Существует множество теорий, которые пытаются объяснить влияние тревоги и депрессии на когнитивную способность; поэтому мы сосредоточимся только на трех н аиболее влиятельных Эти теории имеют отношение к тревоге как состоянию и к тревоге как черте. Состоянием тревоги называют уровень тревоги, которую человек испытывает в данное время. Под тревогой как чертой (тревожностью) понимают устойчивую характеристику индивидуума, состоящую в том, чтобы испытывать тревогу; человек с высокой тревожностью испытывает тревогу намного чаще, чем человек с низкой тревожностью. Эти показатели, как правило, оценивают, используя методику измерения тревоги Спилбергера (в отечественной практике — шкала самооценки реактивной и личностной тревожности Ч Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным. — Прим. ред.) (см. врезку 5.1).
Опросник по тревоге как состоянию и черте (State- Trait Anxiety Inventory, STAI Sptelberger, 1970) — это опросник для самоотчета, созданный с целью разграничения тревоги как (а) состояния (скоротечного аффективного опыта) и (Ь) черты (устойчивой характеристики личности) Это средство измерения состоит из двух частей, содержащих по 20 утверждений (сформулированных в утвердительной и отрицательной форме) Респондентов просят дать ответ
|
|
a) с точки зрения того, что они чувствуют в данный момент, т е их текущего состояния (сюда включены утверждения «я напряжен», «я спокоен», «я уверен в себе»)
b) с точки зрения того, что они чувствуют обычно, т е отражается элемент личностной черты (сюда включены утверждения «я испытываю нервозность и беспокойство», «я удовлетворен собой», «меня преследуют беспокойные мысли»)
STAI часто применяют исследователи стресса, которые, в зависимости от своих целей и задач, могут использовать шкалы либо состояния, либо черты Шкалу Состояние тревоги обычно используют для того, чтобы оценить кратковременный или ситуативный дистресс, либо реакцию на условия, которые угрожают самооценке, например на оценку работы (Saunders et al, 1996), хотя его также используют и для того, чтобы оценить отклики на стрессовые жизненные события, которые чаще всего являются более долговременными эмоциональными реакциями (см, например, Sexton-Radek, 1994) Шкала Тревога как черта часто используется как мера негативной эффективности (см, например, Steptoe, Lipsey &Wardle, 1998) Некоторые исследователи применяют обе шкалы например, Ши, Клоувер и Бертон (Shea, Clover & Burton, 1991) оценивали влияние тревоги как состояния и как черты, а также воздействие стрессовых жизненных событий на иммунное функционирование у студентов-медиков, готовящихся к экзаменам.
Врезка 5 1 Опросник по тревоге как состоянию и черте