1. Форма изложения учебного материала в учебнике может быть краткой, если излагается только математическое содержание без различных пояснений, вводных слов, мотивировок введения понятий и фактов, подготовок доказательства теорем и т.д. Иногда такой учебник называют учебником-конспектом, а форму изложения учебного материала в нем - конспективной.
Учебник может быть написан и в такой форме, когда, помимо математического содержания, он включает определенный методический аппарат (пояснения, мотивировки, подготовительные задания, исторические справки, занимательный материал и т.д.), цель которого - помочь учащимся в усвоении материала. За счет методического аппарата, прежде всего, реализуются такие дидактические принципы как наглядность, доступность, сознательность и прочность усвоения.
Выбор формы изложения учебного материала в учебнике зависит оттого, каким образом его автором решаются следующие вопросы: «Для кого, прежде всего, предназначен школьный учебник?», «Где, когда и каким образом ученик будет работать с учебником?» Во многих пособиях принята следующая педагогическая концепция: учебник является книгой для самостоятельной работы учащихся, главным образом, после того, как они прослушали и усвоили объяснение учителя на уроке. Иными словами, учебник используется учеником для самостоятельной работы преимущественно на этапе закрепления, повторения изучаемого материала, при выполнении домашних заданий. В большинстве случаев это соответствует реальной картине учебного процесса. После объяснения учителя, которое, естественно, проводится в развернутой форме, с привлечением соответствующего методического аппарата, необходимо более краткое изложение. Оно резюмирует главное, отсеивает второстепенное, облегчает переход изучаемого материала в долговременную память. Конспективный характер учебника подчеркивает особую роль объяснения учителя на уроке.
|
|
2.В каждом учебнике (какой бы концепции его авторы ни придерживались) имеется определенный методический аппарат. Даже в сравнительно конспективном пособии геометрии А.В.Погорелова он имеется: к нему относятся рисунки, пояснительные тексты, проблемные вопросы, примеры решенных задач, вопросы для повторения и др.
Целесообразно определенное разграничение методического аппарата и математического материала. Это разграничение может быть достигнуто изложением их в виде двух параллельных колонок, применением специальных сигналов-символов и т.д. Систематизация методического аппарата может проводиться по психологическим признакам. В эгой связи в нем полезно выделить мотивационную часть (содержащую мотивацию изучения данного учебного материала), ориентировочную часть (иллюстративный, справочный материал, шрифтовые выделения, сигналы-символы, общие схемы решения задач, доказательств теорем и т. д.), исполнительную часть (фрагмент теории, система задач), контрольную часть (задания и вопросы для промежуточного и заключительного самоконтроля).
|
|
Важнейшей составной частью методического аппарата учебника является неформальный стиль изложения учебных текстов. Методический аппарат при этом органически слит с математическим материалом. Стиль изложения при этом больше ориентирован на интерактивное общение с учащимися.
На форму изложения учебного материала влияет и такой фактор, как уровень логической строгости изложения. Методика использования учебника должна быть адекватной его научно-методическим особенностям, направленной на максимальное развитие замыслов автора. Воспроизведение учителем текста учебника может оказаться недостаточным и привести к формальным знаниям учащихся.
3.Остановимся на некоторых приемах использования учебника.
1) Необходимо иметь в виду, что подготовка к доказательству некоторых теорем ведется в процессе решения ряда задач и упражнений. Целенаправленное решение таких задач облегчает восприятие сложного доказательства.
2) Иногда учебный текст начинается не с готовой формулы или формулировки теоремы, а с постановки соответствующей проблемы-задания.
3) В курсе геометрии 7 класса встречаются достаточно сложные доказательства. Учитывая, что опыт в проведении таких доказательств у учащихся отсутствует, целесообразно при их изучении пользоваться не проблемным, а репродуктивным методом (сочетая его с элементами других методов, в том числе с проблемным). На этом этапе обучения важно, чтобы учащиеся видели образцы проведения доказательств самим учителем, учились на них и постепенно осознавали смысл и назначение доказательств.
4) В некоторых случаях текст учебника предполагает более подробное (детальное) изложение его содержания на уроке.
5) Чем труднее учебный материал, тем больше помощи требуется со стороны учителя.
6) Правильное использование учебника предполагает знание образовательных целей изучения каждой отдельной его темы. Учителю необходимо знать, какие темы в данном учебнике имеют наибольшую образовательную ценность (и планировать при их изучении не только усвоение знаний, но и приобретение соответствующих навыков), а какие - меньшую образовательную ценность.
7) Обратимся к учебникам, в которых в систематическом виде вводится методический аппарат. Необходимо иметь в виду, что наличие методического аппарата не решает автоматически проблему доступности учебника. Методический аппарат — это своего рода помощь ученику.
8) Использование учебника зависит от культивируемых форм дифференциации обучения.