И в отношении несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, входящих в систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

Благодаря принятию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы российское законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них.

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» расширен перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

В частности, определено, что к преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, относятся, в том числе прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5 Уголовного кодекса Российской Федерации), несообщение о преступлении (статья 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 Уголовного кодекса Российской Федерации), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Согласно статистическим сведениям МВД России, в течение последних 3 лет подростковая преступность в Российской Федерация носила неустойчивый характер.

В 2016 году несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений (2015 г. – 61,8 тыс.; 2014 г. – 59,5 тыс.).

Несмотря на рост количества преступлений данной категории в 2015 году на 3,8%, в целом за указанный период их количество сократилось более чем на 9%.

В анализируемом периоде снизился удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общей структуре преступности (2016 г. – 4,5%; 2015 г. – 4,9%; 2014 г. – 5%).

В 2016 году участниками преступлений стали 48,6 тыс. подростков
(2015 г. – 56 тыс.; 2014 г. – 54,4 тыс.).

За последние 3 года среди несовершеннолетних, совершивших преступления, незначительно увеличилась доля учащихся образовательных организаций (2016 г. – 70,7%; 2015 г. – 69,9%; 2014 г. – 69,2%), при этом уменьшилась доля подростков, не имеющих постоянного источника дохода (2016 г. – 11,3%; 2015 г. – 17,8%; 2014 г. – 19%).

Сократилось число подростков, совершивших преступления в составе группы лиц (2016 г. – 1,2 тыс.; 2015 г. – 1,5 тыс.; 2014 г. – 1,7 тыс.), в составе группы лиц по предварительному сговору (2016 г. – 20,2 тыс.; 2015 г. – 22 тыс.; 2014 г. – 21 тыс.), а также в составе организованной группы или преступного сообщества (2016 г. – 62; 2015 г. – 79; 2014 г. – 71).

В целом по Российской Федерации наблюдается сохранение тенденции к снижению числа подростков, которые в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного (2016 г. – 6 724; 2015 г. – 7 521; 2014 г. –7 567), а также наркотического (2016 г. – 535; 2015 г. – 652; 2014 г. – 596) опьянения.

Не теряет актуальности проблема профилактики преступности несовершеннолетних, имеющих опыт совершения преступных деяний. В 2016 году число подростков, имевших опыт преступной деятельности и вновь совершивших преступления, составило 12 778 человек (2015 г. – 14 306; 2014 г. – 14 125).

Органами внутренних дел совместно с представителями субъектов системы профилактики принимаются меры по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, изъятию с улиц безнадзорных и беспризорных детей, их дальнейшему устройству в учреждения для детей, находящихся в социально-опасном положении.

В 2016 году в органы внутренних дел доставлено свыше 314,6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (2015 г. – 335,8 тыс.; 2014 г. – 358,2 тыс.), выявлено 61,3 тыс. безнадзорных детей, нуждающихся в помощи со стороны государства (2015 г. – 63,6 тыс.; 2014 г. – 69 тыс.), из них 41,6 тыс. помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2015 г. – 44,9 тыс., 2014 г. – 45,5 тыс.).

В целях профилактики повторных правонарушений органами внутренних дел в 2016 году на учет поставлено 145,9 тыс. несовершеннолетних (2015 г. – 146,9 тыс.; 2014 г. – 143,5 тыс.).

В период 2014-2016 годов количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации, сократилось более чем на 19% (2016 г. – 69,6 тыс.; 2015 г. – 96,5 тыс.; 2014 г. – 86,3 тыс.).

Уменьшилось число несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений (2016 г. – 78,7 тыс.; 2015 г. – 102,6 тыс.; 2014 г. – 95,4 тыс.).

При этом каждое пятое преступление относится к категории тяжких и особо тяжких (2016 г. – 13,2 тыс.; 2015 г. – 14,3 тыс.; 2014 г. – 13,3 тыс.).

В структуре зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних преобладают преступные посягательства против жизни и здоровья (2016 г. – 35,3% или 24,5 тыс.; 2015 г. – 34,7% или 33,5 тыс.;
2014 г. – 31,3% или 30,2 тыс.).

В 2014-2016 годах возросло количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (2016 г. – 12,4 тыс. преступлений; 2015 г. – 12,2 тыс.; 2014 г. – 10 тыс.).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в Российской Федерации сформирована система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координирующим органом которой выступают КДНиЗП. К решению проблем детства привлекаются общественные институты.

Например, в целях оказания содействия органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в обеспечении защиты их прав и законных интересов в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Республики Саха (Якутия) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в 2015 году, предусмотрено образование в городских и сельских поселениях общественных советов по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2016 г. № 267 утверждено Примерное положение об общественном совете по делам несовершеннолетних и защите их прав. По состоянию на 1 января 2017 года на территории республики действуют 304 общественных совета.

В целях повышения уровня взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в сфере защиты детства в субъектах Российской Федерации реализуются профилактические программы. Например, государственные программы «Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в Амурской области на 2015-2017 годы «Я сам выбираю свой путь», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2017 года Красноярского края», подпрограммы государственных программ «Социальная поддержка граждан Камчатского края на 2014-2018 годы», «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике на 2013-2020 годы», «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма в Камчатском крае на 2014-2018 годы» и др.

При реализации указанных программ в 2016 году особое внимание уделялось проведению специализированных мероприятий на федеральном («Дети России») и региональном уровнях («Лидер», «Условник», «Беглец», «Подворотня», «Каникулы», «Ученик», «Забота», «Алкоголь», «Быт», «Правосознание», «Надзор», «Без наркотиков», «Выбери жизнь без наркотиков», «Нет сигарете! Мы за здоровый образ жизни!», «Несовершеннолетние», «Неформал», «Дети и правопорядок», «Пульс», «Территория безопасности», «Забота о будущем», «Быт», «Жить по закону», «Сельский патруль», «Дети улиц», «Улица без нарушений», «АлкоСтоп», «Полицейский Дед Мороз», «Закон и порядок», «Надзор», «Притон», «Шанс» «Опека», «Хмель», «Контакт», «Встреча», «Подросток–Закон–Безопасность», «Территория безопасности», «День профилактики», «Отчим», «Подросток», «Жилой сектор», «Подворье», «Притон», «Семья», «Безнадзорные дети», «Насильник», «Защита детства», «Ночной правопорядок», «Детство без обид и унижений», «Остановим насилие против детей», «Помоги пойти учиться»; форумы «Общество, дружелюбное к детям» и др.).

На основе межведомственного взаимодействия решаются задачи ранней профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, выявления несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний.

Например, протоколом совместного заседания межведомственной комиссии по вопросам семьи, детей и демографической политике Тульской области и региональной комиссии от 17 июня 2016 г. №3/6 утвержден План реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и развития системы профилактики асоциальных явлений в Тульской области на 2016–2017 годы.

Приоритетом профилактической деятельности является правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, предупреждение асоциальных явлений в среде учащихся несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ Минобрнауки России, органы и организации системы образования в пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении них.

В образовательных организациях субъектов Российской Федерации организована комплексная воспитательная работа, которая предусматривает, в том числе проведение мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения, ценностных ориентаций и нравственных представлений у обучающихся, профилактику девиантного поведения в детской и подростковой среде, правонарушений среди несовершеннолетних.

К примеру, в целях координации деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности межведомственного взаимодействия в данной сфере при региональном департаменте образования функционирует координационный совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Осуществляется целенаправленная работа по информационно-методическому обеспечению деятельности образовательных организаций, подготовке кадров по вопросам защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, развитию сети психолого-педагогической и медико-социальной помощи для несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.

Значительную роль в работе по профилактике правонарушений в среде учащихся играют советы профилактики в органах и организациях системы образования.

Например, в сфере образования Кировской области сформирована организационно-управленческая структура профилактической деятельности. Совет профилактики безнадзорности и правонарушений при Департаменте образования является координирующим органом, определяющим стратегию профилактической работы субъектов системы профилактики сферы образования и обеспечивающим межведомственное взаимодействие на региональном уровне.

Окружные советы профилактики проводят выездные заседания, осуществляют мониторинг состояния преступности среди несовершеннолетних на территории округа, изучают деятельность образовательных организаций по профилактике негативных проявлений в подростковой среде, обеспечивают межведомственное взаимодействие субъектов профилактики системы образования на территории округа.

Муниципальные советы профилактики координируют межведомственное взаимодействие субъектов профилактики на уровне муниципального образования.

Советы профилактики образовательных организаций организуют профилактическую работу с учащимися.

В целях консолидации усилий органов и учреждений системы образования по обеспечению выполнения гарантированных законодательством прав детей и подростков на образование при Департаменте образования Владимирской области действует Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе образования Владимирской области, в состав которого входят представители УМВД России по Владимирской области.

Функцию координирующего органа по организации профилактической деятельности в образовательных организациях успешно выполняют школьные советы профилактики, которыми рассматриваются вопросы постановки на внутришкольный учет обучающихся, нарушающих правила внутреннего распорядка, родителей, не в полной мере выполняющих родительские обязанности, социально-педагогической реабилитации обучающихся и семей, состоящих на учете в органах внутренних дел, КДНиЗП, летней занятости обучающихся, досуговой занятости в организациях дополнительного образования и т.д.

Безопасность детства выступает фундаментальным гарантом демографической стабильности нации, важнейшим инфраструктурным маркером образовательного пространства, поэтому профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения является в подростковой среде неоспоримым приоритетом профилактической деятельности и занимает важнейшее место в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи, обеспечению безопасности их жизнедеятельности.

В целях предупреждения распространения наркомании среди несовершеннолетних, выявления фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, а также повышения уровня осведомленности населения о последствиях потребления наркотиков и об ответственности за участие в их обороте, МВД России совместно с Минздравом России на территориях Республики Крым и Краснодарского края в период с 8 по 18 августа 2016 года организовано проведение межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России – 2016».

При участии около 8 тыс. сотрудников правоохранительных органов, органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в ходе проведения рейдовых мероприятий проверено 533 объекта транспорта, 1,4 тыс. учреждений торговли, 1,2 тыс. досуговых учреждений, 2,2 тыс. мест пребывания несовершеннолетних и молодежи; возбуждено свыше 1,3 тыс. дел административного производства и 210 уголовных дел по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств.

В период проведения операции в детских оздоровительных организациях на указанных территориях сотрудниками МВД России совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями проведены лекции, беседы, тематические занятия, обучающие семинары и другие профилактические мероприятия, направленные на информирование несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей) о вреде потребления алкоголя, табака и наркотиков, а также об ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за незаконный оборот наркотиков.

Например, в ВДЦ «Орленок» и «Смена» для детей проведена социально-ориентированная игра «Вне зависимости», проходящая в форме квеста, направленная на пропаганду здорового образа жизни, организованы специальные площадки, например, «Правовые знания», «Здоровые легкие», в которых приняли участие 1 тыс. детей в возрасте от 12 до 16 лет.

В целях укрепления взаимодействия правоохранительных органов и общества в решении вопросов противодействия незаконному обороту наркотиков, а также формирования активной гражданской позиции среди населения в данной сфере ежегодно проходит Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!».

В ряде регионов накоплен положительный опыт межведомственного взаимодействия в области предупреждения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Так, в Омской области успешно реализуется проект «Молодежное добровольческое движение «Альтернатива» по профилактике злоупотребления психоактивными веществами и пропаганде здорового образа жизни, который объединяет 2,6 тыс. волонтеров и более 100 координаторов волонтерских отрядов. Наиболее значимыми направлениями реализации проекта являются проведение массовых мероприятий, акций, патрулирование образовательных организаций и прилегающих к ним территорий.

На территории Владимирской области с 2015 года комитетом по молодежной политике начата работа по развитию общественного движения «КиберПатруль» по поиску и выявлению сайтов, содержащих информацию о наркотических средствах, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данная деятельность включает в себя еженедельный мониторинг сайтов активистами муниципальных образований области и передачу информации в региональный штаб движения для обобщения и направления на блокировку в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор). В 2016 году активистами движения выявлено 8,7 тыс. сайтов, содержащих информацию о наркотических средствах, которые направлены в Роскомнадзор.

Минобрнауки России формулирует фундаментальную задачу профилактической работы в образовательной среде как превенцию вовлечения детей и молодежи в потребление наркотических средств и психотропных веществ с учетом упреждающего ответа потенциально новым угрозам детства.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в соответствии со статьей 53.4 Федерального закона
от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях.

Социально-психологическое тестирование обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658. Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определен приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н.

Мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача тестирования – оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Снижение рисков неблагополучия у детей и подростков достигается, прежде всего, за счет профилактической работы, предполагающей вовлечение, как детей, так и взрослых, и содействующей оздоровлению среды в целом.

Одним из наиболее эффективных подходов для решения данной задачи является интеграция медиации и восстановительной практики в работу образовательных организаций и иных институтов, участвующих в воспитании детей, защите их прав и интересов.

В рамках Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р, во всех субъектах Российской Федерации созданы службы школьной медиации и службы примирения.

Поскольку система медиации является одним из ресурсов для решения указанных задач, вопрос, связанный с применением медиативных технологий в отношении несовершеннолетних и работе служб медиации, стал предметом обсуждения на III Всероссийском совещании по вопросам организации деятельности КДНиЗП, прошедшем в ноябре 2016 года.

В ходе мероприятия отмечались достигнутые в последнее время результаты в развитии служб медиации (примирения) как в образовательных, так и в иных организациях и органах.

Согласно данным проведенного Минобрнауки России мониторинга, такие службы созданы в образовательных организациях практически всех субъектов Российской Федерации. Их общее количество в 2015–2016 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом увеличилось на 52,3% и составило
15 237 (в 2014-2015 учебном году – 10 005 служб).

Активно нарабатывается региональный опыт, положительные практики в области реализации медиативного подхода, которые вошли в сборник материалов по результатам проведения указанного Всероссийского совещания, направленный в субъекты Российской Федерации для использования в практической деятельности.

Так, в Ставропольском крае активно развиваются 530 школьных службы примирения, более 550 образовательных организаций применяют в своей практике технологии предупреждения и разрешения конфликтов. По итогам 2016 года рассмотрено 1 511 конфликтных ситуаций, 1 505 (99%) из них разрешено примирением.

В Кировской области созданы две региональные инновационные площадки по направлению «Региональная модель школьных служб медиации», целью которых является апробация методических рекомендаций по организации школьных служб примирения, внедрение инновационных авторских программ, технологий, моделей.

В августе 2016 года на базе областного детского оздоровительного лагеря «Орленок» в целях обучения педагогов и подростков в команде проведена первая профильная смена «Медиация – технология успеха». В ходе смены подростки на дискуссионных площадках обсудили вопросы, связанные с организацией школьных служб примирения, приняли решение создать детскую ассоциацию медиаторов.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с 2011 года в общеобразовательных организациях Ставропольского края реализуется проект «Школьный уполномоченный». В настоящее время в школах края действуют 586 школьных уполномоченных по правам ребенка. Аналогичные школьные уполномоченные по правам ребенка функционируют в образовательных организациях Ростовской области.

С 1 апреля 2016 года в каждом муниципальном образовании Тюменской области организована деятельность Областной службы инспекторов по охране детства в составе 59 человек, основной задачей которой является выявление и устранение конфликтных ситуаций с участием обучающихся школ, фактов их асоциального поведения, семейного неблагополучия и других обстоятельств, которые могут быть причиной совершения преступления. В 2016 году инспекторами службы индивидуальной профилактической работой были охвачены более 10,6 тыс. несовершеннолетних, урегулировано свыше 400 конфликтных ситуаций.

В субъектах Российской Федерации активно развиваются технологии создания дружественного к ребенку правосудия, как одного из приоритетных направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в июле 2016 года Минобрнауки России были разработаны и направлены в регионы:

- методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (письмо от 28 июля 2016 г. № 07-3188);

- методические рекомендации по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций (письмо от 26 февраля 2016 г. № 07-834);

- примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социальной-реабилитационной работы с детьми (письмо от 14 апреля 2016 г. №07-1545);

- методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо от 28 апреля 2016 г. №АК-923/07), которые в том числе призваны способствовать повышению эффективности работы по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

В подведомственные Минобрнауки России специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типов направлен порядок информирования учредителя о фактах самовольных уходов воспитанников (письмо от 21 марта 2016 г. № 07-1104).

В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Алтайский, Забайкальский, Пермский края, Калининградская, Костромская, Курганская, Липецкая, Тамбовская, Тюменская области) внедряются технологии комплексного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Введение в качестве участника судебного процесса специалиста по социальной работе и педагога-психолога позволило внедрить технологию сопровождения несовершеннолетних данной категории.

Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, осуществляется специалистами на досудебной, судебной и постсудебной стадиях.

На досудебной стадии, которая наступает с момента поступления уголовного (гражданского) дела в отношении несовершеннолетнего на рассмотрение в суд, специалистом осуществляется сбор и обобщение характеризующих материалов на несовершеннолетнего, включающих в себя сведения о материально-бытовых условиях жизни его семьи, круге знакомств, характере взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, о его занятости, уровне интеллектуального развития и т.д. Проводится анализ причин совершения несовершеннолетним противоправных действий. Итоговая информация анализируется и фиксируется специалистами в социально-психологической карте, которая представляется на рассмотрение судье.

В ходе судебной стадии специалисты непосредственно участвуют в судебном разбирательстве, представляют суду результаты социально­психологического обследования, рекомендации по реабилитации подростка и его семьи.

На постсудебной стадии, наступающей с момента вынесения судом приговора (постановления) в отношении несовершеннолетнего правонарушителя и длящейся до момента окончания действия приговора (постановления), осуществляется психолого-педагогическая и социально-правовая поддержка специалистами несовершеннолетнего и его семьи с целью профилактики повторного правонарушения, разрешения имеющихся у несовершеннолетнего и его семьи проблем, обеспечения занятости, продолжения обучения, трудоустройства, разрешения конфликтных ситуаций в семье и т.д.

После вынесения приговора (постановления) в отношении несовершеннолетнего и до его совершеннолетия специалистами обеспечивается социальный контроль. На данной стадии проводится мониторинг поведения несовершеннолетнего посредством личных встреч, телефонных звонков, при необходимости письменных запросов в образовательное учреждение с целью выявления и разрешения возникающих проблем.

В ряде регионов Российской Федерации (Удмуртской Республике, Астраханской, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Тульской областях и др.) развивается институт наставничества как форма профилактической и воспитательной работы. В целях повышения эффективности работы по ресоциализации несовершеннолетних, предупреждения повторных преступлений за подростками, вернувшимися из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными к мерам наказания без изоляции от общества, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, закреплены наставники из числа руководящего состава территориальных органов внутренних дел, представителей органов исполнительной власти, учреждений системы профилактики, а также общественности и ветеранских организаций. Задачами наставничества в отношении несовершеннолетних являются воспитание положительных качеств личности подростков путем применения к ним комплекса правовых, социально-организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации досуга.

Привлечение подростков и молодежи к активному, здоровому образу жизни является одним из средств профилактики асоциальных проявлений.

Проблемы организации занятости несовершеннолетних позволяет решить дополнительное образование детей.

Минобрнауки России были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации о недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей, а также рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения соответствующими услугами, включая требования по размещению организаций сферы образования в сельской местности.

В декабре 2016 года Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России был проведен анализ региональных практик привлечения детей, в том числе состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в организации дополнительного образования, организации их досуга. Результаты анализа размещены на сайте Минобрнауки России.

К примеру, Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Ленинградской области, утвержденным распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. № 3271-р, предусмотрены мероприятия развития дополнительного образования по 6 направлениям (художественное, естественнонаучное, техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое). Организуя досуг и занятость детей и подростков, учреждения дополнительного образования разрабатывают общеобразовательные, досуговые программы, проводят смотры и конкурсы детских творческих коллективов, фестивали и спортивные соревнования. В 2016 году доля детей, осваивающих дополнительные образовательные программы, достигла 72%.

В решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей, вовлечения несовершеннолетних в различные формы занятости межведомственное взаимодействие различных органов власти, учреждений, представителей гражданского общества имеет особую важность. Оно позволяет организовать различные формы оздоровительного отдыха, санаторно-курортного лечения и реабилитации, а также трудовой занятости несовершеннолетних, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также подростков, состоящих на профилактическом учете различных видов.

Минобрнауки России сформирован банк данных положительных примеров и практик работы с несовершеннолетними, который регулярно обновляется на портале «Детский отдых».

Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период летней оздоровительной кампании 2016 года принимались дополнительные меры по охвату организованными формами отдыха и занятости подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, и детей-инвалидов.

Например, в Волгоградской области в соответствии с государственной программой «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области» на 2016-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 29 декабря 2015 г. № 810-п, в 2016 году региональными уполномоченными органами исполнительной власти в сфере отдыха и оздоровления детей, организациями, предприятиями организован отдых и оздоровление 149,4 тыс. детей, в том числе 31,3 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В летний период 2016 года в детских оздоровительных лагерях Иркутской области реализован проект «Летний лагерь – территория здоровья», направленный на профилактику преступности, наркомании в молодежной среде и пропаганду здорового образа жизни, в рамках которого проводились тренинги, военно-спортивные мероприятия, демонстрация специальных технических средств, оружия специальных подразделений ГУ МВД России и ГУ МЧС России по Иркутской области.

В Брянской области в детском оздоровительном лагере «Новокемп» региональным УМВД России совместно с военно-спортивным клубом «Патриот» ежегодно проводится профильная смена «Юный спецназовец» для 30 подростков, направленная на патриотическое воспитание, пропаганду здорового образа жизни и формирование законопослушного поведения у подрастающего поколения.

В субъектах Российской Федерации специально для детей и подростков с девиантным поведением проводятся профильные смены в оздоровительно­образовательных организациях. В рамках организованного и управляемого учебно-воспитательного процесса несовершеннолетние отдыхают, занимаются физической культурой, спортом, туризмом, получают дополнительные знания и навыки в художественно-эстетической, музыкальной сферах, профессиональной подготовке, приобщаются к социально-позитивным моделям поведения.

Так, в Ярославской области ежегодно, начиная с 1997 года, работает областной лагерь «Викинги» для подростков, имевших опыт употребления психоактивных веществ. Социально-реабилитационный эффект данного проекта на протяжении последних 3 лет составляет не менее 70%. По окончании смены территориальными КДНиЗП и органами по делам молодежи обеспечивается дальнейшее сопровождение подростков, оказывается содействие в организации их досуговой занятости в учреждениях образования, физической культуры и спорта, молодежной политики.

В июле 2016 года на базе детского оздоровительного лагеря «Соколья гора» в Смоленской области проведена правоохранительно-патриотическая профильная смена «Патриот», где 240 подростков в возрасте от 11 до 17 лет, состоящих на учете в органах внутренних дел, в течение 21 дня находились под опекой сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. С детьми проводили мероприятия патриотической направленности представители всех органов и ведомств системы профилактики области, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области, силовых структур, ветеранских движений.

На базе МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Соловьи» Тоншаевского района Нижегородской области в августе 2016 года состоялась областная антинаркотическая смена для детей «группы риска», участниками которой стали 52 несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, из 6 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В период с 31 июля по 20 августа 2016 года на базе детского оздоровительного лагеря «Рассвет» в Республике Бурятия проведена профильная экспериментальная смена «Дорогою добра» для 253 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, в работе которой приняли участие 24 вожатых–участника студенческого педагогического отряда «Выше», 8 инспекторов по делам несовершеннолетних. Направленность программы профильной смены заключалась в активной социализации детей, развитии их спортивных и творческих способностей, а также патриотическом воспитании.

Эффективной формой социализации подростков является трудовая занятость, обучение профессиональным навыкам.

Вопросы организации их профессионального обучения и трудоустройства решаются во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, реализуются в рамках региональных программ. В частности, «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан», «Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2013–2020 годы», «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014–2020 годы», «Содействие занятости населения Приморского края на 2013–2017 годы», «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края», «Содействие занятости населения Ивановской области», «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014–2017 годы», «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014–2020 годы», «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014–2018 годы» и т.д.

Особое внимание уделяется вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних в области дорожного движения, а также детского дорожно-транспортного травматизма, формирования у детей основ современной транспортной культуры и навыков безопасного участия в дорожном движении.

В 2016 году проведен ряд всероссийских массовых мероприятий с участием детей и подростков.

Так, в апреле 2016 года состоялся Московский международный салон образования–2016, в рамках которого активно освещалась тема безопасности дорожного движения. Кроме того, в указанный период в г. Смоленске проведен Всероссийский чемпионат по автомногоборью среди команд юношей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет. В нем приняли участие 152 обучающихся юношеских автомобильных школ, молодежных автомобильных клубов и секций из 32 регионов Российской Федерации.

В июне 2016 года в г. Владивостоке проходил финал Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», в котором приняли участие 308 детей, 2004–2006 годов рождения, из 77 регионов России.

В рамках реализации информационных кампаний по пропаганде безопасного участия в дорожном движении в сентябре 2016 года прошла Всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения, в которой приняли участие более 8 000 участников из 85 субъектов Российской Федерации.

В преддверии VI Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» Минобрнауки России проведен Всероссийский конкурс для педагогов «Сто городов – одни правила». Основной целью конкурса является повышение эффективности работы по изучению правил безопасного поведения на дорогах, профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма, воспитания сознательных участников дорожного движения. В данном конкурсе приняли участие более 350 педагогов из 37 субъектов Российской Федерации.

В фокусе пристального внимания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится предупреждение суицидальных рисков.

В рамках методического сопровождения деятельности различных органов и учреждений в работе по профилактике суицидального поведения детей в 2016 году Минобрнауки России приняты дополнительные меры:

- разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» (письмо от 18 января 2016 г. № 07-149), методическое пособие «Спасти от пропасти: Родительский всеобуч: программы профилактики суицидального риска» (письмо от 1 июня 2016 г. № 07-2373);

- создан профильный раздел для педагогических работников и родителей на портале ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Минобрнауки России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- создан специальный почтовый ресурс spasti-ot-propasti@yandex.ru для консультаций педагогов и психологов по научно-методическим вопросам организации профилактической деятельности в образовательных организациях;

- проведен Единый урок по безопасности в сети Интернет во всех общеобразовательных организациях;

- на сайте Минобрнауки России размещены тематические методические материалы;

- разработаны методические рекомендации по проведению опроса обучающихся и родителей в целях изучения их отношения к интернет-рискам и угрозам жизни (рискам суицидального поведения).

Для формирования безопасной и комфортной для ребенка («чистой») электронной информационной среды и профилактики кибер-насилия и иных асоциальных проявлений в образовательной сфере Минобрнауки России организована система контент-фильтрации.

В целях развития системы профилактики веб-насилия, буллинга и кибербулинга, груминга и кибергруминга по отношению к несовершеннолетним при содействии ЮНЕСКО и ведущих профильных экспертов подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации методические пособия для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» и «Школа без насилия».

Во многих регионах активно развиваются новые формы противодействия распространению информации в социальных сетях и сети «Интернет», способной нанести вред развитию и здоровью несовершеннолетних, а также провоцирующей на противоправные действия.

В рамках проекта «Киберпатруль в Тюменской области» осуществляется поиск интернет-ресурсов с опасной информацией, ссылки на которые в дальнейшем направляются на сайт Роскомнадзора, а также в региональные правоохранительные органы. Также волонтеры проводят рейды по общественным местам с открытым доступом в сеть «Интернет» с целью выявления незащищенного доступа, организуют информационную работу с родителями и несовершеннолетними по вопросам безопасности в сети «Интернет». В 2016 году киберволонтерами проведено 75 профилактических рейдов, выявлено 549 ссылок с опасной информацией.

Сохраняет актуальность вопрос развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.

В образовательных организациях сформирован опыт включения в образовательную деятельность всех без исключения несовершеннолетних, формирования у них мотивации к обучению, трудовой деятельности, построения адресных программ развития и ресоциализации.

Приоритетным направлением защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является создание системы реабилитации детей и подростков, ставших жертвами преступлений.

Например, на базе ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» функционирует специализированное стационарное отделение для оказания комплексной социальной помощи детям-жертвам насилия. В течение 2016 года реабилитацию прошли 29 несовершеннолетних из 10 районов (городов) области, из них 14 несовершеннолетних, подвергнувшихся физическому насилию, 2 – сексуальному насилию, а также 13 пострадавших вследствие ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по уходу и содержанию детей.

В Тульской области в ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1» функционирует специализированное стационарное отделение помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения, на 21 койко-место, в котором в 2016 году курс реабилитации прошли 68 детей. В зависимости от конкретной ситуации и особенностей психического состояния ребенка специалисты учреждения осуществляют диагностику перенесенного жестокого обращения, проводят психокоррекционную работу по преодолению негативных последствий, восстановлению психоэмоционального равновесия и семейных связей, обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе в судебном порядке.

Создание в Омской области социальной гостиницы для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, на 10 койко-мест на базе бюджетного учреждения Омской области «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» города Омска» стало новым эффективным социальным проектом, направленным на преодоление детского неблагополучия, позволило оказывать широкий спектр услуг, направленных на социальную адаптацию детей и выход из трудной жизненной ситуации. Социальная гостиница предназначена для проживания несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, пострадавших от жестокого обращения и насилия, в целях осуществления социально-психологической реабилитации. В 2016 году реабилитационные услуги получили 123 несовершеннолетних.

Приоритетным направлением профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних является информационная деятельность органов государственной власти.

Российские федеральные, региональные и муниципальные СМИ активно освещают темы, связанные с положением детей и подростков. Особое внимание СМИ уделяют информированию о позитивном опыте борьбы с безнадзорностью среди несовершеннолетних, а также о программах, связанных с усыновлением (удочерением) детей.

В то же время не остаются без внимания факты подростковой жестокости, насилия в школах, детских домах, что привлекает внимание общественности к данным проблемам, приводит к пресечению таких случаев и наказанию виновных.

Кроме того, в рамках реализации положений статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 ноября 2012 года Роскомнадзор осуществляет формирование и ведение Единого реестра запрещенной информации, в который на основании поступивших обращений граждан, организаций и государственных органов включаются сайты, страницы сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено (далее – единый реестр).

К такой информации относятся материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информация о наркотических средствах и психотропных веществах, суицидальная информация, а также информация об азартных играх.

Основанием для включения интернет-ресурсов в единый реестр является также решение суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В 2016 году в Роскомнадзор поступило 141,1 тыс. обращений от граждан и организаций о наличии на интернет-страницах запрещенной информации различных видов, из них: по детской порнографии – 36,3 тыс., по азартным играм – 32,3 тыс., по незаконному обороту наркотиков – 57,8 тыс., по призывам к самоубийству – 12,9 тыс.

В течение года Роскомнадзором было вынесено 5 предупреждений СМИ за распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Был ограничен доступ к более 49,9 тыс. интернет-ресурсам (URL), в том числе: по линии «наркотические средства» – более 9,2 тыс. URL, по линии «суицид» – 306 интернет-ресурсов, по линии «детская порнография» – более 6,1 тыс. URL, по линии «азартные игры» – более 14,5 тыс. интернет-ресурсов и по линии «судебные решения» – более 19,7 тыс. URL. С остальных интернет-ресурсов запрещенная информация была удалена. 28% интернет-ресурсов заблокированы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: