Работа Высшего Церковного Совета

ПРИЛОЖЕНИЕ

К ДОКЛАДУ

ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Ноября 2017 года

Деятельность Высшего Церковного Совета и синодальных учреждений в межсоборный период 2013-2017 гг.

(на основании предоставленных отчетов)

 


Статистические данные представлены, за исключением оговоренных случаев, по состоянию на лето 2017 года.


Работа Высшего Церковного Совета

В межсоборный период 2013-2017 гг. состоялось 31 заседание Высшего Церковного Совета.

 

  • В 2013 году состоялось 6 заседаний (7 марта, 12 апреля, 18 апреля, 21 июня, 4 сентября, 22 ноября);
  • в 2014 году — 5 заседаний (26 февраля, 30 апреля, 17 июня, 19 сентября, 13 ноября);
  • в 2015 году — 6 заседаний (17 февраля, 29 апреля, 25 июня, 9 сентября, 23 ноября, 10 декабря);
  • в 2016 году — 6 заседаний (23 марта, 13 апреля, 16 июня, 25 августа, 31 октября, 29 декабря);
  • в 2017 — 8 заседаний (17 февраля, 4 апреля, 11 мая, 13 июня, 25 июля, 30 августа, 12 октября, 23 ноября).

 

В общей сложности в рамках указанных заседаний было заслушано и обсуждено 483 доклада и сообщения. За межсоборный период (2013-2017 гг.) Высшим Церковным Советом были приняты или одобрены — 47 документов. [1]

 

В своих вступительных словах на открытии заседаний Высшего Церковного Совета, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл касался следующих тем:

  • ситуации на Украине и положении Украинской Православной Церкви, темы преодоления конфликта на юго-востоке Украины;
  • вопросов религиозного и светского образования, их значения и критериев оценки работы в этой сфере, вопроса духовного воспитания, отношений Церкви и школы, Церкви и науки;
  • информационной деятельности Русской Православной Церкви и расширения ее присутствия в социальных сетях;
  • развития диалога Церкви и культурного сообщества;
  • миссии среди молодежи;
  • развития института военного духовенства;
  • пастырской работы с лицами, находящимися в заключении и вышедшими из мест заключения;
  • организации работы с казачьим сообществом;
  • развития работы с мигрантами;
  • церковной миссии на Дальнем Востоке;
  • вопроса обучения регентов в учебных заведениях Русской Православной Церкви;
  • темы осмысления и борьбы с явлением терроризма;
  • празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира;
  • празднования Дня Победы и участия духовенства в инициативе «Бессмертный полк»;
  • вопроса передачи Исаакиевского собора;
  • работы Межсоборного присутствия;
  • 100-летия событий 1917 года,

а также отдельных вопросов, включенных в повестку дня текущего заседания.

 

В рамках заседаний Высшего Церковного Совета были заслушаны и обсуждены доклады и сообщения:

 

по смежным для нескольких синодальных учреждений направлениям деятельности:

 

  • о замещении должностей помощников благочинных в епархиях по катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работе;
  • об организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
  • о порядке организации повышения квалификации сотрудников епархиальных отделов по всем направлениям церковной деятельности;

 

по направлению деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви:

  • об издании корпуса документов Русской Православной Церкви

 

по направлению деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви:

 

  • о разработке единого образовательного стандарта, программ, учебных планов и перечня учебных пособий и иных документов для бакалавриата духовных учебных заведений.
  • о подготовке учебников для бакалавриата духовных учебных заведений;
  • о подготовке предложений по оптимизации внеучебных послушаний для учащихся МДС;
  • о деятельности индивидуальных наставников в духовных учебных заведениях;
  • о разработке новой методологии проведения семинаров для бакалавриата духовных учебных заведений;
  • о специальном учебном курсе о новейших актах Русской Православной Церкви;
  • о методических рекомендациях по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях;
  • о включении в учебные планы духовных учебных заведений экологической тематики;
  • о подготовке методических указаний по проведению экзаменов в в духовных учебных заведениях;
  • о о нормативах времени для расчета учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Московской Духовной академии;
  • об учебных званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях;
  • об организации системы дистанционного образования в семинариях;
  • о церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций;
  • о подготовке и ходе аккредитации духовных академий;
  • о повышении квалификации священнослужителей;
  • о подготовке Церковно-образовательного стандарта по специальности «регент церковного хора, преподаватель»;
  • об объемах господдержки, выделяемой вузам, входящим в систему православного духовного образования;
  • о повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений;
  • о порядке размещения выпускных квалификационных работ обучающихся духовных учебных заведений в электронно-библиотечной системе и проверке на объём заимствований;
  • о порядке поступления лиц, окончивших обучение в образовательных центрах подготовки церковных специалистов, в высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви;
  • об унификации системы поступления в духовные школы и повышения качества итоговой аттестации духовных школ;
  • о преобразовании духовных училищ в центры дополнительного образования или в духовные семинарии;
  • о рейтинге высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви;
  • о воспитательном процесс в духовных учебных заведениях;
  • о распределении выпускниковдуховных учебных заведений;

 

по направлению деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата:

  • о попечительской комиссии и кассе взаимопомощи в епархиях;
  • о формировании базы проектно-сметной документации по строительству храмов и об использовании этой базы епархиями;
  • о формировании реестра церковного имущества;

 

по направлению деятельности Синодального отдела по монастырям и монашеству:

 

  • об организации образовательных курсов для монашествующих;

 

по направлению деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

 

  • о Положении о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации;
  • о подготовке учебно-методического комплекса по курсу Закона Божьего для воскресных школ;
  • об организации занятий духовно-нравственной направленности в системе дошкольного образования;
  • о приходской работе с подростками 12-16 лет;
  • о развитии практики лицензирования воскресных школ в качестве центров дополнительного образования;
  • о популяризации подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в рамках преподавания в образовательных учреждениях, а также в рамках внеклассных занятий;
  • об учреждении православными религиозными организациями детских садов;

 

по направлению деятельности Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

  • о деятельности церковных приютов;
  • о церковном социальном добровольческом служении;
  • о выведении операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

 

по направлению деятельности Синодального миссионерского отдела:

  • о создании «дорожной карты» деятельности епархиальных миссионерских отделов;
  • о создании независимой неправительственной организации для работы по адаптации мигрантов;

по направлению деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами

  • о «Положении о военном духовенстве Русской Православной Церкви»

по направлению деятельности Синодального отдела по делам молодежи:

 

  • о взаимодействии с епархиальными молодежными отделами, методическому содействию инициативе на местах, мониторингу молодежной работы в епархиях;
  • о проведении экологических акций и привлечению к участию в них волонтеров;
  • об изучения молодежных субкультур;
  • о создании и развитии молодежных движений на уровне епархий и приходов;
  • о проведении общецерковного конкурса молодежных проектов, конкурса на лучшего специалиста по молодежной работе;
  • о миссии среди студенческой молодежи;

 

по направлению деятельности Синодального информационного отдела, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

  • о едином информационном пространстве Русской Православной Церкви;
  • о работе, касающейся попечения о православной печатной и электронной периодике;
  • об организации телетрансляций встреч Святейшего Патриарха с участниками фестиваля «Вера и слово» и с православной молодежью;
  • о развитии миссии в социальных сетях;
  • о развитии деятельности Правозащитного центра Всемирного русского народного собора;
  • о передаче Церкви объектов религиозного назначения;
  • об участии церковных учреждений в образовательной работе с мигрантами;
  • о создании церковно-общественной экологической организации;
  • о проведении экологических акций;
  • о создании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта;

по направлению деятельности Синодального отдела по тюремному служению:

  • о замещении должностей помощников начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и деятельности таких помощников;
  • о методических указаниях для священников, участвующих в ресоциализации заключенных;
  • о возвращении Русской Православной Церкви недвижимости тех монастырей и храмов, которые находятся в оперативном управлении ФСИН
  • о заключении между исправительными учреждениями Русской Православной Церкви соглашений, регулирующих использование тюремных храмов;
  • о подготовке текста соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с ФСИН;
  • о создании в отдельных многоконфессиональных регионах России неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими;

 

по направлению деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:

 

  • о сотрудничестве с нереестровыми казаками;
  • о «Положении о войсковом казачьем священнике»;
  • о подготовке «Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества»

 

по направлению деятельности Патриаршего совета по культуре:

 

  • об участии Церкви в государственных мероприятиях, посвященных 100-летию Первой мировой войны;
  • об издании пособий для епархий, монастырей и храмов по использованию объектов культурного наследия церковного назначения;
  • о создании программы курсов для представителей епархий по сохранению и реставрации памятников церковного искусства и архитектуры;
  • о составлении внутрицерковного реестра объектов культурного наследия;
  • о «Положении о должности епархиального древлехранителя»;
  • о подготовке Пособия «Церковный древлехранитель»;
  • о программе создания исторических парков «Россия — моя история» в регионах Российской Федерации и участии в ней епархий;

 

по направлению деятельности Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации:

 

  • о порядке внутрицерковного профессионального контроля и сопровождения проектов реставрации и храмоздательства в митрополиях и епархиях;
  • об экспертизе проектов реставрации и храмоздательства в митрополиях и епархиях

 

по направлению деятельности Межведомственной координационной группы попреподаванию теологии в вузах:

 

  • о признании ВАК теологии в качестве научной дисциплины и присуждении ученых степеней по ней;
  • о создании Экспертного совета по теологии;
  • о формировании общецерковного диссертационного совета по теологии;
  • о порядке признания Русской Православной Церковью дипломов кандидата или доктора теологии, выданных в порядке, уставленном системой государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации;
  • о создании при Межрелигиозном совете России специальной экспертной группы для консультирования Минобрнауки РФ в отношении потребностей в области теологического образования;
  • об увеличении бюджетных мест для обучения студентов теологии в государственных вузах;
  • о ходе работы над Положением и Регламентом о епархиальных советах по теологическому образованию;
  • о работе по координации развития научной деятельности в Русской Православной Церкви;

 

В рамках заседаний Высшего Церковного Совета также обсуждались следующие доклады и сообщения:

 

  • о разработке общецерковной программы памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине убиения первых новомучеников Церкви Русской;
  • о работе над Катехизисом;
  • по различным вопросам, касающимся светского законодательства о религиозных объединениях;
  • о деятельности Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и ходе работы по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма;

 

Часть заседаний Высшего Церковного совета была посвящена выбору тем Международных Рождественских образовательных чтений и обсуждению сроков их проведения, обсуждению планов и отчетов Синодальных учреждений, оптимизации документооборота.


Духовное образование

 

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует 56 учебных заведений, в которых обучаются 13 746 студентов.

 

С 2013 года рабочей группой в составе ведущих специалистов Учебного комитета, Общецерковной аспирантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Православного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета под руководством митрополита Волоколамского Илариона осуществлялась разработка Единого учебного плана.

15 февраля 2015 года Высший Церковный Совет утвердил примерный учебный план по направлению подготовки «Теология» для бакалавриата и график его введения, а с сентября 2015 года всем учебным заведениям Русской Православной Церкви было предписано реализовывать образовательную деятельность в соответствии с Единым учебным планом.В том же году Учебным комитетом проведено два общецерковных обучающих семинара с использованием дистанционных технологий по вопросам перехода на Единый учебный план. Материалы опубликованы на портале Учебного комитета.

Ежегодно Учебным комитетом проводится систематическая работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства и постановлениями органов церковного управления учебно-методической документации, локальных нормативных актов, а также по повышению эффективности образовательного процесса в учебных заведениях, входящих в систему Учебного комитета.

Установление стандарта происходит не только в подготовке будущих пастырей. В марте 2016 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии состоялся общецерковный семинар, в ходе которого опытом работы поделились педагоги Регентского отделения этой академии. На итоговом круглом столе участники семинара приняли решение о формировании рабочей группы по созданию церковных стандартов высшего и среднего профессионального духовного образования подготовки регентов. Рабочая группа, взяв за основу опыт и предложения Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии, разработала пакет документов, необходимый для перехода на стандарт, позволяющий регентским школам получать государственную лицензцию, а в перспективе — аккредитацию. Представленный пакет документов принял Высший Церковный Совет, внеся в него необходимые поправки, и передал его на утверждение Священного Синода. Священный Синод утвердил образовательную как программу подготовки служителей Русской Православной Церкви по специальности «Регент церковного хора, преподаватель», так и все сопутствующие документы (журнал №61 от 29 июля 2017 года).

Учебный комитет проводит семинары для преподавателей, направленные на обмен опытом, а также оказание методической поддержки по введению Единого учебного плана.

 

Во исполнение п. 17 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года на рассмотрение Священного Синода уже в 2013 году были представлены предложения по оптимизации деятельности духовных учебных заведений, а также итоговый рейтинг, разработанный по результатам инспекционных проверок, на основе которого учебные заведения были поделены на четыре группы. Тогда Священный Синод в частности постановил (журнал № 79 от 16 июля 2013 года):

«6. Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений.

7. Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы, причем, в случае такого решения епархиального архиерея, процесс преобразования училища в такой центр может быть начат уже в 2014 году».

Рейтинг высших духовных учебных заведений дважды обновлялся (в 2015 и 2016 гг.), совершенствовалась и уточнялась система оценки его параметров.Учебным комитетом регулярно проводились выездные инспекционные проверки высших духовных учебных заведений, изучались предоставляемые ими статистические отчеты. Каждая семинария проверяется не реже одного раза в три года. За период 2013 – 2017 гг. в общей сложности проведено более 65 инспекций.

Священным Синодом три духовных училища преобразованы в духовные семинарии: Вологодское (журнал №135 от 25 декабря 2014 года), Омское (журнал №20 от 15 апреля 2016 года) и Саранское (журнал №41 от 4 мая 2017 года).

По итогам анализа данных, представленных священноначалию в связи с обновлением рейтинга учебных заведений в декабре 2016 года, Священный Синод выразил благодарность ректорам и администрации Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий. Особо отмечены усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий(журнал №13от 9 марта 2017 года).

 

22 ноября 2013 года Высший Церковный Совет утвердил «Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации». Практику наставничества, которая на тот момент существовала в Московской духовной академии, было решено распространить на все учебные заведения Русской Православной Церкви. Индивидуальное наставничество заключается в том, что помощник отрабатывает со студентами навыки, необходимые для успешной учебы. Введение индивидуального наставничества – попытка найти новый формат, создать атмосферу, в которой студент будет совершенствовать образовательные способсности.

В 2014 и 2015 гг. в Московской духовной академии состоялись общецерковные семинары для индивидуальных наставников. Информация, которая может быть полезна наставникам (методики ведения занятий, примеры занятий и прочее), размещена в блоге «Индивидуальный наставник». Также для поддержания системы индивидуальных наставников создан сайт http://in-nastavnik.ru/, который регулярно обновляется.

Сегодня система индивидуальных наставников введена во всех высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. На каждого наставника приходится группа от 7 до 14 человек.

 

Как уже упоминалось выше, 16 июля 2013 года Священный Синод поручил в течение трех лет преобразовать все духовные училища в соответствии со своими образовательными возможностями либо в семинарии, либо в центры подготовки приходских специалистов.

Запросы на преобразование в духовные семинарии представили следующие учебные заведения: Владивостокское, Владикавказское, Вятское, Брянское, Новгородское, Омское, Саранское духовные училища. Во всех них побывали члены инспекционных проверок Учебного комитета. По их результатам Владивостокскому, Владикавказскому, Вятскому, Брянскому и Новгородскому училищам рекомендовано преобразоваться в центры подготовки церковных специалистов, а на базе Омского и Саранского училищ созданы семинарии.

Согласно поручению Священного Синода (журнал №63 от 15 июля 2016 года): Брянское, Владивостокское, Вятское, города Гусь-Хрустальный, Новгородское, Псковское, Сыктывкарское, Чебоксарское, Челябинское и Читинское духовные училища — должны усвоить наименования духовных центров подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. В качестве исключения Владикавказскому духовному училищу следовало переоформить свое наименование на «Владикавказское духовное училище по подготовке церковных специалистов» с осуществлением в нем деятельности на основании типового устава для духовных центров подготовки церковных специалистов, однако позднее, по просьбе епископа Владикавказского и Аланского Леонида Священный Синод упразднил Владикавказское духовное православное училище (журнал №67 от 29 июля 2017 года).

 

Магистратура как форма обучения в системе Учебного комитета появилась в 2010 году. Являясь вторым уровнем высшего образования, магистратура призвана готовить кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности, удовлетворять кадровую потребность Церкви в высококвалифицированных специалистах.

В 2016-2017 учебном году в десяти духовных учебных заведениях реализуются 25 магистерских программ. Наибольшее количество магистрантов обучаются по традиционным для отечественных духовных школ направлениям: историческому, богословскому, церковно-практическому и библейскому. Откликаясь на требования времени, семинарии открывают профили различных направленностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: