Любовь необъятна в своих проявлениях. В литературных произведениях писатели и поэты дают своё определение этому удивительному чувству, предлагают читателям богатейший материал для размышлений.
Ф.И.Тютчев в стихотворении «Предопределение» выражает свой взгляд на любовь, давая определение отношениям любящих людей как рокового поединка.
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Самим названием стихотворения поэт отсылает читателя к божественной воле, давая понять, что избежать борьбы в отношениях с любимым человеком невозможно, так как это предопределено свыше. Усиливает эту мысль и употребление в строфе дважды эпитета «роковой»: «приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый» (толковый словарь Д.Н. Ушакова). Что Ф.И. Тютчев и подтверждает во второй строфе стихотворения, предрекая неизбежное страдание, постепенное уничтожение в неравной борьбе двух сердец - того, что нежнее.
|
|
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...
И действительно, многие литературные произведения являются красноречивой иллюстрацией суждения о трагическом поединке двух любящих сердец.
Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», образы Бэлы, княжны Мери. Бэла стала неинтересна Печорину: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он сломал её судьбу и привёл Бэлу к гибели, хоть и от руки Казбича.
Мери была сломлена духовно его нелюбовью к себе: «... её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться».
Печорин понимает причину несчастья женщин, встреченных им на жизненном пути: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».
В очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна Измайлова, духовно не разбуженная героиня, страдающая от скуки семейной жизни с человеком старше неё и бездействия, полюбила работника Сергея, слепо во всём следовала за ним, совершила ряд чудовищных преступлений, за что попала на каторгу, а там была оставлена тем, ради кого жила. Катерина бросилась в воду и, погибнув, увлекла за собой новую возлюбленную Сергея Сонетку, таким образом отомстив ему.
Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», написана драматургом совсем иной. Но, несмотря на свою глубокую веру в Бога и высокие нравственные понятия, она не в силах была совладать со своими чувствами к Борису. Он же, послушно следуя требованию Дикого, после публичного признания Катерины в их связи едет в Сибирь. Расставаясь с героиней пьесы, он отказывает ей в просьбе взять с собой, что было бы спасением для героини, хотя прекрасно понимает, что оставляет её в тяжёлом состоянии:
|
|
«Борис (рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!»
Вскоре после расставания с Борисом Катерина бросается в Волгу и погибает.
Однако есть и литературные произведения, писатели которых не разделяют мнение Ф.И. Тютчева о неизбежности неравной борьбы двух сердец.
Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором писатель показывает читателю несколько счастливых супружеских пар. Гармонично складываются отношения родителей Петра Андреевича Гринёва, а также капитана крепости Ивана Кузьмича Миронова и его супруги Василисы Егоровны, которые жили счастливо до трагедии расправы Пугачёва над защитниками крепости. Несмотря на все испытания, посланные судьбой, счастливо сложились и отношения Петра Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой.
А.С. Пушкин в лирике («Я помню чудное мгновенье...») даёт своё определение сущности любви: любви как источника жизни и вдохновения. Для любящего сердца воскресают вновь (угасшие было без любви) «и божество, и вдохновенье», и само ощущение жизни.
На позитивной ноте завершается и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: в эпилоге автор пишет о том, что Родион Раскольников потеплел в отношении к Соне, которая вслед за ним отправилась на каторгу, стремясь разделить с Родионом все тяготы ссылки, поддержать его. Она стала точкой опорой в его начавшемся духовном и душевном воскресении: «Он вспомнил, как он постоянно её мучил и терзал её сердце; вспомнил её бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все её страдания».
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» можно проследить судьбу счастливо сложившихся семейных пар, чьи отношения наполнены любовью и гармонией: граф и графиня Ростовы, Николай Ростов и княжна Марья, Наташа Ростова и Пьер Безухов.
Вероятно, то, как сложатся отношения между любящими людьми, определяется характером, уровнем духовного и душевного их развития.
Хочется верить: можно избежать в отношениях проживания модели рокового поединка, если быть внутренне устремлённым к гармоничному союзу двух любящих сердец.