Когнитивные характеристики, стресс и тревога
Бен Серл, Бен Ньюелл и Джим Брайт Ben Searle, Ben Newell, Jim Bright
Эта глава представляет работы в области когнитивных характеристик и эмоций, значимых для изучения стресса. Она знакомит с рядом теорий и экспериментальных парадигм, используемых при изучении феноменов, связанных со стрессом, и описывает влияния стресса на различные аспекты когнитивного функционирования, включая внимание, память и суждение.
Если мы допускаем, что стрессоры ведут к поведенческим изменениям, тогда необходимо рассмотреть характер процесса, лежащего в основе этих изменений. Пока мы обсудили реакции-напряжения в терминах физиологии и самоотчетов (например: кровяное давление и реакции, диагностируемые с помощью опросников); другой подход к реакциям-напряжениям — рассмотреть, как реагирует на стрессоры когнитивная система. Попытки трактовать феномены напряжения с учетом когнитивных процессов становятся популярным исследовательским подходом, и сейчас издаются журналы, например Cognition and Emotion, которые посвящены этим исследованиям. Однако научные данные, связывающие стрессоры с когнитивными процессами (такими как внимание и память), далеко не однозначны. Частично это обусловлено расплывчатостью определений стресса, которые преобладают в настоящее время (см. главу 1). Как мы видели в главе 2, термин «стресс» часто используют для описания физиологической или психологической реакции на стрессоры, что ведет к значительному совпадению популярного употребления термина «стресс» и понятий тревоги и депрессии. Этим понятиям уделяется большое внимание в когнитивной литературе (см., например, Eysenck, 1992; Beck & Emery, 1985).
|
|
Хотя все эти понятия перекрывают друг друга, тревога и депрессия являются более узкими, точнее определенными и легче измеряемыми понятиями. Поскольку они более тщательно исследованы когнитивными психологами, влияния тревоги и депрессии на когнитивные процессы также понимаются яснее. Хотя эта область исследований редко обсуждается в книгах по стрессу, которые обычно концентрируют внимание на работах более прикладного характера, подобные исследования способны обеспечить лучшее понимание процесса стресса. Исследования стресса, несомненно, выиграют от большей интеграции подобных подходов. В следующем разделе дается краткий обзор некоторых ключевых различий между методами когнитивной психологии и методикой, используемой психологами — специалистами в области профессиональной деятельности и здоровья человека.
Когнитивная психология
Когнитивные психологи пользуются строго контролируемыми экспериментальными парадигмами и, как правило, проводят исследования в лаборатории, где этот высокий уровень контроля обеспечить легче, чем в полевых условиях. Психологи — специалисты прикладных отраслей, в которых обычно изучают стресс (например: здравоохранение, психология Профессиональной деятельности или клиническая психология), также проводят лабораторные исследования, но здесь существует более устойчивая традиция изучать феномены в естественной обстановке. Одна из причин стремления исследовать поведение непосредственно на местах, где это поведение обычно разворачивается, — это желание задействовать те богатые по содержанию и комплексные средовые факторы, которые могут вносить свой вклад в изучаемые феномены. Соответственно, организационные психологи могут изучать стресс на рабочих местах, а клинические психологи — в группах пациентов. Считают, что подобные исследования более экологически валидны, чем лабораторные подходы, поскольку психолог может увидеть поведение в его подлинном и полном контексте (т е. в нормальной экологической ситуации). Однако часто экологическая, валидность может достигаться ценой уменьшения строгости экспериментального контроля. Как мы видели в предыдущих главах, в прикладных условиях полностью удовлетворяющий контроль просто невозможен Лабораторные эксперименты часто используют и стрессоры, и измерения работоспособности, которые сильно отличаются от тех, которые имеют место в реальных жизненных ситуациях. Поэтому подобные исследования уязвимы для критики на том основании, что им недостает экологической валидности, т е их нельзя перенести на реальную жизнь. Однако поскольку они могут контролировать все аспекты эксперимента, возникает возможность показать причинно-следственные связи, в которые не вмешиваются посторонние переменные Например, вместо того чтобы ждать появления стрессора, а затем спрашивать участников, как они себя вели, в контролируемом эксперименте стрессором можно манипулировать, меняя его интенсивность и продолжительность, а реакцию участника можно измерять в количественной форме. Тем самым эти исследования способны пролить свет на механизмы, посредством которых стрессоры, эмоции (такие как тревога и депрессия) и когнитивные характеристики связаны друг с другом.
|
|