Путь человека — это череда выборов?

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь...», «Налево пойдёшь — себя потеряешь...», «Прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь...» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбрать. Так и в настоящей жизни. Каждый из нас вы­бирает свой путь, в непростой жизненной ситуации принимает одно-единственное решение из нескольких возможных. Поэтому проблема нравственного выбора так часто стоит перед героями литературных произведений.

Справедливость высказывания французского астролога, врача, фармацевта и ал­химика Мишеля Нострадамуса о том, что жизненный путь каждого из нас - это череда выборов, можно доказать, обратившись к повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

Главная героиня этого произведения — женщина сложной, драматичной судьбы. На глазах Марии фашисты повесили её мужа и десятилетнего сына, сожгли родной

хутор, а всё население его (около ста человек) угнали в Германию. Чудом спасшаяся в кукурузном поле, она остаётся одна на «овеянной смертью земле». После всего случившегося таким естественным кажется желание Марии - умереть. Убитая го­рем женщина зовёт смерть. Но мысль о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя отдельная слабая жизнь...», помогает ей пересилить душевную боль. Ради своего ещё не родив­шегося ребёнка Мария находит в себе силы жить дальше.

Героиня поселяется в погребе, очищает от трупов собак и кошек колодец, хоронит мёртвых солдат. Для каждого из погибших она находит слова, напоминающие народ­ный плач.

Мария ставит перед собой непростую задачу - возродить к жизни родную землю. Такое решение героине удаётся принять не сразу, а ценой долгих, мучительных раздумий. Раз­ум подсказывал ей, что нужно беречь ещё не рождённое дитя, «а не спину гнуть и силы терять на неубранных колхозных полях». Но совесть Марии не могла согласиться с этим, напоминала о том, что возродить жизнь на хуторе - её долг перед погибшими земляками. Чтобы сделать правильный нравственный выбор, героиня оправляется на кладбище. Это единственное, что осталось от сожжённого фашистами хутора. Здесь покоятся те, кто ос­новал его, кто жил рядом с Марией, кого она знала и помнила. Здесь история её рода и память о нём. Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, героиня от­брасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает ей совесть. На следующий день беременная женщина самоотверженно трудится на поле.

В труде Мария находит смысл своего существования. Она в одиночку собирает урожай на брошеных полях, спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбежались, когда горел хутор, а затем пришли к ней за помощью.

В ситуации непростого нравственного выбора Мария оказывается и тогда, когда обнаруживает в подвале полуразрушенного дома раненого молодого немца. Она ис­пытывает жгучую ненависть к фашистам, которые на её глазах повесили мужа и десятилетнего сына. Поэтому, увидев Вернера Брахта, сначала бросается на него с вилами. Первым желанием обезумевшей от горя женщины становится убить врага и тем самым отомстить за гибель близких и дорогих людей. Но немец был почти мальчишка. От страха он кричит «мама». И это слово, которое одинаково звучит на многих языках мира, останавливает Марию. Милосердие побеждает злобу. Героиня Закруткина оказывается выше мести. Испытывая чувство жалости и сострадания, она не может убить безоружного мальчишку. Мария ухаживает за тяжелораненым Вернером Брахтом, а когда он умирает, то хоронит его. На примере поступка сво­ей героини В. Закруткин показывает: даже в тяжёлое военное время человек мо­жет побороть в себе желание отомстить и, проявив гуманизм, оказать помощь без­оружному, страдающему врагу, который больше не представляет для него реальной угрозы.

За те месяцы, что Мария живёт на сгоревшем хуторе и ждёт прихода нашей армии, она становится матерью всему живому, проявляя сострадание ко всем не­счастным. Измученная морально и физически, она не остаётся равнодушной к горю других. Мария находит в копне сена на хуторском поле заблудившихся эвакуиро­ванных детей из ленинградского детского дома и начинает заботиться о них, помо­гает им выжить. Она чувствует себя матерью этих обездоленных войной ребятишек, видевших ужасы блокадного Ленинграда, бомбёжку поезда, смерть от голода своих ровесников. Не зная толком Богоматери, Мария последовала её примеру, став уте­шительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческою.

Итак, анализ идейно-художественного содержания повести В. Закруткина «Ма­терь человеческая» позволяет сделать вывод о том, что в жизни каждому из нас по­стоянно приходится делать тот или иной нравственный выбор. И то, какое решение человек примет в трудную минуту, обусловлено его характером, общественными идеалами и морально-нравственными ценностями. Как тут не вспомнить стихо­творные строки поэта Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину у религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: