Методика использования учебника в учебном процессе

1. Форма изложения учебного материала в учебнике может быть краткой, если излагается только математическое содержание без раз­личных пояснений, вводных слов, мотивировок введения понятий и фактов, подготовок доказательства теорем и т.д. Иногда такой учебник называют учебником-конспектом, а форму изложения учебного мате­риала в нем - конспективной.

Учебник может быть написан и в такой форме, когда, помимо мате­матического содержания, он включает определенный методический аппарат (пояснения, мотивировки, подготовительные задания, истори­ческие справки, занимательный материал и т.д.), цель которого - по­мочь учащимся в усвоении материала. За счет методического аппарата, прежде всего, реализуются такие дидактические принципы как нагляд­ность, доступность, сознательность и прочность усвоения.

Выбор формы изложения учебного материала в учебнике зависит оттого, каким образом его автором решаются следующие вопросы: «Для кого, прежде всего, предназначен школьный учебник?», «Где, когда и каким образом ученик будет работать с учебником?» Во многих посо­биях принята следующая педагогическая концепция: учебник является книгой для самостоятельной работы учащихся, главным образом, пос­ле того, как они прослушали и усвоили объяснение учителя на уроке. Иными словами, учебник используется учеником для самостоятельной работы преимущественно на этапе закрепления, повторения изучаемо­го материала, при выполнении домашних заданий. В большинстве слу­чаев это соответствует реальной картине учебного процесса. После объяснения учителя, которое, естественно, проводится в развернутой форме, с привлечением соответствующего методического аппарата, не­обходимо более краткое изложение. Оно резюмирует главное, отсеива­ет второстепенное, облегчает переход изучаемого материала в долго­временную память. Конспективный характер учебника подчеркивает особую роль объяснения учителя на уроке.

2.В каждом учебнике (какой бы концепции его авторы ни придер­живались) имеется определенный методический аппарат. Даже в срав­нительно конспективном пособии геометрии А.В.Погорелова он име­ется: к нему относятся рисунки, пояснительные тексты, проблемные вопросы, примеры решенных задач, вопросы для повторения и др.

Целесообразно определенное разграничение методического аппа­рата и математического материала. Это разграничение может быть достигнуто изложением их в виде двух параллельных колонок, приме­нением специальных сигналов-символов и т.д. Систематизация мето­дического аппарата может проводиться по психологическим признакам. В эгой связи в нем полезно выделить мотивационную часть (содержа­щую мотивацию изучения данного учебного материала), ориентиро­вочную часть (иллюстративный, справочный материал, шрифтовые выделения, сигналы-символы, общие схемы решения задач, доказа­тельств теорем и т. д.), исполнительную часть (фрагмент теории, сис­тема задач), контрольную часть (задания и вопросы для промежуточ­ного и заключительного самоконтроля).

Важнейшей составной частью методического аппарата учебника является неформальный стиль изложения учебных текстов. Методичес­кий аппарат при этом органически слит с математическим материалом. Стиль изложения при этом больше ориентирован на интерактивное об­щение с учащимися.

На форму изложения учебного материала влияет и такой фактор, как уровень логической строгости изложения. Методика использования учебника должна быть адекватной его научно-методическим особенно­стям, направленной на максимальное развитие замыслов автора. Вос­произведение учителем текста учебника может оказаться недостаточ­ным и привести к формальным знаниям учащихся.

3.Остановимся на некоторых приемах использования учебника.

1) Необходимо иметь в виду, что подготовка к доказательству неко­торых теорем ведется в процессе решения ряда задач и упражнений. Целенаправленное решение таких задач облегчает восприятие сложно­го доказательства.

2) Иногда учебный текст начинается не с готовой формулы или форму­лировки теоремы, а с постановки соответствующей проблемы-задания.

3) В курсе геометрии 7 класса встречаются достаточно сложные доказательства. Учитывая, что опыт в проведении таких доказательств у учащихся отсутствует, целесообразно при их изучении пользоваться не проблемным, а репродуктивным методом (сочетая его с элементами других методов, в том числе с проблемным). На этом этапе обучения важно, чтобы учащиеся видели образцы проведения доказательств са­мим учителем, учились на них и постепенно осознавали смысл и назна­чение доказательств.

4) В некоторых случаях текст учебника предполагает более подроб­ное (детальное) изложение его содержания на уроке.

5) Чем труднее учебный материал, тем больше помощи требуется со стороны учителя.

6) Правильное использование учебника предполагает знание обра­зовательных целей изучения каждой отдельной его темы. Учителю не­обходимо знать, какие темы в данном учебнике имеют наибольшую образовательную ценность (и планировать при их изучении не только усвоение знаний, но и приобретение соответствующих навыков), а ка­кие - меньшую образовательную ценность.

7) Обратимся к учебникам, в которых в систематическом виде вво­дится методический аппарат. Необходимо иметь в виду, что наличие методического аппарата не решает автоматически проблему доступно­сти учебника. Методический аппарат — это своего рода помощь учени­ку.

8) Использование учебника зависит от культивируемых форм диф­ференциации обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: