В этот период у подростков все более активизируется формирование собственной точки зрения на отношения между людьми, на моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Старшие пионеры перестают принимать на веру все, что они слышат и видят, у них ощутимо проявляется желание жить и действовать «как взрослые» и иметь на все свою собственную точку зрения.
У старшего подростка складываются собственные личные моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если раньше большую роль играло желание любыми путями завоевать авторитет у товарищей и сохранить свое положение в коллективе, то теперь ребята уже способны противостоять влиянию окружающих, отвергнуть те или иные требования, если они не соответствуют их взглядам, и, в свою очередь, воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что считают несомненным и правильным.
Возникновение у старших подростков собственных моральных требований имеет и еще одно следствие: они начинают обращать эти требования к самим себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим требованиям удовлетворить. Это подчас порождает у него чувство неуверенности, неудовлетворенности собой. Воспитателям надо постоянно иметь это в виду, ибо затянувшееся состояние внутреннего разлада у подростков мешает правильному ходу становления их личности.
Значительно возросшие духовные и умственные силы старших пионеров дают им возможность интересоваться большими общественными проблемами. Это возраст благородной мечты, стремления к подвигу для достижения всеобщего счастья, мира, дружбы.
Заметно углубляется у ребят интерес к науке, литературе, современной технике. Все более избирательным становится интерес и к школьным предметам. Одних влечет математика, других — литература, третьих — физика.
В своих коллективных делах старшие подростки способны к большой активности, полны энергии и заинтересованности. За их плечами более высокий уровень развития самостоятельности и организационных умений. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится. Если пионеры младшего и отчасти среднего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, когда цель и сама деятельность были для них достаточно привлекательны, то теперь это условие не играет столь существенной роли, так как старшие подростки способны сознательно добиваться поставленной цели. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевают препятствия. Воспитатели и вожатые должны быть готовы предложить старшим пионерам программу жизни, максимально деятельную, помочь войти в ее ритм. Однако физические возможности подростков не всегда соответствуют их стремлениям, поэтому следует оберегать ребят от чрезмерных перегрузок.
Значительно усложняются отношения старших пионеров со взрослыми. Если педагог хочет добиться подлинного успеха в работе со старшими подростками, он должен, по выражению А. С. Макаренко, «завоевать их сознание». Ведь теперь более не существует тот естественный авторитет, которым обладал в глазах младших школьников каждый взрослый. Пионеры этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.