежной работе, хотел бы сказатьи о социальных сетях. Это то, что менее доступно людям старшего и даже среднего поколения. Времени и сил не хватает, да и интереса особого нет. А молодежь живет в социальных сетях.Дети и молодежьв возрасте от 12 до 25 лет в Интернете в среднем проводят шесть-семь часов в сутки, по большей части в социальных сетях. Даже телепрограммы там смотрят. Может ли этот факт быть для нас безразличным? А чем больше у нас православной молодежи, тем более активным должно быть наше присутствие в социальных сетях. Поэтому просил бы на это тоже обратить ваше внимание.

 

Несколько разделов прошлогоднего постановления епархиального собрания были посвящены вопросам катехизации, приходского консультирования, подготовки катехизаторов и консультантов. Благочинный храмов Троицкого округа Северо-Восточного викариатства протоиерей Георгий Климов обращает внимание на то, что, «несмотря на проводимые регулярно епархиальные и викариатские курсы, чувствуется, особенно на больших приходах, нехватка квалифицированных кадров, особенно миссионеров-катехизаторов. Имеющиеся чаще всего сильно перегружены приходской работой». Во исполнение поручения собрания 2014 года при Новоспасском монастыре были организованы курсы для приходских катехизаторов-миссионеров, а также для тех, кто занимается в московских храмах приходским консультированием: отвечает на вопросы пришедших, помогает им сориентироваться в храмовом пространстве, знакомит со священнослужителем.

Управляющим викариатствами следует держать эту тему под своим внимательным контролем. Напоминаю, что по нашему с вами прошлогоднему решению специализированную подготовку должны получить не только штатные приходские катехизаторы и консультанты, но также те помогающие им добровольцы, которые таковой еще не обладают.Ведь у каждого приходского специалиста может быть группа людей, которая ему помогает. Если так складывается, особенно на большом приходе, то это идеальная форма работы. Но тогда мы должны подумать о том, чтобы и руководитель имел признанное Церковью образование,и люди вокруг него тоже были подготовленными. Стало быть, нужно подумать, каким должен быть уровень подготовки у тех, кто вовлечен в катехизическую или социальную работу, помимо штатного приходского работника.

Впрочем, и для катехизаторов, имеющих профильное образование, стоит продумать нетривиальные программы повышения квалификации. Можно, например, создать на общемосковском уровне сообщество катехизаторов-миссионеров, чтобы эти активные миряне не ограничивались своими приходами, а знакомились с практиками коллег, проводили межприходскиемероприятияили даже съезды в рамках викариатств. Знаю, что такая работа частично ведется, и считаю, что она должна получить развитие.Как справедливо отмечает в своем отчете, составленном еще до назначения на Рязанскую митрополичью кафедру, управлявший тогда Северным викариатствомвладыка Марк, «для успешного служения миссионерам-катехизаторам необходимо подкрепление теоретических знаний реальным опытом еще до начала своей деятельности», чтобы катехизаторы не делали неудачных проб в служении, ведь за каждой такой ошибкой стоит живой человек.Для этого, помимо уже упомянутых курсов, важно организовать в викариатствах обмен опытом новых катехизаторов с их более опытнымисоработниками.

 

По подсчетам на конец текущего года, на приходах Московской городской епархии на должности катехизаторов-миссионеров числится 345 человек.Двойное именование этих сотрудников обусловлено решением Архиерейского Собора 2013 года о возможности совмещения этих двух видов служения на уровне приходов. При этом сегодня миссионерством мы называем разные сферы церковного служения — это и молодежная работа, и просвещение, и осуществление культурных проектов, и взаимодействие с учебными заведениями. Ведь, действительно, все эти области церковного служения предполагают миссию. Какова же специфическая работа приходских катехизаторов-миссионеров?

К их служению,помимо собственно катехизации, о которой еще пойдет речь, можно отнести уже упомянутое консультирование, когда сотрудники храма и прихожане-добровольцы встречают в субботние, воскресные и праздничные, а также предпраздничные дни пришедших в храм и помогают им сориентироваться, отвечая на вопросы. Катехизаторы-миссионеры либо самостоятельно, либо вместе с многочисленными приходскими ответственными за развитие преподавания «Основ православной культуры» осуществляют взаимодействие с образовательными учреждениями, организуя экскурсии в храмы для школьников, привлекая их к совместным мероприятиям с воскресными школами в рамках различных фестивалей, викторин и конкурсов. Вместе с приходскими социальными работниками катехизаторы-миссионеры ведут просветительскую работу среди воспитанников детских домов, людей, приходящих в центры социального обслуживания и другие городские социальные учреждения. К миссионерской деятельности можно отнести и распространение листовок, а также качественное ведение интернет-сайтов и страниц в социальных сетях, о чем я уже говорил.

В современное сложное время человек погружен в бурю социальных, информационных, политических, экономических треволнений. Церковь знает способ, как сохранить себя в этих обстоятельствах, вопреки опасностям века сего. Этот способ заключен в простой истине: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Если в центре жизни человека—Христос, то весь внутренний мир личности, а, следовательно, и ее внешняя жизнь преобразятся и упорядочатся, и страхи отступают. Но сколь многие люди еще не знают эту истину!

В нашем мегаполисе сотни тысяч людей ежедневно проходят или проезжают мимо храмов, но далеко не все из них в эти храмы заходят. Крайне важно обратить на это внимание и предпринять усилия по укреплению миссии за пределами храмового пространства. В московских приходах естьвоцерковленные миряне с хорошим образованием, желающие и могущие помочь в богоугодном деле проповеди Евангелия. Надо дать этим людям максимальную возможность реализовывать себя на этом поприще.

Способов тому множество, и немало уже делается. Например, получила широкое распространение практика подготовки листовок и раздача их прихожанам в Великую Субботу или на Христово Рождество. Надо развивать такую практику, распространяя ее на другие дни, как это уже делается на некоторых приходах. Праздники, по сути, являются сильнейшим миссионерским действием, каждый месяц напоминая о евангельских событиях и о том, что Бог сделал для нас. Почему бы накануне двунадесятых праздников не снабжать активных прихожан листовками и не направлять их за церковную ограду? В рамках миссионерского служения приходам можно организовывать совместные культурные и общественные мероприятия для прихожан в городском пространстве. Это могут быть и экскурсии по городу, и концерты в близлежащих домах культуры, и совместные походы в кино, на фестивали. Это мог бы быть, например, общеприходской просмотр в кинотеатре достойного фильма, каковым, к примеру, в истекающем году стал мультфильм«Необыкновенное путешествие Серафимы», причем с выкупом билетов приходом и приглашением не только прихожан, но также их знакомых. Миссия Церкви —это не только обращение в веру иноверцев или язычников, но и конкретные дела, направленные на тех, кто живет рядом с нами, но еще не увидел свет Христовой правды.

К сожалению, наблюдается некоторая обособленность деятельности Миссионерской комиссии от миссионерской деятельности приходов. В этом году комиссия продолжила осуществление просветительских программ среди мигрантов, число участников которых, к сожалению, снизилось. Исполняющим обязанности председателя комиссии проводились циклы лекций в ряде высших и средне-специальных учебных заведений Москвы, а также просветительские встречи в культурно-просветительском центре святителя Иоанна Златоуста при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Комиссией продолжена работа по созданию и размещению в интернете просветительских видео-лекций. Распространялось, хотя в значительно меньшем количестве, чем в прошлом году, специальное издание Нового Завета с доступным справочным аппаратом. Считаю необходимым обратить внимание исполняющего обязанности председателя Миссионерской комиссии на замечание владыки Марка, ныне митрополита Рязанского, который подчеркивает важность развития миссионерских трудов «ввиду растущей активности деструктивных сект и культов, ведущих свою деятельность вне зависимости от административного деления Москвы». Необходимо усилить работу по антисектантскому направлению. Перечисленные выше труды похвальны, однако сектантская угроза в условиях большого города — это одна из тех тем, на которые должно быть обращено первоочередное внимание комиссии. Возможно, соответствующая деятельность ведется, но в отчете комиссии это не отражено.Необходимо также постоянно обновлять миссионерские материалы, пополнятьметодическую базу. Допустимы и миссионерские региональные поездки, о которых много сказано в поступившем ко мне отчете комиссии, однако география деятельности столичных миссионеров должна быть сосредоточена в Москве, оставляя выезды за пределы города на последней строчке повестки дня. Комиссия должна быть первым помощником приходов и приходских миссионеров.

 

Важным направлением деятельности викариатств и общеепархиальных структур остается преподавание Основ православной культуры в среднеобразовательных школах.Процент выбора московскими школьниками этого модуля немного вырос с прошлого года и составил 33,55% против прошлогодних 29,79% из общего числа школьников четвертых классов[13]. Напоминаю, что существенный рост произошел в 2014 году по сравнению с 2013 годом: тогда показатель вырос на 10%. Хотел бы отметить серьезную работу епархиального отдела религиозного образования и катехизации города Москвы, который в истекшем году продолжал осуществлятьвзаимодействие со светскими учреждениями. Так, совместно с Московским институтом открытого образования проведены курсы «Содержание и методика модуля "Основы православной культуры" комплексного учебного курса ОРКСЭ», в рамках которых квалификацию повысили 857 педагогов (в прошлом году — 796). Эту важную работу следует развивать и далее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: