Второй период войны (май 1863 – апрель 1865)

Первый период войны (апрель 1861 – апрель 1863)

После инаугурационной речи Линкольна, в которой он упомянул о прекращении рабства на территории США и своем намерении политическими способами, мирно добиваться изменений, на форте Самтер произошло сражение. Захват порта южанами 12 апреля 1861 года стал окончательным доказательством гражданского противостояния.

21 июля 1861 года Северяне атаковали Южан в Вирджинии, но безрезультатно. Им пришлось отступить. 21 октября 1861 генерал Макклеллан проиграл сражение при Боллс-Блафе. 8 ноября 1861 после блокады морского побережья Конфедерации был захвачен пароход «Трент», на борту которого находились эмиссары Южан. Значимых сражений 1962 года было шесть.

Битва при Шайло, в которой под руководством генерала Гранта армия Северян вытеснила Южан из Кентукки. Кампания в долине Шенандоа (участвовало у Северян 60 000 человек, Южане с 17 000 отстояли территорию). Кампания на полуострове (Северовирджинская кампания), здесь уже воевали 100 000 солдат и были впервые применены пулеметы. Мэрилендская кампания, Ли вступил в Мэриленд, намереваясь перерезать коммуникации федеральной армии и изолировать Вашингтон. 15 сентября войска южан под командой Джексона заняли Харперс-Ферри, захватив его 11-тысячный гарнизон и значительные запасы снаряжения. 17 сентября у Шарпсберга 40-тысячная армия Ли была атакована 70-тысячной армией Макклеллана. В ходе этого «самого кровавого дня» войны (известного как Сражение при Энтитеме) обе стороны потеряли 4 808 человек убитыми, 18 578 человек было ранено.

Второй период войны (май 1863 – апрель 1865)

Джозеф Хукер разработал наступление на Ричмонд, избрав тактику маневров. Май 1863 года начался битвой при Чанселорсвилле, в ходе которой 130-тысячная армия северян потерпела поражение от 60-тысячной армии генерала Ли. Северянам снова пришлось отступить, а Ли, обойдя Вашингтон с севера, вступил в Пенсильванию.

Битва в июле за Геттисберг была реваншем для северян. Ли был остановлен и оттеснен в Вирджинию. 8 июля солдаты генерала Бэнкса взяли Порт-Хадсон в Луизиане. Тем самым был установлен контроль над долиной реки Миссисипи, а Конфедерация расчленена на две части.

Южане еще не были сломлены. Но уже произошел перелом в пользу северян. 4 мая 1864 года 118 000 солдат Гранта вошли в лесной массив Глушь, там их встретили войска южан, которых было в два раза меньше. Грант продолжил наступление, чтобы занять Спотсильвейни и отрезать Северовирджинскую армию от Ричмонда. 8-19 мая последовала Битва при Спотсильвейни, северяне опять несли большие потери – 18 000 человек, но конфедераты оказались упорнее. Через две недели последовало Сражение при Колд-Харбор, которое перетекло в окопную войну. Грант предпринял осаду, которая заняла почти год.

После переизбрания Линкольна на второй срок, 1 февраля армия Шермана выступила из Саванны на север для соединения с основными силами Гранта. Продвигаясь через Южную Каролину, солдаты громили все на своем пути и 18 февраля заняли Чарлстон. Через месяц армии Союза встретились в Северной Каролине. Весной 1865 года у Гранта было в подчинении 115 000 человек. У Ли оставалось всего 54 000 человека, и после неудачного сражения при Файв-Фокс (1 апреля) он решил оставить Питтерсберг, а 2 апреля эвакуироваться Ричмонд. Отступавшие с боями остатки армии южан 9 апреля 1865 года сдались Гранту у Аппоматокса. Капитуляция оставшихся частей армии Конфедерации продолжалась до конца мая. После ареста Джефферсона Дэвиса и членов его правительства Конфедерация прекратила свое существование. Президент 14 апреля 1865 года был смертельно ранен и, не приходя в сознание, умер утром следующего дня.

Итоги войны

Гражданская война унесла около миллиона жизней. Потери северян составили почти 360 000 человек убитыми и умершими от ран и более 275 000 ранеными. Конфедераты потеряли 258 000 и около 137 000 человек соответственно. За время войны правительство США потратило на вооружение 3 миллиарда долларов. Война продемонстрировала новые возможности военной техники, оказала влияние на развитие военных навыков.

Запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865 года (рабство в восставших штатах было отменено еще в 1863 году указом президента).

В стране быстрыми темпами началось развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, открылся свободный доступ к западным землям, значительно укрепился внутренний рынок. Власть в стране перешла к буржуазии северо-восточных штатов. Множество проблем так и остались неразрешенными, к примеру, предоставление черному населению равных прав с белыми.

Основные черты социально-экономического развития+ гражданская

США послеобретениянезависимостибылистранойнаиболеединамичногоразвития. С 1820 до 1860 г. доля страны в мировомпромышленномпроизводствевыросла с 6 до 15%. Этомуспособствовал ряд факторов, аименно:

•за период с 1776 по 1867 г. территория США увеличилась з 1 млн до9369000 кв. км;

•наличиесвободных земель на Западе страны, активно колонизувались;

•быстрыйростчисленностинаселения - з 4 млн 1776 до 31 млн1860 Основнымисточникомувеличениянаселения стала эмиграция. Эмигрантовпривлекалолиберальноезаконодательство, возможностьреализоватьсвоиспособности,разбогатеть;

•наличиезначительныхприродныхресурсов.

В концеXV1I1 ст. в США началсяпромышленный переворот.

В 1790 г. английскиймеханик-иммигрантСлейтер сконструював и запустилпрядильнуюмашинуАркрайта, а 1793 изобретательЭлиУимнисоздал машину по очисткехлопка. Тогда же былапостроенаперваятекстильную фабрику. Однако символом началапромышленногопереворота в США оказалась не паровая машина, а водяное колесо, котороестало поводом для прядильных машин. Паровыемашины получили распространениетолько в 20-30-хpp. XIXст.

Достижениемамериканцев стало то, чтоблагодаряизобретениюРобертаФултонапаровую машину былустановлен 1807 г. на судах. Этосталомощнымтолчком для развития водного транспорта, увеличениятоварооборотаи,следовательно, производства. Корабли с паровымидвигателями стали самымбыстрымтранспортом.Территория США за короткоевремяпокрыласьсетьюканалов. В единуюводнуюсистемубылисоединеныВеликие озера и бассейнрекиМиссисипи, юго-западстраны.За 13 лет былопостроено канал между Нью-Йорком и Буффало.

В 40-х pp. XIXст. начался бум железнодорожногостроительства. Железныепротянулись от Атлантического до Тихоокеанскогопобережий США, с юга на север. Каждыепять лет протяженностьжелезныхдорогудваивалась.

Развитиетранспортаспособствовалоразвитиюметаллургии и машиностроения.

Особенностьюразвитияамериканскойпромышленности стала заметнаярольевропейскогокапитала. Этобыловызвано тем, чтовысокиетемпыразвитияэкономики давали высокую норму прибыли, а такжепротекционистскойполитикойправительства (импортоблагался 75-процентной пошлиной, чтоделалоневыгоднымимпорт.

Все экономическиедостиженияимелиместоглавным образом на СевереСША. Этообъясняетсяособенностямихозяйства на Юге и на Северестраны. НаЮгеразвивалосьплантационноехозяинство,основанное на труде черныхрабов. Плантациибылипоставщиканикамисырьяинекоторыхпродовольственныхтоваров (табак, сахарныйтростник, рис) для промышленныхцентровЗападнойЕвропы и Севера США. Чембольше рос спрос на сырье, тожестокой становилась эксплуатацияневольников. Рабство былооднойизформвнеэкономическогопринуждения.

Существованиеплантационногохозяйстваобъясняется тем, чтопродукция, которуюонопроизводило, не требовалаприменениясложныхорудий и высококвалифицированного труда, а лишьусилениеэксплуатации,увеличениепосевныхплощадей и количестварабов. Так, 1860 г. на плантацияхЮгаработало 3500 тысячрабов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: