Обеспечение жильем многодетных семей

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2012 г. № 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей.

В 2016 году 320,3 тыс. граждан, имеющих 3 и более детей, подали заявления на предоставление земельного участка. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления было предоставлено 92,3 тыс. земельных участков.

В целях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим 3 и более детей, 43 субъектам Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению 280 земельными участками общей площадью 10 825 га, что позволит обеспечить жильем не менее 78 тыс. семей.

Органами государственной власти 30 субъектов Российской Федерации выполнены мероприятия по образованию 25 347 земельных участков, из них
15 534 земельных участка в 19 субъектах Российской Федерации предоставлены гражданам, имеющим 3 и более детей, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с согласия многодетных семей взамен земельного участка им могут быть предоставлены иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

В ряде субъектов Российской Федерации в качестве иной меры социальной поддержки предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Также предоставляются социальная выплата на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения, социальная выплата для возмещения части процентной ставки по ипотечному кредиту и социальная выплата на погашение ипотечного кредита.

В 2016 году иными мерами социальной поддержки взамен предоставления в собственность земельного участка воспользовались 3 279 многодетных семей.

На учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении их жилищных условий состоят 129,2 тыс. граждан, имеющих 3 и более детей. 2 тыс. семей, имеющим 3 и более детей, органы местного самоуправления предоставили жилые помещения по договору социального найма.

По состоянию на 1 января 2017 года при участии акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее – АО «АИЖК») в разной стадии реализации находятся 102 проекта по созданию жилищно-строительных кооперативов в 47 субъектах Российской Федерации, из них 5 кооперативов завершили строительство и ввели в эксплуатацию 82,7 тыс.кв.метров жилья.

В целях обеспечения строительства жилья и объектов инженерной инфраструктуры 48 жилищно-строительным кооперативам безвозмездно переданы земельные участки общей площадью 453 га из земель федеральной и неразграниченной собственности.

По состоянию на 1 января 2017 года АО «АИЖК» для приобретения гражданами, имеющими 3 и более детей, жилья экономического класса по фиксированной цене были проведены аукционы по 60 земельным участкам общей площадью 1 218,6 га в 28 субъектах Российской Федерации, в том числе:

- 21 земельный участок общей площадью 226,6 га для комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса;

- 39 земельных участков общей площадью 992 га для комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса.

 

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей

Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января
2015 г. № 72-р утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015-2017 годы (далее – комплекс мер).

В комплекс мер включены мероприятия, направленные на выявление проблем правоприменительной практики и устранения правовых пробелов в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. В числе мероприятий – проведение ежегодного мониторинга по:

- исполнению судебных решений в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа;

- оказанию мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем);

- осуществлению контроля за использованием и распоряжением жилыми помещениями, находящимися в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализации мероприятий по принудительному обмену жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами и лицами из их числа по договору социального найма;

- привлечению внебюджетных источников для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;

- реализации мероприятий по социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также комплекс мер содержит мероприятия, направленные на выявление и распространение лучшего опыта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, на повышение уровня компетентности специалистов по вопросам защиты имущественных прав детей, в том числе права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Кроме того, комплексом мер запланирована разработка проекта федерального закона, которым предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на дальнейшее совершенствование механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав.

По результатам проведенного мониторинга, предусмотренного комплексом мер:

- по состоянию на 1 января 2017 года численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 14 лет и старше, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составила 246 817 человек (на 1 января 2016 г. – 225 624 человека);

- по состоянию на 1 января 2017 года численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, у которых право на получение жилого помещения возникло и не реализовано, составила 158 925 человек (на 1 января 2016 года – 137 349 человек.

В 2016 году по-прежнему отмечалось увеличение количества находившихся на исполнении исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (2016 г. – 32,3 тыс. исполнительных производств; 2015 г. – 30,5 тыс. исполнительных производств; 2014 г. – 26,1 тыс. исполнительных производств).

Проблема исполнения исполнительных производств о предоставлении жилья, в том числе о предоставлении жилья детям-сиротам, обусловлена недостаточным объемом бюджетных средств в субъектах Российской Федерации, направляемых на обеспечение жильем граждан, а также неоднозначной судебной практикой по взысканию исполнительского сбора и привлечению должников к административной ответственности за неисполнение судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам.

Наиболее сложная ситуация с исполнением судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам сложилась в Приморском и Хабаровском краях, Самарской, Саратовской и Свердловской областях. Главы указанных субъектов Российской Федерации проинформированы о сложившейся ситуации с исполнением судебных решений.

Несмотря на наличие проблем, связанных с исполнением исполнительных производств, количество фактически исполненных решений о предоставлении жилья детям-сиротам продолжает возрастать. В 2016 году предоставлено жилье в рамках 9,4 тыс. исполнительных производств (2015 г. – 9,3 тыс.; 2014 г. – 8,6 тыс.).

Вместе с тем количество неисполненных исполнительных производств указанной категории остается значительным (по состоянию на 1 января 2017 года – 21,8 тыс.).

Для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России совместно с ФССП России разработаны и направлены Методические рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа с учетом правоприменительной практики.

В 2016 году ФССП России в рамках реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы» от 22 июня 2016 г. № Пр-1191 о проблемных вопросах исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам проинформирована Счетная палата Российской Федерации.

По инициативе ФССП России Правительством Российской Федерации дано поручение Минобрнауки России и Минэкономразвития России рассмотреть возможность внесения изменений в Методику комплексной оценки качества жизни населения в регионах России, касающихся введения критериев ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за проводимую ими работу по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и исполнению иных требований суда имущественного и неимущественного характера.

С 2010 года по 2014 год наблюдалась положительная тенденция ежегодного роста численности детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями (2010 г. – 10,6 тыс. человек, 2011 г. – 15,6 тыс. человек, 2012 г. – 18,1 тыс. человек, 2013 г. – 16,5 тыс. человек, 2014 г. – 19,1 тыс. человек).

С 2015 года численность обеспеченных жилыми помещениями сокращается. Так, численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями в 2015 году, составила 19 062 человека, в 2016 году –
20 406 человек.

В 2016 году меры социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа по оплате жилых помещений и коммунальных услуг оказывались в 53 субъектах Российской Федерации. Прослеживается положительная динамика по увеличению субъектов Российской Федерации, в которых оказываются указанные меры поддержки (2015 г. – 35 субъектов Российской Федерации; 2014 г. – 28 субъектов Российской Федерации).

В 2016 году меры социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа на период до обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений оказывались в виде предоставления временных жилых помещений, оплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета жилых помещений, в которых дети-сироты и лица из их числа проживают по договорам найма/поднайма, по ремонту жилых помещений, занимаемых лицами из числа детей-сирот, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма.

Результаты проведенного мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по социальной адаптации лиц из числа детей-сирот, в том числе выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали, что численность выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым была предоставлена услуга по сопровождению, постинтернатному патронату, в 2016 году составила 30 979 человек (2015 г. – 32 642 человека).

На территории Российской Федерации деятельность по сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 1 583 организации (2015 г. – 1 784 организации). Основными направлениями их деятельности являются предоставление выпускникам консультативной помощи, в том числе по психолого-педагогическим, социально-бытовым, правовым вопросам, вопросам защиты жилищных и имущественных прав, выбора профессии и трудоустройства.

Отдельные из указанных организаций осуществляют подготовку выпускников к ответственному родительству, привлекают выпускников, успешно адаптированных в социуме, в волонтерскую деятельность с воспитанниками организаций для детей-сирот, обеспечивают дистанционное решение проблем, связанных с социализацией выпускников.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2016 году на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 26 853,6 млн. рублей, из них:

6 610 млн. рублей (95,76% от общей суммы субсидий) – за счет субсидии из федерального бюджета (2015 г. – с учетом остатков на начало и конец 2015 г. 7 135,6 млн. рублей; 2014 г. – 6 039 млн. рублей);

20 243,6 млн. рублей – за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (2015 г. – 20 362,5 млн. рублей). Уровень освоения средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, составил 82,5% (2015 г. – 80,2%).

Анализ информации, представленной субъектами Российской Федерации в ходе проведения мониторинга по привлечению внебюджетных источников для обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, показал, что в 2016 году только в Республике Бурятия и в Волгоградской области привлекались внебюджетные источники. В 2015 году внебюджетные источники для обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями привлекались в 5 субъектах Российской Федерации (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Красноярский край, Кемеровская и Саратовская области).

 

(Крайний Север)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: