Таким образом, использовав слово hupotasso, Павел имеет в виду: дети должны подчиняться родителям и уважать старших, а также у них, как и у солдат, должны быть ежедневные обязанности, которые им следует выполнять. Так они получат представление о труде, об обязанностях и о том, как быть частью коллектива.
Я считаю неправильным позволять ребёнку часами бездельничать возле телевизора или лежать в наушниках, слушая музыку. Родители не должны заправлять постель своего чада, убираться в его комнате, прибирать в ванной после того, как он принял душ, и мыть за ним посуду. И всё же очень часто мать выполняет за ребёнка то, что он должен делать сам. Она застилает его кровать, моет за ним посуду, собирает его грязные носки и пылесосит ковёр под его ногами, а он тем временем смотрит телевизор.
Подобная тепличная атмосфера формирует у ребёнка неверное представление о реальной жизни. Когда он станет взрослым, никто ничего за него делать не будет. Он будет в шоке, когда обнаружит, что никто не собирается делать ему поблажек на работе и что ему придётся за что-то нести ответственность.
К чему приводит стремление родителей всё делать вместо ребёнка? Это развивает у него легкомысленное отношение к жизни, бесцеремонность, невнимательность к другим, неучтивость, пассивность, эгоизм, потакание своим прихотям.
Подобный подход родителей удобен для ребёнка, но не учит его ничему полезному. Кто виноват в такой ситуации? Родители или ребёнок?
Как мы выяснили, Павел подразумевал, что ребёнку ежедневно следует исполнять определённые обязанности и он должен понимать, какое наказание его ожидает в случае их невыполнения. Это только пойдёт ему на пользу и подготовит к взрослой жизни.
Когда мои дети были маленькими, у них были такие обязанности:
• чистить зубы каждое утро;
• принимать душ и приводить себя в порядок;
• аккуратно заправлять постель и убирать свою комнату;
• помогать пылесосить ковры и подметать пол;
• выносить мусор;
• чинить поломанные вещи;
• содержать в порядке ванную комнату;
• собирать грязные вещи для стирки;
• гладить свои вещи и следить за ними.
Наши дети понимали, к чему может привести игнорирование этих простейших требований. Они прекрасно знали, чего мы от них ожидаем, и какое наказание их постигнет за бездействие. В результате у нас дома всегда было прибрано, уютно и красиво. Но гораздо важнее то, что у детей развилось чувство ответственности и гордости за то, что они вносят свою лепту в домашний уют. Они ощущали себя частью семейной команды.