В 11—12 лет в жизни детей намечаются заметные изменения. Переход из начальной школы в среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и важные сдвиги в развитии личности ребенка и всей его психической жизни.
В глазах младшего подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений с товарищами, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах товарищей авторитет, занять в коллективе достойное место. У младшего подростка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период в связи с началом интенсивного процесса физического и физиологического созревания.
Если взрослые не учитывают в целом положительного стремления подростка к самостоятельности, оно может принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямства, грубости, эгоизма). Классному руководителю, учителю, вожатому легче воздействовать на подростка, если они выступают в роли старших членов коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействуют на общественное мнение. И напротив, когда взрослые пытаются просто навязать подросткам те или иные нормы поведения, то в коллективе нередко возникает противодействие им и даже складываются неверные моральные правила, привычки.
|
|
У ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках.
Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки и поэтому склонны переоценивать свои возможности, а порой остро переживать чувство неуверенности в себе.
У младшего подростка развитие моральных чувств все еще опережает становление соответствующих нравственных понятий. Часто он не видит прямой связи между качествами личности, которыми искренне желает овладеть, и своим повседневным поведением. Наиболее соответствующим идеалу пионеров этого возраста является образ человека решительного, волевого, мужественного, не боящегося взяться за трудное дело, глубоко заинтересованного в благополучии и счастье других людей и своей страны, справедливого и принципиального.
Педагогу, вожатому надо постараться увлечь подростков высокими нравственными идеалами, воплощенными в образе замечательного человека, который может стать для них как бы критерием поведения и помочь детям практически следовать своему идеалу.
|
|
У младших подростков расширяются общественные интересы, появляется стремление выйти за рамки повседневной школьной жизни, приобщиться к делам и задачам взрослых. Ребят этого возраста особенно привлекают дела, в которых может проявиться их самостоятельность. Они любят мечтать о подвигах, об участии в событиях, имеющих большую общественную значимость.
Ребята в этом возрасте способны к серьезным трудовым усилиям. Им импонируют значимость и сложность трудовой задачи. Но в то же время важно, чтобы сам процесс труда, как и другой любой вид общественно полезной деятельности, носил эмоциональный, яркий характер.
Младшие подростки склонны к творческим играм, особенно военным, спортивным, где можно испытать свои морально-волевые и физические качества: храбрость, выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике, они охотно участвуют в работе отрядов красных следопытов, ЮДП, ЮДМ, ЮДСА, с удовольствием принимают участие в походах по родному краю.