Состояние здоровья детей

Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет

В 2016 году отмечается незначительное увеличение показателя общей заболеваемости среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет на 1,7% или 224 933,5 на 100 тыс. населения данного возраста (2015 г. – 221 238,3 на 100 тыс. населения данного возраста; 2014 г. – 222 926,2 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы.

В 2016 году заболеваемость детей с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе от 0 до 14 лет составила 179 444,1 на 100 тыс. населения данного возраста (2015 г. – 177 588,1 на 100 тыс. населения данного возраста; 2014 г. – 181 030,9 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, у детей в возрасте от 0 до 14 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки, некоторые инфекционные и паразитарные болезни, болезни органов пищеварения.

Заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно

В 2016 году отмечается тенденция к снижению показателя общей заболеваемости на 0,40% до 225 630,6 на 100 тыс. населения данного возраста (2015 г. – 224 725,9 на 100 тыс. населения данного возраста; 2014 г. – 229 468,3 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 15 до 17 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, органов пищеварения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Также в 2016 году отмечается тенденция к снижению показателя заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе детей 15–17 лет на 0,15% до 137 181,8 на 100 тыс. населения данного возраста (2015 г. – 137 383,8 на 100 тыс. населения данного возраста; 2014 г. – 143 109,3 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре заболеваемости подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки, пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Младенческая смертность

За 2016 год младенческая смертность в Российской Федерации снизилась до 6,0 на 1 000 родившихся живыми (на 7,7%) по сравнению с 2015 г. – 6,5 на
1 000 родившихся живыми.

По данным Росстата, снижение показателя младенческой смертности зарегистрировано во всех федеральных округах Российской Федерации.

Уровень младенческой смертности сравним с показателями Западной Европы (6,0 и ниже). Самые низкие показатели младенческой смертности (6,0 и ниже на 1 000 родившихся живыми) в 2016 году зарегистрированы в 45 субъектах Российской Федерации: Республиках Адыгея (4,4), Башкортостан (6,0), Коми (5,4), Крым (5,2), Марий Эл (5,2), Мордовия (4,5), Татарстан (5,4), Удмуртской (5,2), Чувашской (3,2), Забайкальском (6,0), Краснодарском (5,0), Красноярском (5,9), Пермском (5,8), Хабаровском (6,0) краях, Амурской (5,1), Архангельской (5,9), Астраханской (5,7), Белгородской (6,0), Волгоградской (5,8), Воронежской (4,8), Ивановской (5,9), Калининградской (4,5), Кировской (5,0), Курской (6,0), Ленинградской (4,3), Магаданской (3,6), Московской (4,5), Мурманской (3,8), Новгородской (4,4), Пензенской (5,6), Рязанской (4,4), Самарской (5,1), Свердловской (5,8), Тамбовской (3,8), Томской (4,8), Тюменской (4,8), Сахалинской (3,7), Челябинской (5,8), Ярославской (5,2) областях, г. Москве (5,7), г. Санкт-Петербурге (4,0), г. Севастополе (4,8), Ненецком (2,5), Ханты-Мансийском (4,1), Ямало-Ненецком (5,2) автономных округах.

Младенческая смертность снизилась, в первую очередь, за счет снижения смертности от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, пневмоний. Однако ряд заболеваний относится к неуправляемым причинам (крайняя незрелость плода, тяжелая перинатальная патология).

В целях снижения младенческой смертности и инвалидизации детей вследствие нарушений развития за счет выявления заболевания до рождения ребенка и своевременного оказания специализированной медицинской помощи в 2016 году была продолжена реализация мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике в новом алгоритме (проведение пренатальной диагностики в первом триместре беременности, комплексность обследования, экспертный уровень проведения ультразвукового исследования, подтверждающая диагностика).

В 2016 году по новому алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка обследованы 1 291 112 беременных (87,9% от числа вставших на учет по беременности до 12 недель), выявлено
16 896 плодов с врожденными пороками развития.

Выявление врожденного или наследственного заболевания до рождения ребенка позволило оптимизировать медицинскую помощь женщине во время беременности, обеспечить условия для адекватного родоразрешения, оказать специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь новорожденному, разработать программу дальнейшего лечения и реабилитации ребенка в последующие возрастные периоды.

Одним из важнейших и эффективных направлений ранней диагностики и терапии наследственных и врожденных заболеваний является неонатальный и аудиологический скрининг.

В 2016 году в Российской Федерации обследовано более 1 853 тыс. новорожденных (более 95% от числа родившихся, что отвечает требованиям Всемирной организации здравоохранения и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия) на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1 379 детей с врожденными наследственными заболеваниями (293 ребенка – с фенилкетонурией, 529 детей – с врожденным гипотиреозом, 191 ребенок – с адреногенитальным синдромом, 82 ребенка – с галактоземией, 284 ребенка – с муковисцидозом). Все дети взяты на диспансерный учет и получают необходимое лечение.

Указанные меры позволили снизить уровень инвалидизации детей и показателей детской смертности.

С целью профилактики тугоухости и глухоты проводится ранняя диагностика нарушений слуха (аудиологический скрининг) новорожденных и детей первого года жизни с последующим проведением при необходимости операции кохлеарной имплантации.

В 2016 году в Российской Федерации обследовано на нарушение слуха на I этапе скрининга 97,5% детей из числа родившихся, выявлено 30 258 детей с нарушениями слуха, на II этапе скрининга (углубленная диагностика) обследовано 27 855 детей, выявлено 4 678 детей с нарушениями слуха. Под диспансерным наблюдением в центре (кабинете) реабилитации слуха состояло 4 312 детей первого года жизни.

В 2016 году проведена операция кохлеарной имплантации 998 детям
(2015 г. – 933 детям; 2014 г. – 1 090 детям).

Обязательное медицинское страхование женщин и детей,
доступность квалифицированной медицинской помощи
и лекарственное обеспечение женщин и детей

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ застрахованными лицами являются как работающие, так и неработающие граждане.

При этом к неработающим гражданам относятся, в том числе:

- дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

- граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Таким образом, обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) женщин и детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) ежегодно перечисляются межбюджетные трансферты в бюджет ФСС на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы ФСС бланков родовых сертификатов.

Фактические расходы на указанные цели в 2016 году составили 17 823,3 млн. рублей (2015 г. – 18 367,6 млн. рублей; 2014 г. – 17 981,8 млн. рублей).

Ежегодно в 23 перинатальных центрах, построенных в 2008–2012 годах и оснащенных при софинансировании из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», принимается около 90 тыс. родов. В отделениях реанимации и интенсивной терапии проходят лечение более 11 тыс. новорожденных, в отделениях патологии – более 14 тыс. новорожденных. Консультативная медицинская помощь оказывается более 580 тыс. женщин.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. № Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике разработана Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р.

В рамках реализации Программы в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

Распределение субсидий из бюджета ФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 октября 2013 г. № 1873-р.

Программой предусмотрено строительство 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации в 2013–2016 годах: Республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Алтайском, Краснодарском, Красноярском (2 центра) и Ставропольском краях, Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях.

По состоянию на 31 декабря 2016 года перинатальные центры введены
в эксплуатацию, и получены лицензии на осуществление медицинской деятельности в 11 субъектах Российской Федерации: Республиках Башкортостан и Татарстан, Алтайском и Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Липецкой, Нижегородской, Оренбургской, Самарской и Челябинской областях.

Дальнейшее развитие сети перинатальных центров обеспечит повышение доступности и качества медицинской помощи матери и ребенку, создаст условия для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1382, с 2016 года финансовое обеспечение мероприятий по применению ЭКО осуществляется только в рамках базовой программы ОМС.

В 2016 году за счет средств ОМС в Российской Федерации выполнено 45 713 процедур ЭКО. Число родов после ЭКО увеличилось на 21,6% (с 18 423 в 2014 году до 22 396 в 2016 году).

Увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) повышает доступность данного вида помощи и является одним из резервов сохранения параметров рождаемости.

Медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. № 216н утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее – Порядок диспансеризации).

В соответствии с Порядком диспансеризации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан организованно проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

Порядок диспансеризации предусматривает более углубленный характер диспансеризации по сравнению с диспансеризацией несовершеннолетних в популяции и включает расширенный набор специалистов и исследований во все возрастные периоды.

С 2013 года в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932, финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью осуществляется в рамках реализации базовой программы ОМС за счет средств ОМС в соответствии с порядками проведения диспансеризации, утвержденными приказами Минздрава России
от 15 февраля 2013 г. № 72н и от 11 апреля 2013 г. № 216н.

ФОМС ведет ежемесячный мониторинг по профилактическим мероприятиям, предусматривающий сбор информации по количеству законченных случаев и объему средств, направленных в медицинские организации за проведенную диспансеризацию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Диспансеризация (профилактические осмотры) детей всех возрастных категорий проводится ежегодно и, начиная со второй половины 2013 года, по новому алгоритму, который предусматривает различный набор врачей-специалистов и исследований с учетом анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различных возрастных периодах.

В 2016 году прошли профилактические медицинские осмотры 24,56 млн. несовершеннолетних, по результатам которых дети распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 30,1%
(2015 г. – 29,8%; 2014 г. – 29,6%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 56,2% (2015 г. – 54,8%; 2014 г. – 55,7%); ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 12,1% (2015 г. – 13,2%; 2014 г. – 12,9%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 0,7% (2015 г. – 1,4%;
2014 г. – 0,8%); V группа (дети-инвалиды) – 0,9% (2015 г. – 0,8%; 2014 г. – 1%).

При выявлении заболеваний осуществляется постановка на диспансерное наблюдение, проводятся соответствующие лечебно-реабилитационные мероприятия, а также работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни.

По данным мониторинга, осуществляемым ФОМС, в 2016 году медицинским организациям оплачено 211 845 законченных случаев диспансеризации, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2015 г. – 231 651 законченных случаев; 2014 г. – 252 725 законченных случаев).

По данным Минздрава России, полученным с использованием электронной базы данных результатов диспансеризации детей в 2016 году, установлено, что впервые выявленные заболевания составили 21,6% от общего числа зарегистрированных заболеваний.

В структуре выявленных заболеваний первое место занимают болезни органов пищеварения (20,2%), на втором месте – болезни костно-мышечной системы (16,2%), на третьем месте – болезни эндокринной системы (12,8%), на четвертом месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (11,1%), на пятом месте – психические расстройства и расстройства поведения (7,2%), на шестом месте – болезни системы кровообращения (6,3%), на седьмом месте – болезни нервной системы (6,2%).

Дети, пребывающие в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 10,2% (2015 г. – 10%; 2014 г. – 6,2%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 38,2% (2015 г. – 38,3%; 2014 г. – 34,2%); ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 29,1% (2015 г. – 29,7%; 2014 г. – 33,5%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 5,5% (2015 г. – 6%; 2014 г. – 7,9%); V группа (дети-инвалиды) – 17% (2015г. – 16%; 2014 г. – 18,2%).

Нормальное физическое развитие имеют 81,3% детей, дефицит массы и низкий рост отмечается у 7,9% и 7,9% детей, соответственно. Прошли ранее назначенное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 99,92% и 97,81% детей, соответственно.

Прошли ранее назначенную медицинскую реабилитацию и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 100% и 100% детей, соответственно.

Нуждались в ходе диспансеризации в дополнительных консультациях и исследованиях в амбулаторных и стационарных условиях 22,5% и 0,5% детей, соответственно, из них прошли всего 55,68% и 58,09% детей, соответственно.

По итогам диспансеризации рекомендовано лечение в амбулаторных и стационарных условиях 80,9% и 3,1% детей, соответственно; рекомендована медицинская реабилитация и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 27,1% и 2,7% детей, соответственно.

По данным мониторинга ФОМС, в 2016 году медицинским организациям оплачено 267 237 законченных случаев диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (2015 г. – 260 938 законченных случаев, 2014 г. – 252 618 законченных случаев).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, по результатам которой дети распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 16,7% (2015 г. – 16,8%; 2014 г. – 20%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 51,3% (2015 г. – 51,2%; 2014 г. – 54,4%); ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 24,8% (2015 г. – 24,5%; 2014 г. – 22,2%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 1,9% (2015 г. – 2%; 2014 г. – 1,1%); V группа (дети-инвалиды) – 5,2% (2015 г. – 5,5%; 2014 г. – 2,3%).

По оперативным данным Минздрава России, полученным с использованием электронной базы данных результатов диспансеризации детей в 2016 году, установлено, что впервые выявленные заболевания составили 30,4% от общего числа зарегистрированных заболеваний.

В структуре выявленных заболеваний первое место занимают болезни органов пищеварения (6,1%), на втором месте – болезни костно-мышечной системы (5,5%), на третьем месте – болезни эндокринной системы (4%), на четвертом месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (3,7%), на пятом месте – болезни органов дыхания (2%), на шестом месте – болезни нервной системы (1,9%), на седьмом месте – болезни системы кровообращения (1,7%).

Охват профилактическими медицинскими осмотрами несовершеннолетних, а также охват диспансеризацией пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включены в перечень целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.

Минздравом России во исполнение пункта 38 плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья направлены методические рекомендации по организации деятельности «мобильных бригад» врачей-специалистов для оказания медицинской помощи детям и подросткам, в том числе в сельской местности.

Во исполнение пункта 24 плана мероприятий на 2015–2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р, в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья Минздравом России направлены методические рекомендации по развитию системы профилактики и раннего выявления заболеваний у детей.

Охрана здоровья детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями

Особое внимание государства уделяется категории детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни.

В Российской Федерации Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ впервые закреплено определение редкого (орфанного) заболевания.

К редким (орфанным) заболеваниям относятся заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения, характеризующиеся хроническим прогрессирующим течением, приводящие к сокращению продолжительности жизни больного или его пожизненной инвалидизации. Также законодательно предусмотрено регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и их лекарственным обеспечением.

Проблема редких (орфанных) заболеваний особенно актуальна для педиатрии, так как 2/3 редких болезней проявляются в раннем детском возрасте. В 65% случаев редкие (орфанные) заболевания имеют тяжелое инвалидизирующее течение, в 50% – ухудшенный прогноз для жизни, в 35% являются причиной смерти в течение 1-го года жизни, в 10% – в течение
1-5 лет, в 12% – в возрасте 5-15 лет.

В рамках информационно-аналитической системы Минздрава России создана подсистема «Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности» (далее – Федеральный регистр).

В настоящее время в Федеральный регистр внесены данные о 16 619 пациентах с редкими (орфанными) заболеваниями, из них 8 486 детей.

Количество лиц, включенных в Федеральный регистр, регулярно изменяется в связи с выявлением новых пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а также исключением пациентов из Федерального регистра в связи с изменением диагноза или со смертью больного.

Минздравом России в постоянном режиме проводится работа по верификации данных Федерального регистра, по результатам которой субъектами Российской Федерации вносятся необходимые изменения и дополнения в региональные сегменты Федерального регистра.

Охрана здоровья детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается увеличение общего числа
детей-инвалидов. На 1 января 2017 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по данным формы федерального статистического наблюдения № 19 «Сведения о детях-инвалидах», составило 548,2 тыс. детей-инвалидов, что на 6,4% больше по сравнению с 2014 годом (2015 г. – 540,8 тыс. детей-инвалидов; 2014 г. – 521,6 тыс. детей-инвалидов).

Согласно годовым данным федерального статистического наблюдения, число детей, впервые признанных инвалидами, в 2016 году увеличилось до 60,6 тыс. человек (2015 г. – 58,6 тыс. детей; 2014 г. – 62,4 тыс. детей).

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов, обучение родителей данной категории детей и их активное участие в реабилитационном процессе являются приоритетными направлениями государственной политики.

Уменьшению численности детей-инвалидов и более полной интеграции этой категории детей в общество способствует внедрение в практику диагностики и лечения больных детей высоких медицинских технологий, позволяющих рано активизировать пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.

Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предоставляемых Конституцией Российской Федерации.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусматриваемых федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, путевками на санаторно-курортное лечение, поездками к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы имеющихся санаторно-курортных учреждений и реабилитационных центров (отделений), увеличение коечной мощности медицинских организаций, оказывающих санаторно-курортное лечение и медицинскую реабилитацию детям, путем реорганизации деятельности имеющихся медицинских организаций и строительства новых реабилитационных центров; создание отделений реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе неотложную стационарную, медицинскую помощь в каждом субъекте Российской Федерации из расчета одна реабилитационная койка на 15 коек по профилю оказываемой помощи (неврологических, травматологических, ортопедических, кардиологических, онкологических) для взрослых и детей, соответственно; создание крупных межрегиональных специализированных центров медицинской реабилитации по профилю оказываемой помощи на базе существующих медицинских организаций из расчета 30 коек на 600 тыс. населения; создание отделений (кабинетов) реабилитации в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в каждом субъекте Российской Федерации на базе каждой из существующих медицинских организаций; профессиональную подготовку кадров.

Охрана здоровья детей в домах ребенка

В 2016 году в Российской Федерации функционировал 161 дом ребенка на 13 941 место, в которых на конец 2016 года воспитывалось 8 575 детей, в том числе 4 170 детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот (2015 г. – 166 домов ребенка на 15 685 мест, в которых воспитывалось 10 245 детей, в том числе 5 439 ребенка, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот).

Доля детей первого года жизни в 2016 году составила 24,9% (2015 г. – 23,2%), причем среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 45% (2015 г. – 48,8%).

Удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка в 2016 году составил 21,3% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (2015 г. – 23%).

Анализ данных профилактических осмотров показал, что на протяжении последних лет по-прежнему недостаточно внимания уделяется алиментарно-зависимым заболеваниям. На стабильно высоком уровне держится число детей с расстройствами питания. В 2016 году удельный вес детей с расстройствами питания составил 24,3% от числа всех воспитанников (2015 г. – 23%), а среди детей первого года жизни – 26% (2015 г. – 24,6%).

Удельный вес воспитанников, отстающих в физическом развитии, увеличился и в 2016 году составил 40% от общего числа всех воспитанников (2015 г. – 38,5%). Удельный вес воспитанников, отстающих в психическом развитии также незначительно увеличился и составил 66,8% (2015 г. – 65,7%).

В структуре заболеваемости, как и в предыдущие годы, ведущие места занимают заболевания органов дыхания, доля которых в 2016 году составила 32,5% (2015 г. – 33,4%); болезней нервной системы – 14,9% (2015 г. – 14,3%); врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений – 9,9% (2015 г. – 9,8%).

Число детей, взятых под диспансерное наблюдение, составило 94% от общего числа воспитанников (2015 г. – 85,9%), из них 54% – дети, оставшиеся без попечения родителей, от общего числа детей, взятых под диспансерное наблюдение (2015 г. – 57,4%), из которых 18% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, – дети-инвалиды (2015 г. – 20%).

Число детей, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, в 2016 году составило 4 727 детей (2015 г. – 5 032), из них 2 775 (58,7%) – дети, оставшиеся без попечения родителей (2015 г. – 3 143 или 62,5%) и 762 или 27,5% – дети-инвалиды (2015 г. – 1 022 или 32,5%).

Число детей, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, составило 314 (2015 г. – 363), из них 174 ребенка-инвалида (2015 г. – 214).

Получили специализированную медицинскую помощь в 2016 году 4 693 ребенка (99,3%) от общего числа нуждающихся (2015 г. – 4 983 ребенка (99%), в том числе 753 (98,8%) ребенка-инвалида (2015 г. – 1 011 или 98,9%); высокотехнологичную медицинскую помощь получили 267 (85%) детей
(2015 г. – 297 или 81,8%), в том числе 153 (87,9%) ребенка-инвалида (2015 г. – 184 ребенка или 86%).

Число детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, составило 10 952 (2015 г. – 11 492), из них 5 895 детей, оставшихся без попечения родителей (2015 г. – 6 879), и 1 542 ребенка-инвалида (2015 г. – 1 995).

10 906 детей от числа нуждающихся (99,6%) получили медицинскую реабилитацию, в том числе 1 535 детей-инвалидов или 99,5% детей от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов (2015 г. – 11 443 (99,6%) и 1 994 (99,9%), соответственно).

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи

По данным специализированной информационно-аналитической системы Минздрава России, в 2016 году высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета получили 83,7 тыс. детей, в том числе 27,1 тыс. детей-инвалидов (2015 г. – 78,4 тыс. детей, в том числе 22,4 тыс. детей-инвалидов; 2014 г. – 79,4 тыс. детей, в том числе 19,3 тыс. детей-инвалидов).

Из числа детей, оставшихся без попечения родителей, высокотехнологичную медицинскую помощь получили 448 детей (2015 г. – 297), в том числе 240 детей-инвалидов (2015 г. –184).

В федеральных медицинских организациях высокотехнологичная медицинская помощь в 2016 году оказана 65,9 тыс. детей (2015 г. – 61,6%);
в медицинских организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, высокотехнологичная медицинская помощь оказана 17,8 тыс. детей (2015 г. – 16,8 тыс. детей).

Наибольшие объемы высокотехнологичной медицинской помощи оказаны по профилям «Педиатрия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Травматология и ортопедия» и «Онкология».

В 2016 году на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета были направлены 11 детей (2015 г. – 8 детей; 2014 г. – 7 детей).

В 2016 году на лечение за рубеж направлены в основном дети:

- с тяжелыми заболеваниями иммунной системы, которым требуется трансплантация гемопоэтических стволовых клеток от неродственного донора и предтрансплантационная подготовка с использованием клеточных технологий и незарегистрированных лекарственных препаратов;

- с заболеваниями сердца, нуждающиеся в трансплантации донорского сердца;

- с эндокринной патологией (гиперинсулинизм), которым требуется проведение диагностического обследования и последующего оперативного органосохраняющего лечения.

 

Лекарственное обеспечение детей

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации состоит из отдельных направлений, различающихся по механизмам реализации, источникам финансирования и нормативной базе. В основе существующей системы лекарственного обеспечения лежит принцип государственной компенсации расходов на медикаменты для отдельных категорий населения, в том числе детей, выделяемых по различным признакам:

- в зависимости от видов, условий и форм оказания медицинской помощи (в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ);

- в зависимости от принадлежности к льготной категории граждан («граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» и граждане, относящиеся к «группе населения или категории заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой со свободных цен»);

- наличие определенных социально значимых и/или дорогостоящих в лечении заболеваний.

Обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными средствами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:

- обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях;

- государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в форме предоставления необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов (гражданам, сохранившим за собой право на получение набора социальных услуг);

- лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и больных отдельными видами заболеваний, входящих в региональные перечни
по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой при амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

- обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;

- обеспечение лекарственными препаратами, централизованно закупаемыми за счет средств федерального бюджета, при амбулаторно-поликлинической помощи по 7 высокозатратным нозологиям: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, состояния после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами;

- обеспечение лекарствами для лечения отдельных социально-значимых заболеваний (в том числе ВИЧ, туберкулез);

- реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Вакцинация в соответствии с национальным календарем профилактических прививок является расходным обязательством федерального бюджета и обеспечивается соответствующими централизованными закупками. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям является расходным обязательством бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение бесплатной лекарственной помощи имеют 10 категорий граждан, в том числе дети-инвалиды.

С 2008 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части организации обеспечения граждан лекарственными средствами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете и передаются бюджетам субъектов Российской Федерации.

Дети-инвалиды наряду с другими категориями граждан получают необходимые лекарственные средства в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2015 г. № 2724-р.

 

Организация в 2016 году льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов, в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий

(по данным мониторинга Росздравнадзора)

 

Категории граждан Численность (человек) Выписано рецептов (штук) Отпущено лекарственных препаратов на сумму (тыс. рублей) Доля рецептов на отсроченном обеспечении (%) Средняя стоимость рецепта (рублей)
Дети-инвалиды* 355 333 1 444 546 5 708 155 0,01 5 583,36
Детское население** 6 524 559 8 142 121 6 529 369 0,00 1 362,67

* В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ.

** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890.

 

С 2008 года предусмотрено отдельное финансирование из федерального бюджета расходов на централизованную закупку дорогостоящих лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

В целях учета этих лиц Минздрав России осуществляет ведение Федерального регистра указанных лиц с использованием информационных технологий.

Назначение и отпуск лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, согласно приложению № 3, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 2724-р, осуществляется в отношении каждого больного персонально в соответствии с данными регистра, стандартами оказания медицинской помощи, которые являются основой для планирования бюджетных ассигнований на организацию лекарственного обеспечения данной категории больных.

 

Обеспечение граждан дорогостоящими лекарственными препаратами в 2016 году (по данным мониторинга Росздравнадзора)

 

Категории граждан Численность (человек) Выписано рецептов (штук) Отпущено лекарственных препаратов на сумму (тыс. рублей) Доля рецептов на отсроченном обслуживании (%) Средняя стоимость рецепта (рублей)
Детское население 10 923 79 822 5 824 485 0,0 73 259,35
Из них: дети до 3-х лет 1 136 7 718 473 874 0,0 61 590,13

 

Статьями 16 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации закреплены полномочия по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г.
№ 403 утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента (далее – Федеральный регистр).

В настоящее время численность лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, составляет 16 099 чел., из них 8 245 детей.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в 2016 году было отпущено лекарственных препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний на сумму 15,3 млрд. рублей, дефицит финансовых средств составил 7,2 млрд. рублей.

На 2017 год в бюджетах субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, запланировано 16 млрд. рублей.

По информации Минпромторга России, за последние 3 года было зарегистрировано 640 лекарственных препаратов (торговых наименований), разрешенных к применению в педиатрии (в соответствии с инструкцией по медицинскому применению до 18 лет). Из них 395 лекарственных препаратов (62%) отечественного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: