Какой изображена любовь в произведениях русских поэтов и писателей?

Любовь необъятна в своих проявлениях. В литературных произведениях писате­ли и поэты дают своё определение этому удивительному чувству, предлагают чита­телям богатейший материал для размышлений.

Ф.И.Тютчев в стихотворении «Предопределение» выражает свой взгляд на лю­бовь, давая определение отношениям любящих людей как рокового поединка.

Союз души с душой родной —

Их съединенъе, сочетанъе,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Самим названием стихотворения поэт отсылает читателя к божественной воле, да­вая понять, что избежать борьбы в отношениях с любимым человеком невозможно, так как это предопределено свыше. Усиливает эту мысль и употребление в строфе дважды эпитета «роковой»: «приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый» (толковый словарь Д.Н. Ушакова). Что Ф.И. Тютчев и подтверждает во второй строфе стихотворения, предрекая неизбежное страдание, по­степенное уничтожение в неравной борьбе двух сердец - того, что нежнее.

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

И действительно, многие литературные произведения являются красноречивой иллюстрацией суждения о трагическом поединке двух любящих сердец.

Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», образы Бэлы, княжны Мери. Бэла стала неинтересна Печорину: «Я опять ошибся: любовь дикар­ки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он сломал её судьбу и привёл Бэлу к гибели, хоть и от руки Казбича.

Мери была сломлена духовно его нелюбовью к себе: «... её большие глаза, испол­ненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на на­дежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться».

Печорин понимает причину несчастья женщин, встреченных им на жизненном пути: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

В очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна Из­майлова, духовно не разбуженная героиня, страдающая от скуки семейной жизни с человеком старше неё и бездействия, полюбила работника Сергея, слепо во всём сле­довала за ним, совершила ряд чудовищных преступлений, за что попала на каторгу, а там была оставлена тем, ради кого жила. Катерина бросилась в воду и, погибнув, увлекла за собой новую возлюбленную Сергея Сонетку, таким образом отомстив ему.

Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», написана драматургом со­всем иной. Но, несмотря на свою глубокую веру в Бога и высокие нравственные понятия, она не в силах была совладать со своими чувствами к Борису. Он же, по­слушно следуя требованию Дикого, после публичного признания Катерины в их связи едет в Сибирь. Расставаясь с героиней пьесы, он отказывает ей в просьбе взять с собой, что было бы спасением для героини, хотя прекрасно понимает, что остав­ляет её в тяжёлом состоянии:

«Борис (рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!»

Вскоре после расставания с Борисом Катерина бросается в Волгу и погибает.

Однако есть и литературные произведения, писатели которых не разделяют мне­ние Ф.И. Тютчева о неизбежности неравной борьбы двух сердец.

Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором писатель пока­зывает читателю несколько счастливых супружеских пар. Гармонично складыва­ются отношения родителей Петра Андреевича Гринёва, а также капитана крепости Ивана Кузьмича Миронова и его супруги Василисы Егоровны, которые жили счаст­ливо до трагедии расправы Пугачёва над защитниками крепости. Несмотря на все испытания, посланные судьбой, счастливо сложились и отношения Петра Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой.

А.С. Пушкин в лирике («Я помню чудное мгновенье...») даёт своё определение сущности любви: любви как источника жизни и вдохновения. Для любящего серд­ца воскресают вновь (угасшие было без любви) «и божество, и вдохновенье», и само ощущение жизни.

На позитивной ноте завершается и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: в эпилоге автор пишет о том, что Родион Раскольников потеплел в от­ношении к Соне, которая вслед за ним отправилась на каторгу, стремясь разделить с Родионом все тяготы ссылки, поддержать его. Она стала точкой опорой в его на­чавшемся духовном и душевном воскресении: «Он вспомнил, как он постоянно её мучил и терзал её сердце; вспомнил её бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все её страдания».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» можно проследить судьбу счастливо сло­жившихся семейных пар, чьи отношения наполнены любовью и гармонией: граф и графиня Ростовы, Николай Ростов и княжна Марья, Наташа Ростова и Пьер Без­ухов.

Вероятно, то, как сложатся отношения между любящими людьми, определяется характером, уровнем духовного и душевного их развития.

Хочется верить: можно избежать в отношениях проживания модели рокового по­единка, если быть внутренне устремлённым к гармоничному союзу двух любящих сердец.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: