«Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновавшие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над этими актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет главный герой романа - Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермонтовского произведения помогает читателю получить более детальное представление о личности персонажа.
Проблема понимания сущности счастья - одна из многих философских проблем, поднятых в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Концепту «счастье» даётся несколько определений в произведении. «Насыщенная гордость» - одно из них. По мнению Печорина, гордость «насыщается» тогда, когда один человек становится для другого причиной страданий или радостей, полностью порабощая себе его волю. Особенно показательны в этом отношении рассуждения героя о счастье обладания молодой и неопытной душой, которую, насладившись, можно бросить подобно цветку на дороге. Такова суть теории счастья, которую на основании своего жизненного кредо («Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы») развивает герой.
|
|
Воле Печорина покоряются Бэла, Вера, княжна Мери, но, тем не менее, ни разделённая любовь, ни власть над другими душами не приносят ему счастья. Он признается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». Этими словами Печорин утверждает необходимость самопожертвования для счастья других и своего собственного. Но сам пойти на самопожертвование не может: «двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы своей не продам». Именно поэтому Печорин не способен ни к искренней любви, ни к верной дружбе.
Проблема предопределённости судьбы и свободы воли - центральная философская проблема романа «Герой нашего времени» - наиболее детально рассматривается автором в повести «Фаталист». «Что же управляет человеческой жизнью - собственная воля человека или божественная предопределённость судьбы?» - ответ на этот вопрос пытается найти Печорин.
Эксперименты над жизнью, которые ставятся в главе «Фаталист», свидетельствуют в пользу предопределения. Вулич, попытавшись выстрелить в себя, остаётся жив, однако Печорин прочитал «печать смерти на бледном лице его, какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», и Вулич вскоре погибает от сабли пьяного казака. Затем Печорин, испытывая свою собственную судьбу, врывается в избу, где спрятался убийца, и остаётся жив.
|
|
Казалось бы, все произошедшее должно было бы убедить Печорина в существовании предопределения. Но «сделаться фаталистом» герою не позволяет важнейшая черта его характера - скептицизм: «Я люблю сомневаться во всем». Нельзя сказать, что Печорин полностью отрицает существование судьбы. Скорее, он не хочет признавать её власти над собой. Поэтому постоянно бросает вызов судьбе. Герой утверждает: «Я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». Эти слова Печорина помогают понять отношение самого Лермонтова к проблеме фатализма: если предопределённость существует, то это должно делать поведение человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. На страницах своего романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов даёт именно такое толкование проблемы фатализма, не отвечая однозначно на вопрос, мучивший философов во все времена.
Философская проблема цели и смысла человеческой жизни также не остается без внимания автора романа «Герой нашего времени». «Для какой цели я родился?» - этот вопрос постоянно мучает Печорина. Лермонтовский герой постоянно задумывается об этом, напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить, и не находит ответа. Бесцельность собственного существования при обширных дарованиях тяготит его. Печорин не видит смысла в своей жизни, у него нет цели, поэтому он циничен, скептически относится ко всему. Об этом Печорин размышляет в одном из своих монологов в повести «Княжна Мери»: «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения...» Таким образом, лермонтовский персонаж - родоначальник всех героев русской литературы, кто не может спокойно жить, не определив для себя цели и смысла человеческого бытия.
Проблема познания - важнейшая философская проблема романа. Печорин не может уйти от напряжённой работы мысли, любит философствовать. И в этом он - характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, «века философствующего духа». Героя терзают постоянные раздумья о самом себе, о собственной жизни; его ум разъедает «рефлексия». Печорин не в состоянии отвлечься от мучительного анализа своих поступков. Он говорит о себе: «Во мне два человека. Один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
В главе «Фаталист» Печорин с иронией говорит о «людях премудрых», которые думали, что «светила небесные принимают участие» в их жизни, и вера в Провидение придавала ушедшим поколениям силу и мужество. Так в романе ставится ещё одна важная философская проблема веры и безверия, тесно связанная с проблемой фатализма.
Утрата веры - душевный недуг, который в значительной степени поразил и Печорина. Бросая вызов Богу, лермонтовский герой неизбежно подвергает сомнению и те нравственные принципы, которые диктуются религией. Речь идет прежде всего о ветхозаветных заповедях «не убий» и «не прелюбодействуй». Печорин разрешает себе убийство. Прелюбодеяние мыслится им как некая жизненная норма. Что касается новозаветной заповеди любви, то герой даже иронизирует над ней: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански». Утрата веры и оскудение любви в душе Печорина неразрывно связаны с такими чертами характера героя, как крайний индивидуализм и абсолютизация свободы собственной личности.
|
|
В романе «Герой нашего времени» затрагивается и философская проблема памяти как источника разочарований. В главе «Княжна Мери» Печорин откровенно признаётся в своем дневнике: «Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из неё всё те же звуки. Я глупо создан: ничего не забываю – ничего!» Воспоминания о прошлом причиняют ему одни лишь страдания.
Размышляя о своей жизни, Печорин находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Так в романе начинает звучать тема «потерянного поколения», являющаяся сквозной в творчестве М.Ю. Лермонтова.
В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.
«Одинок я — нет отрады...»
(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)
Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихотворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) и в более поздних — «Как часто, пёстрою толпою окружён...» (1840), «И скучно, и грустно...» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэта, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов - поэт- романтик, а, как известно, для романтизма характерен особый герой - одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
|
|
Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.
Пушкинская лирика преимущественно оптимистическая, жизнерадостная. Поэт воспевал дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чувства, которые сближают людей и вдохновляют их на великие дела. Его стихи - диалог с теми, кто поймёт и откликнется, вот почему в них так много обращений к друзьям («Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Друзья мои, прекрасен наш союз!»). Кроме того, в стихотворениях А.С. Пушкина постоянно появляются образы женщин, которых поэт любил, которые любили его, ведь эта любовь становилась для него источником поэтического вдохновения.
У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиночества и приносит одни лишь страдания:
Пусть я кого-нибудь люблю,
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце, жжёт, хотя темно...
В любви его преследует измена и предательство. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» лирический герой изумлен коварством своей возлюбленной, которая поначалу казалась ему ангелом:
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал; -
Такой души ты знала цену? –
Ты знала: я тебя не знал!
Согласно данным лермонтовской энциклопедии, слово «один» наиболее частотно в лирике поэта и встречается на страницах его произведений 1472 раза. Этим объясняется, почему в стихах М.Ю. Лермонтова параллельно с мотивом трагического одиночества звучит мотив тоски по родной душе:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биографические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людьми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим...
Поэтому лирическому герою поэзии М.Ю. Лермонтова горестно осознавать, что ему недоступны утешения дружбы, поддержка близкого человека. Об этом говорится в стихотворении «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Лирический герой стихотворения «И скучно, и грустно...» также мучительно переживает из-за того, что в «минуту душевной невзгоды» нет рядом друга, способного выразить сочувствие и понимание, морально поддержать.
Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтовской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникальную философскую концепцию одиночества.
В стихотворении «Стансы», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь жизненный путь - от рождения до смерти - ему предстоит пройти одному и принимает следующее решение:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Почёл потерянным досугом...
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет,
Hue кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!
Одиночество лирического героя особое: оно не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Герой отвергает этот мир, так как ставит себя выше окружающих, считая необыкновенной личностью, и бежит прочь от ненавистного ему общества. Поэтому из мотива одиночества закономерно вытекают два других мотива - избранничества и странничества.
Отверженность, непонимание окружающим миром воспринимаются лирическим героем поэзии М.Ю. Лермонтова как знак высокой избранности. Так, в раннем стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» он осознает, что избран Богом, чтобы стать великим поэтом, но одновременно обречен быть «гонимым миром странником».
Одиночество как знак собственного избранничества рассматривается лирическим героем и в стихотворении «О, полно извинять разврат...». Для него нет трагедии в изгнании из общества, ставшего тюрьмой. Он гордится своим одиночеством и бегством из ненавистной ему среды:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой.
Теме одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сопутствует не только мотив собственного избранничества, но и мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной. Так, в стихотворении «Листок», используя образы-символы, связанные с миром природы, поэт показывает, что жизнь на чужбине не приносит его лирическому герою душевного успокоения, а только усиливает одиночество, делает его ещё более мучительным, а поиски тепла и понимания во враждебном мире оказываются тщетными и бесплодными:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя...
В стихотворении противопоставлены два образа: листок, оторвавшийся от ветки родимой и скитающийся по свету, и молодая чинара, беззаботно растущая на берегу Чёрного моря. Листок, уставший от скитаний и одиночества, гонимый жестокой бурей, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит беззаботное дерево о временном приюте в его корнях. Несчастный странник мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен за гостеприимство рассказывать накопленные за время «мудрёные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюблённую чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь её пуста и однообразна в своём постоянном благополучии и даже райские птицы утомляют её своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять и прогоняет дубовый листок прочь. Образ листка напоминает образ обездоленного человека, который просит, чтобы ему помогли, но никто не хочет слышать о его просьбе, все отворачиваются от него и оставляют в полном одиночестве.
Герой лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова страдает от одиночества ещё и потому, что в обществе у него нет товарищей, единомышленников, которые могли бы разделить его убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён...» герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей», «приличъем стянутые маски», неспособные к проявлению сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, он устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него всё самое дорогое:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье,
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Но бегство в мечту не бесконечно. Опомнившись, лирический герой возвращается в пошлую реальность. Разрушение иллюзии вызывает гнев: ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злобой».
Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордится своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:
Как ты, мой друг, я не рождён для света
И не умею жить среди людей;
Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум и мелкие заботы...
Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю вселенную, сотворённую Богом:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землёй,
Он сеял зло без наслажденья...
Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконечных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.
В заключение ещё раз подчеркну: тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Лирический герой его стихотворений одинок в дружбе, в любви, в обществе потому, что ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой, презирающим окружающих людей. Поэтому он добровольно избирает одиночество и очень городится этим своим состоянием. Получив законченное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».