Руководителям пионеров V—VI классов необходимо прежде всего помочь детям почувствовать и осознать свое новое положение в организации: возросшую самостоятельность и ответственность в отрядных и дружинных делах, обязанность непосредственно помогать комсомольцам и коммунистам в их общественной и трудовой деятельности.
Новая позиция младших подростков в пионерской организации эмоционально подкрепляется ощутимыми и привлекательными правами: отряду присваивается имя героя, он может послать своих представителей в совет дружины и во все другие ее руководящие органы. У пионеров среднего возраста новые, более серьезные обязанности: они отвечают перед дружиной за работу с октябрятами, за дела в зоне пионерского действия. Задача воспитателей, вожатых отрядов — помочь пионерам находить такие объекты для приложения своих сил, которые бы все больше выводили ребят за стены их класса, школы, обогащали их опытом участия в коммунистическом строительстве. Теперь ребятам уже доступны дела, связанные с помощью не только каким-то конкретным людям, но и целым коллективам людей — колхозу, стройке, заводу, своему родному району, городу.
|
|
Важно постоянно расширять связи пионерского отряда младших подростков с другими коллективами своих сверстников: с соседними и сельскими школами, а также и со взрослыми коллективами: воинской частью, предприятием, колхозом, институтом и т. д.
Актуальная задача на этом этапе — накопление у подростков опыта самостоятельной организации коллективной деятельности, выработка умения действовать целым отрядом в составе дружины, планировать работу отряда, распределять поручения между звеньями или временными группами, проверять выполнение намеченного. У каждого пионера надо формировать организаторские навыки, обогащать его опытом руководства группой сверстников или младших товарищей, самостоятельной организации несложного дела или его части.
Надо воспитывать у отряда привычку действовать непрерывно, быть постоянно в поиске, в походе, настойчиво осуществлять поставленные цели, добиваться задуманного даже тогда, когда рядом нет взрослого — вожатого, учителя.
Расширение круга общественных интересов младших подростков служит благоприятной почвой для последовательного развития их морально-политического сознания (на данном этапе это особенно важно), углубление чувств и переживаний, связанных с представлениями о Родине и ее героически истории, о Революции и ее деятелях, о поступательном движении нашего общества к коммунизму.
Ощутимый подъем умственных и духовных сил подростков, более систематические знания, приобретаемые в школе, создают возможности для самой разнообразной работы с ними, вовлечения их в многогранную по содержанию и формам деятельность.
|
|
В отличие от пионеров младшего возраста теперь перед ними можно ставить сознательную задачу воспитания морально-волевых качеств. Надо вводить в практику пионерских отрядов V—VI классов и поощрять систематическое обсуждение на сборах звена, отряда поведения и деятельности каждого пионера путем отчета его перед лицом своих товарищей. Если коллектив не удовлетворен поведением или личными качествами того или иного пионера, ребята могут потребовать от него соответствующей работы над собой.