Решение Правительства РФ и конкурс

 

26 декабря 2011 года Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Распоряжение № 2360-р о проведении конкурсов на право пользования двумя участками недр федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд, осуществляемому по совмещенной лицензии.

Роснедрам предписано утвердить регламент работы конкурсных комиссий, состав комиссий и требования к содержанию конкурных документов и извещения о проведении конкурсов в 1 квартале 2012 года.

Извещение о проведении конкурса Роснедрами должно быть опубликовано в бюллетени «Недропользование в России», региональном СМИ и официальном сайте федерального агентства.

В состав обязательных документов входит несколько стандартных документов, но основным является «технико-экономические показатели ведения работ», связанных с намечаемым видом пользования недрами, в частности: технико-экономические расчеты, научно-технический уровень программы использования недр, организация добычи полезных ископаемых, мероприятия, направленные на минимизацию воздействия на прилегающие территории, охрану недр, сохранение водоносных горизонтов, предложения о переработке добываемых полезных ископаемых до концентрата на новых обогатительных производствах на территории Воронежской области и переработке концентрата до конечной продукции на предприятиях претендента за пределами Воронежской области, сооружение транспортной (автомобильной, железнодорожной) инфраструктуры от рудников до обогатительных фабрик ж/д станции Клань-Колено, предложения об участии претендента в социально-экономическом развитии территории Воронежской области, мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению безопасности промышленного производства и опасных работ и др.

Победителя конкурса определяет комиссия в составе не менее 11 человек, в которую входят представители Министерства природных ресурсов и экологии, федерального агентства по недропользованию (Роснедра) и его территориальных органов, представители других федеральных органов, правительства Воронежской области и учреждений, находящихся в ведении Роснедр.

Комиссия правомочна при участии более половины списочного состава, решение принимается открытым голосованием, большинством голосов. Члены комиссии, не согласные с решением, имеют право на особое мнение в письменной форме.

Принятое комиссией решение через Министерство природопользования и экологии, направляется с проектом постановления в Правительство РФ для принятия соответствующего правового акта, предусматривающего выдачу совмещенной лицензии на пользование недрами.

В соответствии с указанным распоряжением Роснедра в середине февраля 2012 года объявило о проведении 15 мая конкурса на право разработки Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Воронежской области. Итоги конкурса планируется подвести 20 мая. Стартовый платеж по Елкинскому месторождению определен в 73,4 миллиона рублей. Ресурсы месторождения по категории P2 составляют 54,6 тысячи тонн меди, 393,8 тысячи тонн никеля и 14,4 тысячи кобальта. Стартовый платеж по Еланскому месторождению – 96,3 миллиона рублей. Прогнозные ресурсы по категории P1 составляют: 5,6 тысячи тонн меди; 54,1 тысячи тонн никеля; 1,7 тысячи кобальта. По категории P2 – 40,3 тысячи тонн меди; 351,6 тысячи тонн никеля и 10,3 тысячи тонн кобальта. Сбор за участие в каждом конкурсе – по 90 тысяч рублей.

По условиям конкурса, право пользования недрами в форме лицензии будет предоставлено победителю на 25 лет. Ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия должен состояться не позднее чем через 14,5 лет со дня государственной регистрации лицензии, еще через год – выход на проектную мощность. При этом на подготовку и проведение поисково-оценочных работ победителю конкурса отводится пять лет, на разведочные работы – еще три года, шесть с половиной лет – на утверждение техпроекта освоения участка недр и строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия.

Как сообщает Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), УГМК и «Норникель» – единственные претенденты на два месторождения никелевых руд Воронежской области. Всего было подано четыре заявки от различных компаний. Одна из них не была допущена к конкурсу, сообщил представитель Роснедр Бавлов, затруднившись при этом назвать отсеянную компанию. Вместе с тем он высказал мнение, что две из трех оставшихся заявок были поданы аффилированными структурами.

20 апреля 2010 истек срок приема документов для участия в конкурсе на право разработки Еланского и Елкинского никелевых месторождений – последних крупных месторождения этого металла в Европе.

Отраслевые эксперты оценивают инвестиции в разработку этих месторождений в 100 миллиардов рублей. Доля никеля в суммарной ценности руд при текущей стоимости металлов составляет более 80%, а за счет доизвлечения кобальта и драгметаллов суммарный долевой вклад этих металлов составит более 95%. В России до этого добычей и переработкой сульфидных медно-никелевых руд занимался только «Норильский никель». Документы на конкурс подали также Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и «Русская медная компания» (РМК). Однако последняя к участию во втором этапе не допущена.

Выше уже говорилось о том, председатель Общественного совета по контролю за разработкой и добычи никеля известный воронежский ученый, член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Николай Чернышов, другие ученые и эксперты, до настоящего времени не видели ни одного документа (из многочисленного пакета), представленного претендентами в конкурсную комиссию Роснедр и, следовательно, объективно и профессионально дать какую-либо оценку проекту разработки и добычи никеля, экономическим и экологическим последствиям, дать не могут.

Заслуживает внимания тот факт, что на официальных сайтах, в том числе в периодических изданиях, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Роснедра (организатор торгов), в информационных источниках других заинтересованных федеральных и региональных органов власти, практически никакой информации по вопросу, требованиям к условиям проведения конкурса нет, что вызывает определенную социальную напряженность в обществе и порождает различные домыслы.

При таких обстоятельствах решение губернатора А. Гордеева о создании бесправного, неинформированного, «косметического» Общественного совета по контролю за разработкой и добычей никеля, уже после возникновения гражданской инициативы по проведению референдума, носит чисто политический характер, преследует цель снизить социальную напряженность в обществе, «выпустить пар», «не выносить сор из избы», сохранить лояльность федерального центра и крупных коммерческих структур, близких к руководству страны, возможно в преддверии назначения на высокую федеральную должность.

Посмотрим, время покажет. Однако очевидно, что отношение к проблеме добычи никеля в области, при непросчитанных экологических и экономических последствиях, станет «лакмусовой бумагой» в карьере многих политических деятелей и их команд, возможно не только на региональном уровне.

 

Законодательство

 

Регулирование правоотношений, связанных с разработкой и добычей полезных ископаемых на территории Воронежской области, как субъекта Российской Федерации, находится в ведении: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ О недрах» №2395 от 21.02.1992 (в ред. от 06.12.2011), ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21.04.11), ФЗ №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ №135 «О защите конкуренции» (в ред. 29.11.10), Водного кодекса РФ №74 от 03.06.2006 (в ред. 07.12.06), Земельного кодекса РФ №136 от 25.10.01 (в ред. 12.12.11), Лесного кодека РФ, ФЗ «Об экологической экспертизе» №174 от 23.11.95 (в ред. 19.07.11), ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 от 10.01.10 (в ред. 07.12.11), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №33 от 14.03.95 (в ред. 30.11.11), ФЗ «Об охране животного мира» №52 от 24.04.95 (в ред. 21.11.11), Устава Воронежской области, Постановление Правительства РФ №69 от 11.02.2005 (в ред. от 22.04.2009) «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользовании участков недр…», Постановления Правительства РФ №118 от 03.2010 (в ред. от -3.08.2011) «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участков недр…» и другими нормативно-правовыми актами.

Федеральным законом «О недрах» №2395 от 21.02.1992 (в ред. от 06.12.2011) урегулированы правоотношения в области недропользования на территории РФ.

Статьей 1 Закона установлено, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1.1.

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Согласно статьи 1.2.

недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статья 2.1. Закона отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения, к которым относятся месторождения полезных ископаемых никеля в Воронежской области.

Статьей 2.2. установлено, что в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

На основании статьи 3. Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

- распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.

Согласно статьи 4. ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

(см. текст в предыдущей редакции)

- участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

- участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

(см. текст в предыдущей редакции)

- распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях,

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

- защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

(см. текст в предыдущей редакции)

- участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

(см. текст в предыдущей редакции)

- участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

Статьей 5 ФЗ

к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

(см. текст в предыдущей редакции)

- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.

Статья 6 устанавливает, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

В силу ст. 13.1. Закона основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.(см. текст в предыдущей редакции)

Статьей 29 ФЗ предписано проведение государственной экспертиза запасов полезных ископаемых

в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. (см. текст в предыдущей редакции)

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр (Роснедра).

Постановление Правительства РФ №69 от 11.02.2005 (в ред. от 22.04.2009) «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользовании участков недр…» детально расписано практическое применение положений ст. 29 ФЗ.

Постановлением Правительства РФ №118 от 03.2010 (в ред. от 3.08.2011) «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участков недр» урегулирована техническая сторона деятельности соответствующих федеральных органов.

(см. текст в предыдущей редакции)

формировались экономические, социальные, экологические и другие требования к условиям (документации) и участникам конкурса.

Из-за информационного вакуума, созданного, в нарушении Конституции РФ и федерального законодательства, федеральной и региональной властью, органами управления, руководством заинтересованных коммерческих структур до настоящего времени общественности, ученым, независимым экспертам и специалистам неизвестно, проводилась ли какая-либо государственная экспертиза по вопросу разработки и добычи полезных ископаемых в Новохоперском районе, если да, то когда, кем и какие результаты ее проведения, и если нет, что то по какой причине, на основании чего принималось правительственное решение о проведении конкурса, как формировались экономические, социальные, экологические и другие требования к условиям (документации) и участникам конкурса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: