II. Воспитательные задачи в работе с пионерами среднего возраста

 

Руководителям пионеров V—VI классов необходи­мо прежде всего помочь детям почувствовать и осознать свое новое положение в организации: возросшую само­стоятельность и ответственность в отрядных и дружин­ных делах, обязанность непосредственно помогать комсо­мольцам и коммунистам в их общественной и трудовой деятельности.

Новая позиция младших подростков в пионерской организации эмоционально подкрепляется ощутимыми и привлекательными правами: отряду присваивается имя героя, он может послать своих представителей в совет дружины и во все другие ее руководящие органы. У пио­неров среднего возраста новые, более серьезные обязан­ности: они отвечают перед дружиной за работу с октяб­рятами, за дела в зоне пионерского действия. Задача воспитателей, вожатых отрядов — помочь пионерам находить такие объекты для приложения своих сил, ко­торые бы все больше выводили ребят за стены их клас­са, школы, обогащали их опытом участия в коммунисти­ческом строительстве. Теперь ребятам уже доступны дела, связанные с помощью не только каким-то конкрет­ным людям, но и целым коллективам людей — колхозу, стройке, заводу, своему родному району, городу.

Важно постоянно расширять связи пионерского отря­да младших подростков с другими коллективами своих сверстников: с соседними и сельскими школами, а так­же и со взрослыми коллективами: воинской частью, предприятием, колхозом, институтом и т. д.

Актуальная задача на этом этапе — накопление у подростков опыта самостоятельной организации коллективной деятельности, выработка умения действовать це­лым отрядом в составе дружины, планировать работу отряда, распределять поручения между звеньями или временными группами, проверять выполнение намечен­ного. У каждого пионера надо формировать организатор­ские навыки, обогащать его опытом руководства группой сверстников или младших товарищей, самостоятельной организации несложного дела или его части.

Надо воспитывать у отряда привычку действовать не­прерывно, быть постоянно в поиске, в походе, настойчиво осуществлять поставленные цели, добиваться задуман­ного даже тогда, когда рядом нет взрослого — вожатого, учителя.

Расширение круга общественных интересов младших подростков служит благоприятной почвой для последо­вательного развития их морально-политического соз­нания (на данном этапе это особенно важно), углубле­ние чувств и переживаний, связанных с представлениями о Родине и ее героически истории, о Революции и ее дея­телях, о поступательном движении нашего общества к коммунизму.

Ощутимый подъем умственных и духовных сил под­ростков, более систематические знания, приобретаемые в школе, создают возможности для самой разнообразной работы с ними, вовлечения их в многогранную по содер­жанию и формам деятельность.

В отличие от пионеров младшего возраста теперь пе­ред ними можно ставить сознательную задачу воспита­ния морально-волевых качеств. Надо вводить в практи­ку пионерских отрядов V—VI классов и поощрять систе­матическое обсуждение на сборах звена, отряда поведе­ния и деятельности каждого пионера путем отчета его перед лицом своих товарищей. Если коллектив не удов­летворен поведением или личными качествами того или иного пионера, ребята могут потребовать от него соот­ветствующей работы над собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: