I. Краткая характеристика психологических особенностей детей 11—12 лет (V—VI классы)

 

В 11—12 лет в жизни детей намечаются заметные из­менения. Переход из начальной школы в среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной дея­тельности, но и важные сдвиги в развитии личности ре­бенка и всей его психической жизни.

В глазах младшего подростка резко возрастает зна­чение коллектива, его общественного мнения, отношений с товарищами, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах товарищей авторитет, за­нять в коллективе достойное место. У младшего подрост­ка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период в связи с началом интенсивного процесса физи­ческого и физиологического созревания.

Если взрослые не учитывают в целом положительно­го стремления подростка к самостоятельности, оно мо­жет принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямства, грубости, эгоизма). Классному руководителю, учителю, вожатому легче воз­действовать на подростка, если они выступают в роли старших членов коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействуют на общественное мнение. И напротив, ког­да взрослые пытаются просто навязать подросткам те или иные нормы поведения, то в коллективе нередко воз­никает противодействие им и даже складываются невер­ные моральные правила, привычки.

У ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окру­жающим их людям и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках.

Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно проанализиро­вать свои поступки и поэтому склонны переоценивать свои возможности, а порой остро переживать чувство неуверенности в себе.

У младшего подростка развитие моральных чувств все еще опережает становление соответствующих нрав­ственных понятий. Часто он не видит прямой связи меж­ду качествами личности, которыми искренне желает ов­ладеть, и своим повседневным поведением. Наиболее соответствующим идеалу пионеров этого возраста явля­ется образ человека решительного, волевого, мужествен­ного, не боящегося взяться за трудное дело, глубоко заинтересованного в благополучии и счастье других лю­дей и своей страны, справедливого и принципиального.

Педагогу, вожатому надо постараться увлечь подро­стков высокими нравственными идеалами, воплощенны­ми в образе замечательного человека, который может стать для них как бы критерием поведения и помочь де­тям практически следовать своему идеалу.

У младших подростков расширяются общественные интересы, появляется стремление выйти за рамки повсе­дневной школьной жизни, приобщиться к делам и зада­чам взрослых. Ребят этого возраста особенно привле­кают дела, в которых может проявиться их самостоятель­ность. Они любят мечтать о подвигах, об участии в собы­тиях, имеющих большую общественную значимость.

Ребята в этом возрасте способны к серьезным трудо­вым усилиям. Им импонируют значимость и сложность трудовой задачи. Но в то же время важно, чтобы сам процесс труда, как и другой любой вид общественно по­лезной деятельности, носил эмоциональный, яркий ха­рактер.

Младшие подростки склонны к творческим играм, особенно военным, спортивным, где можно испытать свои морально-волевые и физические качества: храбрость, вы­носливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к роман­тике, они охотно участвуют в работе отрядов красных следопытов, ЮДП, ЮДМ, ЮДСА, с удовольствием при­нимают участие в походах по родному краю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: