Контроль рекламной деятельности

Тывинским УФАС России в 4 квартале 2017 года рассмотрено 5 дел по нарушениям Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе), из них по 1 делу – нарушение не выявлено, по 4 делам – принято решение о признании нарушившими требования Закона о рекламе.

Типовыми нарушениями Закона о рекламе на подведомственной территории Тывинскому УФАС России в 4 квартале 2017 года явились:

· распространение рекламы, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1, 4 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе),

· распространение рекламы товаров при дистанционном способе продажи без указания сведений о лице, предлагающего данные услуги (статья 8 Закона о рекламе),

· реклама стимулирующего мероприятия – розыгрыша без указания в ней сроков проведения данного мероприятия, а также источника информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения (статья 9 Закона о рекламе).

Всего из вынесенных Тывинским УФАС России в 2017 году решений о наличии нарушения Закона о рекламе обжаловано в судебном порядке 3 решения, по 1 делу судом решение изменено в части (Третьим Арбитражным апелляционным судом решение по делу № 04-04-02/12-17 изменено в части отмены признания рекламораспространителя нарушившим пункт 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в части недостоверности рекламы, в остальной части решение оставлено в силе, информация признана рекламой товаров при дистанционном способе продажи), два дела в стадии рассмотрения.

В качестве примеров нарушения Закона о рекламе хотелось бы отметить следующие нарушения.

1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В порядке пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Использование в рекламе словосочетания «самые низкие цены», «дешевле не бывает» предполагает, что рекламируемые таким способом товары (услуги) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Реклама с таким содержанием свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Пример: Решением Комиссии Тывинского УФАС России по делу № 04-04-02/14-17 реклама содержащие следующие слова: «Лидер № 1», «Лучшая цена», «Самые низкие цены в регионе», «дешевле не бывает», которые в силу постановления Пленума должны приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, признана ненадлежащей.

2. Что касается рекламы товаров при дистанционном способе их продаже, в соответствии со статьей 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны содержаться сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Для примера можно привести дела № 04-04-02/25-17, № 04-04-02/26-17 по результатам рассмотрения которых Комиссией Тывинского УФАС России было установлено нарушение статьи 8 Закона о рекламе, реклама товаров при дистанционном способе их продажи в которой отсутствовали сведения о продавце таких товаров.

3. Тывинским УФАС России было рассмотрено дело по факту распространения рекламы о проведении стимулирующего мероприятия - розыгрыша. Данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в рекламе отсутствовали сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, в статье 9 Закона о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).

Пример: решением Тывинского УФАС России по делу № 04-04-02/30-17 реклама признана ненадлежащей, поскольку рекламная информация, не содержала информацию, обязательную при объявлении стимулирующего мероприятия в соответствии со статьей 9 Закона о рекламе, а именно указание сроков проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

В связи с чем, сведения до потребителя рекламы доведены не в надлежащей форме и могут привести к утрате важной для потенциального участника стимулирующего мероприятия информации.

Ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С прошлого года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новая статья 4.1.1 КоАП, предусматривает замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам нарушившим часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда, выявленное в ходе осуществления государственного контроля.

Тывинским УФАС России в 4 квартале 2017 года административное наказание в виде административного штрафа было заменено предупреждением 13 лицам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: