Психология аномального ребёнка

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Составитель: Н.Ю. Верхотурова

1. Психология аномального развития как наука. Предмет, актуальные

проблемы и задачи.

2. Современные критерии нормального и отклоняющегося развития.

3. Закономерности психического развития в норме и патологии.

4. Классификация дизонтогений развития.

5. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений

развития. Л.С.Выготский о соотношении биологической и культурной

линии развития.

6. Основные методологические принципы психологии аномального развития.

7. Методы психологии аномального развития.

8. Социально-психологическая адаптация как главный критерий

нормального психического здоровья.

9. Факторы дизонтогенеза. Условия нормального развития ребёнка

(по Г.М.Дульневу и А.Р.Лурия).

10. Общие и специфические закономерности аномального развития.

11. Дефект и его структура в учении Л.С. Выготского.

12. Дефект и компенсация. Условия превращения «минус – дефекта» в

«плюс компенсацию».

13. Возрастная обусловленность дефектов развития.

14. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах,

первичном и вторичных дефектах (по Л.С.Выготскому).

15. Объясните понятия психического дизонтогенеза: недоразвития,

задержанного развития, искажённого развития, дефицитарного

развития, повреждённого развития, дисгармоничного развития.

16. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии. Роль Л.С.Выготского

в становлении отечественной олигофренопсихологии.

17. Причины умственной отсталости.

18. Классификация олигофрений по степени тяжести и

этиопатогенетическому принципу. Психолого-педагогическая

классификация олигофрении по М.С.Певзнер.

19. Особенности психического развития ребёнка с ранним органическим

поражением ЦНС в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

20. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Время появления,

представленность в популяции. Кодификация в международной

классификации болезней.

21. Определение. Причины и механизмы ЗПР. История выделения из

детской популяции.

22. Основные классификации ЗПР по этиологическому принципу.

Психолого-педагогическая классификация ЗПР.

23. Общие проявления психического развития детей при ЗПР.

Психологические параметры ЗПР.

24. Основные признаки ЗПР, возникающие на фоне церебральной

органики. Различия от олигофрении.

25. Общая характеристика психического развития детей с церебрально-

органическим вариантом задержки.

25. Особенности физического развития детей с ЗПР.

26. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика на

протяжении онтогенеза ребёнка. Причины ММД.

27. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

28. Предмет и задачи детской логопсихологии. Влияние речевых нарушений

на психическое развитие детей и формирование личности.

29. Предмет и задачи сурдопсихологии. Значение слуха в жизни человека.

Влияние снижения слуха на психическое развитие ребёнка.

30. Причины нарушений слуха. Проблема компенсации глухоты.

31. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.

32. Предмет и задачи тифлопсихологии. Возникновение тифлопсихологии

как самостоятельной науки.

33. Дефект зрения и его структура. Влияние нарушений зрения на

психическое развитие детей.

34. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

35. Особенности психического развития ребёнка при слепоте, остаточном зрении, слабовидении.

36. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного

аппарата. Предмет, задачи, связь с другими отраслями знаний.

37. Этиология, патогенез, формы ДЦП. Состояние интеллектуального

развития при ДЦП.

38. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с

нарушениями функций ОДА.

39. Причины возникновения ДЦП. Структура двигательного дефекта при

ДЦП. Критерии психолого-педагогической оценки при ДЦП.

40. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и

поведения. Предмет и задачи.

41. РДА как специфическое нарушение развития. Причины и механизмы

возникновения РДА.

42. Классификация РДА по степени тяжести. РДА в структуре сложного

(комбинированного) нарушения в развитии.

43. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Предмет и

задачи.

44. Причины дисгармоничного развития. Типология патологических

характеров.

Литература:

1. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.:

Академия, 2003;

2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

4. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Саенко Ю.В. Специальная психология. – М.: Академический Проект, 2006.

6. Специальная психология / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010.

7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

8. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2005.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.

10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ, 1998.

11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

12. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2006.

13. О.И. Политика Дети с синдромом дефицита внимания и гиперак-тивночтью. – СПб.: Речь, 2008.

14. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.

15. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

16. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000.

17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007.

18. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987.

19. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

20. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

21. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослы-шащих школьников: диагностика и коррекция. – СПб.: Речь, 2008.

22. Речицкая Е.Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.

23. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – СПб.: Речь, 2006.

24. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. «КАРО», 2006.

25. Детский церебральный паралич / Под ред. Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.

26. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. – Спб.: КАРО, 2006.

27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.

28. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008.

29. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005.

30. Психологическое обследование детей дошкольного ― младшего школь-ного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: УМК «Психология», 2003.

31. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.

32. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: