Методика изучения признаков равенства треугольников

3.1.Различные подходы. Изложение вопросов о равенстве треу­гольников во многом зависит от выбора определения равенства треу­гольников. Как уже отмечалось в предыдущем пункте, существуют раз­личные определения понятия равенства треугольников.

Предложим один из вариантов изложения данной темы:

1) для равенства двух треугольников потребуем (по определению) равенства трех соответствующих сторон и трех соответствующих уг­лов этих треугольников;

2) в качестве аксиомы примем следующее утверждение: «Если две стороны и угол, заключенный между ними, одного треугольника соот­ветственно равны двум сторонам и углу, заключенному между ними, другого треугольника, то такие треугольники равны».

На этой основе можно изложить все вопросы о равенстве треуголь­ников, в частности, второй и третий признаки равенства треугольни­ков. При таком подходе не нужно доказывать первый признак равен­ства треугольников (он принят в качестве основного свойства). Сокра­щение трудоемкого теоретического материала позволяет упростить ло­гическую структуру данной темы, кратчайшим путем ввести один из основных методов традиционно-синтетической геометрии - метод рав­ных треугольников, высвободить больше времени на решение задач.

Стремление к снижению уровня формализации в изложении дан­ной темы наблюдается и в учебнике Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка. Доказательства признаков равенства треуголь­ников проводятся здесь без явных ссылок на аксиомы.

3.2.Методика изучения признаков равенства треугольников. Ис­пользование признаков равенства треугольников является мощным гео­метрическим методом доказательства теорем и решения задач. Важно уже на примере первой теоремы заложить у учащихся правильные пред­ставления о методе равных треугольников, сформировать навыки его применения. Необходимой предпосылкой для этого является успешное изучение самих признаков равенства треугольников.

Приведем некоторые рекомендации для осуществления методики крупноблочного изложения данного вопроса.Содержание блока: определение треугольника, равных треугольников. Первый признак равенства треугольников (аксиома), второй при­знак равенства треугольников (по стороне и двум прилежащим к ней углам), определение равнобедренного треугольника, теорема об углах при основании равнобедренного треугольника, третий признак равен­ства треугольников (по трем сторонам). Ключевые задачи.

Метод обучения: преимущественно эвристическая беседа; обяза­тельное наличие обратной связи, предусматривающей закрепление каж­дого фрагмента данного блока, применение приемов, облегчающих вос­приятие крупной порции учебного материала.

Средства наглядности: шаблоны «неполных» треугольников, ри­сунки, выполняемые при их помощи.

Эвристические ситуации: подведение учащихся к признакам, пре­доставление им возможности проявить при этом наблюдательность, догадку, самостоятельность мышления.

Рассмотрим один из вариантов изучения признаков равенства треу­гольников. Поскольку Программа 2009 г. не предусматривает ознаком­ление учащихся V-VI классов с понятием равных треугольников, то в VII классе при введении этого понятия рекомендуется воспользоваться конкретно-индуктивным методом.

I вариант. Общая схема этого варианта такова:

1) поставить перед учащимися цель: сейчас мы познакомимся с основным свойством равных треугольников;

2) построить два треугольника, у которых равны две пары соответ­ствующих сторон и углы, заключенные между ними;

3) провести наблюдения и анализ рисунка;

4) на основании полученного рисунка и его анализа сформулиро­вать первый признак;

5) осуществить закрепление формулировки первого признака, при­чем целесообразно, чтобы проговаривание формулировки сопровожда­лось показом;

6) рассмотреть с учащимися задачи на применение этого признака.

7) Доказывать этот признак необязательно, так он может быть принят

8) в качестве основного свойства.

 

4.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИИ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ
И ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ

На первом уроке рекомендуется рассмотреть все понятия данной темы:

· перпендикулярные прямые,

· перпендикуляр, проведенный из точки к прямой,

· серединный перпендикуляр к отрезку,

· накрест лежащие и односторонние углы.

При введении понятий полезно использовать следующие схемы (рис. 5.7).

На этом же уроке могут быть рассмотрены теорема о единственно­сти прямой, проходящей через данную точку перпендикулярно к дан­ной прямой, и теоремы о серединном перпендикуляре.

Доказательства можно провести устно по рисунку 5.8, если на нем отразить с помощью нумерации структуру рассуждений. При этом ну­мерация на рисунке должна соответствовать нумерации шагов доказа­тельства, приведенного в учебнике.

Напомним, что перпендикулярными прямыми называются две прямые, которые пересекаются под углом 90° (под прямым углом).

Теорема. Через данную точку А можно провести единственную прямую, перпендикулярную к данной прямой а.

На втором уроке рекомендуется рассмотреть признаки и свойства параллельных прямых. Остановимся на признаке: если накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых указывают условия, при кото­рых две прямые будут параллельными. Приведем их. Заметим, что в формулировках ряда следующих теорем под секущей понимается пря­мая, которая пересекает данные прямые.

Теорема (признак параллельности прямых): Если при пересе­чении двух прямых секущей окажется, что накрест лежащие углы Равны, то прямые параллельны.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   
Слайд 1 Слайд 2
   
Слайд 3 Слайд 4
   
Слайд 5 Слайд 6
   
Слайд 7 Слайд 8

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: