Одна из целей включения аксиом в школьный учебник - сформировать базу для построения системы определений и доказательств. Появление первых доказательств без формулирования необходимых для этого аксиом сродни своего рода фокусам - объявляется, что что-то доказано, но как доказано и доказательство ли это вообще остается непонятным. Непонимание учебного материала часто вызывается именно нечетким его изложением. Окажутся ли аксиомы средством нежелательного формализма, или не окажутся, зависит оттого, как ими воспользоваться, какие цели поставить перед их введением и использованием в обучении. Аксиоматический метод заслуживает уважения в школьном обучении еще и потому, что он является главенствующим методом в изложении (построении) математической науки.
Необходимо иметь в виду, что в качестве аксиом обычно выбираются уже известные из пропедевтического курса факты или факты, близкие к наглядным представлениям учащихся, их жизненному опыту. При этом новым для учащихся является, главным образом, не содержание аксиом, а предельно точный математический язык, на котором они формулируются. Использование аксиом в качестве основы для формирования математического языка школьников - одна из основных дидактических целей введения и использования аксиом. На основе аксиом в начале курса происходит активное усвоение учащимися математической терминологии, необходимой для изучения всего курса. Школьник, плохо владеющий математическим языком, окажется неспособным воспринимать ни текст учебника, ни речь учителя. К первым аксиомам, определениям, теоремам и доказательствам необходимо подходить не как к обычному наращиванию знаний, а как средству развития математической речи.
|
|
В психологическом плане важно само начало, то как предстают аксиомы перед школьниками. Одно дело, как нечто совершенно новое, в отрыве от предыдущих знаний, либо как средство систематизации и повторения ранее известных знаний, что в начале систематического школьного курса геометрии является естественным. Если подойти к аксиомам именно с такой позиции, то о каком формализме можно говорить? Введение аксиом в контексте известных пропедевтических знаний по геометрии делает их намного доступнее любого последующего фактологического материала.
Дидактические формы приведения аксиом в учебнике могут быть различными. Не следует стремиться к формальному стилю их изложения.
Мы неоднократно обращались к пособию геометрии А.В. Погорелова по той причине, что это первое отечественное учебное пособие, в котором приводится полный список аксиом. В нем приводятся аксиомы принадлежности, порядка, измерения отрезков и углов, откладывания отрезков и углов, существования треугольника, равного данному, параллельности, измерения площадей. Наличие аксиом измерения максимально упростило чрезвычайно трудный в математическом отношении вопрос о введении меры для отрезков и углов. Аксиомы откладывания отрезков и углов позволили строго доказать признаки равенства треугольников, что редко встречается в школьном учебнике. В последнем издании этого пособия имеют место определенные ограничения сферы применения этих аксиом. Удачно подобранная система аксиом во многом обеспечила рациональное и простое построение всего курса.
|
|
2.2.Методические приемы ознакомления учащихся с основными свойствами.
Прежде всего, выясним вопрос: «на использование какой методики ознакомления учащихся с аксиомами ориентируют существующие пособия?» В некоторых пособиях применен своеобразный методический подход (насколько нам известно, он предложен польским методиком-математиком, автором школьных учебников 3.Крыговской).Вначале слова «аксиома», «теорема», «доказательство» даже не употребляется, вместо них говорят: «основное свойство», «свойство», «объяснение».Вместо выражений «скажите определение» или «сформулируйте определение» используются выражения «какая фигура называется...» или «что такое...».
Термины «аксиома», «теорема», «доказательство» вводятся и разъясняются в конце первого параграфа, или даже в конце первой главы - лишь после того, как учащиеся приобретут некоторый опыт применения аксиом в доказательствах. В результате осуществляется неформальное и ненавязчивое введение аксиом, а разъяснение их роли становится более конкретным и убедительным.
Указанный подход к аксиомам применяется в целом ряде современных школьных учебников (3.Крыговская, А.В. Погорелое, Н.М. Рога-новский, И.Ф. Шарыгин и др.)
Остановимся на методике изучения основных свойств. При введении основных свойств можно воспользоваться следующей методической схемой:
1) мотивация введения основных свойств
2) обращение к наглядной основе;
3) формулирование основного свойства;
4) логический анализ формулировки основного свойства;
5) формирование навыков математической речи;
6) закрепление с помощью математического диктанта;
7) выяснение того, какими свойствами вводимое понятие обладать не может.
I. Основные свойства принадлежности.
Мотивация. Обращение к наглядной основе. Что такое «точка» и «прямая»? Эти понятия вам хорошо знакомы. Представление о точке дают маленький кружочек, пятнышко, след на бумаге от ножки циркуля; о прямой - луч света, туго натянутая нить или шнур (рис. 1, а - в).
Для построения прямых пользуются специальным чертежным инструментом-линейкой (рис. 1, г).
Рис. 1
Формулирование основных свойств:
1 (основные свойства прямой). Для каждой прямой существует сколько угодно точек, принадлежащих этой прямой, и сколько угодно точек, не принадлежащих ей.
Через любые две различные точки можно провести прямую и только одну.
Логический анализ формулировки основного свойства. Кроме наглядного введения основных свойств, нужно проводить еще краткий логический анализ их формулировки, необходимый для выяснения точного математического смысла, анализ ее логического строения. Логический анализ помогает учащимся быстрее привыкнуть к точной математической форме выражения фактов, развивает их математическую речь, облегчает им восприятие математической информации.
Формирование навыков математической речи. Формулировка основного свойства закрепляется путем воспроизведения ее учащимися. В плане развития речи полезно сразу предупредить учащихся, что неправильно говорить «прямая соединяет две точки». Две точки можно соединить отрезком, а про прямую надо говорить так, как указано в основном свойстве - «прямая проходит через две точки».
|
|
Составной частью математической речи (письменной) является ознакомление учащихся с математической символикой. Говорим, что на рисунке 3 изображена прямая а и точки А, В и С, принадлежащие этой прямой. Нарисованы также точки К, Н и Т, не принадлежащие прямой а.
Закрепление с помощью математического диктанта.
Закрепление практических навыков построения прямых и точек и усвоение соответствующей математической терминологии могут быть осуществлены с помощью математического диктанта.
Постройте прямую а.
Отметьте точки А и В, принадлежащие прямой а.
Постройте точки С и Д не принадлежащие прямой а.
Постройте две пересекающиеся прямые с и d (I. Обозначьте буквой A точку пересечения этих прямых. Постройте точку В, принадлежащую прямой с, но не принадлежащую прямой d. Отметьте точку С, принадлежащую прямой d, но не принадлежащую прямой с.
II. Основные свойства расположения. Рассмотрим следующие аксиомы.
1) Из трех точек на прямой одна, и только одна, лежит между двумя другими.
2) Прямая разбивает плоскость на две полуплоскости. Если концы какого-нибудь отрезка принадлежат одной полуплоскости, то отрезок не пересекается с прямой. Если концы отрезка принадлежат разным полуплоскостям, то отрезок пересекается с прямой.
Необходимо обратить внимание на возможности методики. Эти возможности практически неограниченные. К примеру, что может быть интересного в таком тривиальном утверждении, как «из трех точек на прямой одна, и только одна, лежит между двумя другими»? На первый взгляд, кажется, что вгаком утверждении ничего интересного для ученика не содержится и содержаться не может. Так оно и будет, если ограничиться формальным введением. Совсем другое дело, если учитель сразу приведет задачу, которая покажется ученикам неожиданной и, больше того, интересной.
|
|
III. Основные свойства измерения отрезков и углов. Они выражаются следующими предложениями:
1. Каждый отрезок имеет определенную длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой своей точкой.
2. Каждый угол имеет определенную градусную меру, большую нуля. Развернутый угол равен 180°. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.
Основные свойства измерения углов обычно вводятся с опорой на практику измерения углов с помощью транспортира. Угол определяется как фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Градусная мера такого угла не может быть больше 180°. Вводится также понятие об измерении дуг окружности и Центрального угла окружности. Центральный угол окружности может иметь меру, большую 180°. Объясняется этот факт тем, что центральный угол окружности — существенно новое понятие по сравнениюс понятием угла. Центральный угол окружности - это фигура, образованная углом и дугой, заключенной между его сторонами. Мера этой дуги определяет меру центрального угла окружности. Введенные понятия обеспечивают все потребности школьного курса геометрии, связанные с измерением различных углов.
IV. Основные свойства откладывания отрезков и углов, а также основное свойство равных треугольников характеризуются следующими предложениями.
1) На любой полупрямой от ее начальной точки можно отложить отрезок заданной длины, и только один.
2) От любой полупрямой в заданную полуплоскость можно отложить угол с заданной градусной мерой, и только один.
3) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Последнее основное свойство является первым признаком равенства треугольников. В логическом плане принятие первого признака равенства треугольников является законным - получаем одну из эквивалентных аксиоматик существующим (например, аксиоматике, принятой в школьном учебнике геометрии А.В. Погорелова). В дидактическом плане принятие такой аксиомы крайне выгодно. Сокращается цепочка доказательств (не нужно доказывать первый признак), получаем аксиому с очень широкой областью применений (в отличие от аксиом, которые имеют буквально одно-двухразовые применения).
V. Основное свойство параллельных прямых: Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.
Иногда в VII классе вводят заключительные основные свойства - основные свойства площади.
В целях выработки навыков правильного употребления математической терминологии полезны математические диктанты. Желательно, чтобы математический диктант (особенно при крупноблочном изложении учебного материала) охватывал термины по достаточно большому блоку учебного материала. В этом случае диктант положительно сказывается на формировании у учащихся системы знаний.
Приведем пример «сквозного» математического диктанта:
«Фигура, образованная... называется углом.
Если стороны ОА и ОВ угла AОВ..., то угол АОВ называется развернутым.
Два угла называются равными, если....
Угол называется прямым...; тупым...; острым...
Если две прямые..., то они называются перпендикулярными.
Луч, проходящий..., называется биссектрисой угла.
Два угла называются смежными,....
Два угла называются вертикальными,...».
Роль основных свойств в формировании представлений учащихся об исходных геометрических понятиях. Не нужно упускать возможность выяснения роли основных свойств в формировании представлений об исходных понятиях геометрии. Полезно иметь в виду, что каждая аксиома - это не только некоторое «отправное» предложение для доказательства теорем, или средство развития математической речи, оно является также средством, помогающим уточнить представление о геометрических фигурах. Выше акцент был сделан на том, какими свойствами обладает прямая. Интересно задаться вопросом: «А какими свойствами она обладать не может?» (см. п. 7 методической схемы). Например, аксиома «Через любые две различные точки можно провести прямую и только одну» определяет «прямолинейную» форму прямой. Прямая в силу этого основного свойства не может иметь криволинейную форму, так как в этом случае через две точки можно провести не одну кривую, а сколько угодно кривых (рис. 2, а).
Рис. 2
Аксиома «Из трех точек, принадлежащих некоторой прямой, существует точка, которая лежит между двумя другими» позволяет продемонстрировать дополнительную особенность прямой - прямая не является замкнутой линией. Если допустить, что прямая может быть замкнутой линией (рис. 2, б), то одновременно можно посчитать, что точка С лежит между точками А и В, точка В лежит между точками С и А, точка А лежит между точками В и С. Это противоречит единственности точки, лежащей между двумя другими (для трех точек, принадлежащих одной прямой).
Основное свойство «Прямая разбивает все точки плоскости, не принадлежащие этой прямой, на две полуплоскости» означает, что прямая является неограниченной фигурой. Если бы, например, прямая была ограниченной линией (рис. 2, в), то точки А и В. принадлежащие «дополнительным» полуплоскостям, оказались бы соединенными отрезком АВ, не пересекающим данную «прямую». В этом случае о полуплоскостях говорить было бы нельзя (была бы только одна «плоскость»).
Полезно привести историческую справку о том, как Пифагор и его ученики отстаивали свою точку зрения о том, что точка не имеет размеров, а прямая не имеет толщины. Не сразу эта точка зрения была воспринята в математике. Интересным окажется также описание, приведенное в «Началах» Евклида: точка - это то, что не имеет частей, линия есть длина без ширины и т.п.
Необходимо также учитывать, что на формировании геометрических представлений ощутимо сказывается практика выполнения построений фигур. Выполнение построений тонкими линиями больше соответствует правильным геометрическим представлениям, приучает учащихся к точности в построениях. Учитывая это, мы не советуем изображать, например, точки крупными черными кругами, напоминающими «чугунные» шары.
Выше говорилось об опыте учебника геометрии А.П.Киселева, подсказывающем одну из удачных в методическом отношении форм приведения аксиом. Такая форма актуальна и в настоящее время. Она принята, например, в книге Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка «Геометрия: Пробный учебник для шестого класса» (М.: Просвещение, 1987. - 127 с.). Аксиомы в этом учебнике формулируются, но без внешнего подчеркивания формально-логического аспекта (они не нумеруются, не сообщаются названия групп и т.д.). Формально-логический аспект не подчеркивается и в первых доказательствах данного курса. Непосредственные ссылки на аксиомы в этих доказательствах не делаются (они подразумеваются и при необходимости в устном изложении на уроке могут быть сделаны). Такому приему свойственны неформальный стиль изложения и активное обращение к наглядности в первых доказательствах. Ссылки в доказательствах появляются после изучения признаков равенства треугольников. Подобная «маскировка» аксиом позволяет выдвинуть на первый план наглядно-геометрическую (содержательную) сторону доказательств. Доказательства при этом оказываются более тесно связанными с возможными интуитивными рассуждениями учащихся. Это, безусловно, помогает учащимся в усвоении начала курса. Отмстим одно принципиальное отличие данного учебника от учебника А.П.Киселева: возможность формализации начала курса (четкое выделение аксиом, ссылок в первых доказательствах). При необходимости это можно сделать вместе с учащимися (например, в целях осуществления дифференцированного обучения или при повторении курса, при подготовке экзаменов). Прием изложения, который дает возможность сравнительно легко «восстановить» дедуктивный стиль, на наш взгляд, является ценным. В приложении к учебнику Л.С. Атанасяна и др. приводится 17 аксиом, которые включают в себя три аксиомы принадлежности, три аксиомы порядка, восемь аксиом наложения и равенства фигур, две аксиомы измерения отрезков. Систему аксиом планиметрии завершает аксиома параллельных прямых.
2.3.О введении первых понятий. Учителю необходимо иметь в виду, что ряд математических понятий являются неопределяемыми (в школьном курсе список неопределяемых понятий обычно избыточный). Такими понятиями обычно являются: «точка», «прямая», «точка принадлежит прямой», «точка В лежит между точками А и С», «полуплоскость», «длина отрезка», «мера угла», «отложить отрезок (угол) заданной меры». Свойства неопределяемых понятий описываются основными свойствами. Все остальные понятия — определяемые. Примерами таких понятий являются: «отрезок», «полупрямая», «угол», «развернутый угол», «луч проходит между сторонами угла», «треугольник», «угол треугольника», «равные треугольники», «параллельные прямые» и др.
Одним из центральных понятий для всего курса геометрии является понятие равных треугольников. В учебнике А.П. Киселева равенство треугольников определяется с помощью наложения (причем это понятие математически никак не описывается, целиком и полностью опираются на наглядные представления). В пособии под редакцией А.Н. Колмогорова сразу вводится с помощью перемещения общее понятие равенства фигур. Можно утверждать, что определение равенства треугольников через равенство соответственных сторон и углов, приводимое в пособии А.В. Погорелова и в ряде последующих пособий, для школьной практики является новым.