I. Краткая характеристика психологических особенностей пионеров старшего возраста 13—15 лет (VII—VIII классы)

 

В этот период у подростков все более активизирует­ся формирование собственной точки зрения на отношения между людьми, на моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Старшие пионеры перестают принимать на веру все, что они слышат и видят, у них ощутимо прояв­ляется желание жить и действовать «как взрослые» и иметь на все свою собственную точку зрения.

У старшего подростка складываются собственные личные моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если раньше большую роль играло желание любыми путями завоевать авторитет у товарищей и сохранить свое положение в коллективе, то теперь ребята уже способны противостоять влиянию ок­ружающих, отвергнуть те или иные требования, если они не соответствуют их взглядам, и, в свою очередь, воз­действовать на сверстников, утверждая среди них то, что считают несомненным и правильным.

Возникновение у старших подростков собственных моральных требований имеет и еще одно следствие: они начинают обращать эти требования к самим себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фак­тически может этим требованиям удовлетворить. Это подчас порождает у него чувство неуверенности, неудов­летворенности собой. Воспитателям надо постоянно иметь это в виду, ибо затянувшееся состояние внутрен­него разлада у подростков мешает правильному ходу становления их личности.

Значительно возросшие духовные и умственные силы старших пионеров дают им возможность интересовать­ся большими общественными проблемами. Это возраст благородной мечты, стремления к подвигу для достиже­ния всеобщего счастья, мира, дружбы.

Заметно углубляется у ребят интерес к науке, лите­ратуре, современной технике. Все более избирательным становится интерес и к школьным предметам. Одних влечет математика, других — литература, третьих — физика.

В своих коллективных делах старшие подростки способны к большой активности, полны энергии и заин­тересованности. За их плечами более высокий уровень развития самостоятельности и организационных умений. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится. Если пионеры младшего и отчасти среднего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, когда цель и сама деятельность бы­ли для них достаточно привлекательны, то теперь это условие не играет столь существенной роли, так как старшие подростки способны сознательно добиваться поставленной цели. Они готовы к сложной деятельнос­ти, включающей в себя и малоинтересную подготови­тельную работу, упорно преодолевают препятствия. Вос­питатели и вожатые должны быть готовы предложить старшим пионерам программу жизни, максимально дея­тельную, помочь войти в ее ритм. Однако физические воз­можности подростков не всегда соответствуют их стрем­лениям, поэтому следует оберегать ребят от чрезмерных перегрузок.

Значительно усложняются отношения старших пио­неров со взрослыми. Если педагог хочет добиться под­линного успеха в работе со старшими подростками, он должен, по выражению А. С. Макаренко, «завоевать их сознание». Ведь теперь более не существует тот естест­венный авторитет, которым обладал в глазах млад­ших школьников каждый взрослый. Пионеры этого воз­раста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начина­ют требовать от старших уважения к себе, к своим мне­ниям и взглядам и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: