Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы реалистиче­ский роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновавшие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и философ­ская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над этими актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет главный герой романа - Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермонтов­ского произведения помогает читателю получить более детальное представление о личности персонажа.

Проблема понимания сущности счастья - одна из многих философских проблем, поднятых в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Концепту «сча­стье» даётся несколько определений в произведении. «Насыщенная гордость» - одно из них. По мнению Печорина, гордость «насыщается» тогда, когда один чело­век становится для другого причиной страданий или радостей, полностью порабо­щая себе его волю. Особенно показательны в этом отношении рассуждения героя о счастье обладания молодой и неопытной душой, которую, насладившись, можно бросить подобно цветку на дороге. Такова суть теории счастья, которую на основа­нии своего жизненного кредо («Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы») развивает герой.

Воле Печорина покоряются Бэла, Вера, княжна Мери, но, тем не менее, ни раз­делённая любовь, ни власть над другими душами не приносят ему счастья. Он при­знается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жерт­вовал для тех, кого любил». Этими словами Печорин утверждает необходимость самопожертвования для счастья других и своего собственного. Но сам пойти на самопожертвование не может: «двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы своей не продам». Именно поэтому Печорин не способен ни к искренней любви, ни к верной дружбе.

Проблема предопределённости судьбы и свободы воли - центральная философ­ская проблема романа «Герой нашего времени» - наиболее детально рассматривает­ся автором в повести «Фаталист». «Что же управляет человеческой жизнью - соб­ственная воля человека или божественная предопределённость судьбы?» - ответ на этот вопрос пытается найти Печорин.

Эксперименты над жизнью, которые ставятся в главе «Фаталист», свидетель­ствуют в пользу предопределения. Вулич, попытавшись выстрелить в себя, остаётся жив, однако Печорин прочитал «печать смерти на бледном лице его, какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», и Вулич вскоре погибает от сабли пья­ного казака. Затем Печорин, испытывая свою собственную судьбу, врывается в избу, где спрятался убийца, и остаётся жив.

Казалось бы, все произошедшее должно было бы убедить Печорина в существова­нии предопределения. Но «сделаться фаталистом» герою не позволяет важней­шая черта его характера - скептицизм: «Я люблю сомневаться во всем». Нельзя сказать, что Печорин полностью отрицает существование судьбы. Скорее, он не хочет признавать её власти над собой. Поэтому постоянно бросает вызов судьбе. Герой утверждает: «Я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». Эти слова Печорина помогают понять отношение самого Лермонтова к проблеме фатализма: если предопределённость существует, то это должно делать поведение человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. На страницах своего романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов даёт именно такое толкование проблемы фатализма, не отвечая однозначно на вопрос, мучив­ший философов во все времена.

Философская проблема цели и смысла человеческой жизни также не остается без внимания автора романа «Герой нашего времени». «Для какой цели я родился?» - этот вопрос постоянно мучает Печорина. Лермонтовский герой постоянно задумыва­ется об этом, напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить, и не находит ответа. Бесцельность собственного существования при обширных даровани­ях тяготит его. Печорин не видит смысла в своей жизни, у него нет цели, поэтому он циничен, скептически относится ко всему. Об этом Печорин размышляет в одном из своих монологов в повести «Княжна Мери»: «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения...» Таким образом, лер­монтовский персонаж - родоначальник всех героев русской литературы, кто не может спокойно жить, не определив для себя цели и смысла человеческого бытия.

Проблема познания - важнейшая философская проблема романа. Печорин не может уйти от напряжённой работы мысли, любит философствовать. И в этом он - характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, «века философ­ствующего духа». Героя терзают постоянные раздумья о самом себе, о собственной жизни; его ум разъедает «рефлексия». Печорин не в состоянии отвлечься от мучи­тельного анализа своих поступков. Он говорит о себе: «Во мне два человека. Один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

В главе «Фаталист» Печорин с иронией говорит о «людях премудрых», которые думали, что «светила небесные принимают участие» в их жизни, и вера в Провидение придавала ушедшим поколениям силу и мужество. Так в романе ста­вится ещё одна важная философская проблема веры и безверия, тесно связанная с проблемой фатализма.

Утрата веры - душевный недуг, который в значительной степени поразил и Печорина. Бросая вызов Богу, лермонтовский герой неизбежно подвергает сомне­нию и те нравственные принципы, которые диктуются религией. Речь идет прежде всего о ветхозаветных заповедях «не убий» и «не прелюбодействуй». Печорин раз­решает себе убийство. Прелюбодеяние мыслится им как некая жизненная норма. Что касается новозаветной заповеди любви, то герой даже иронизирует над ней: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански». Утрата веры и оскудение любви в душе Печорина неразрывно связаны с такими чертами характера героя, как крайний индивидуализм и абсолютизация свободы собственной личности.

В романе «Герой нашего времени» затрагивается и философская проблема памя­ти как источника разочарований. В главе «Княжна Мери» Печорин откровенно признаётся в своем дневнике: «Всякое напоминание о минувшей печали или радо­сти болезненно ударяет в мою душу и извлекает из неё всё те же звуки. Я глупо создан: ничего не забываю – ничего!» Воспоминания о прошлом причиняют ему одни лишь страдания.

Размышляя о своей жизни, Печорин находит в ней много общего с судьбой цело­го поколения: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозмож­ность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Так в романе начинает звучать тема «потерянного поколения», являющаяся сквозной в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писате­лем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, сво­боды выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.

 

«Одинок я — нет отрады...»

(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)

Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихотворе­ниях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) и в более поздних — «Как часто, пёстрою толпою окружён...» (1840), «И скучно, и груст­но...» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэта, фактами из его био­графии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов - поэт- романтик, а, как известно, для романтизма характерен особый герой - одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразреши­мом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способно­го поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.

Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.

Пушкинская лирика преимущественно оптимистическая, жизнерадостная. Поэт воспевал дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чувства, которые сближа­ют людей и вдохновляют их на великие дела. Его стихи - диалог с теми, кто поймёт и откликнется, вот почему в них так много обращений к друзьям («Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Друзья мои, прекрасен наш союз!»). Кроме того, в сти­хотворениях А.С. Пушкина постоянно появляются образы женщин, которых поэт любил, которые любили его, ведь эта любовь становилась для него источником поэ­тического вдохновения.

У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиноче­ства и приносит одни лишь страдания:

Пусть я кого-нибудь люблю,

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно...

В любви его преследует измена и предательство. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» лирический герой изумлен коварством своей возлюбленной, которая поначалу казалась ему ангелом:

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал; -

Такой души ты знала цену? –

Ты знала: я тебя не знал!

Согласно данным лермонтовской энциклопедии, слово «один» наиболее частотно в лирике поэта и встречается на страницах его произведений 1472 раза. Этим объ­ясняется, почему в стихах М.Ю. Лермонтова параллельно с мотивом трагического одиночества звучит мотив тоски по родной душе:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной...

Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биогра­фические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людь­ми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим...

Поэтому лирическому герою поэзии М.Ю. Лермонтова горестно осознавать, что ему недоступны утешения дружбы, поддержка близкого человека. Об этом говорит­ся в стихотворении «Одиночество»:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Лирический герой стихотворения «И скучно, и грустно...» также мучительно переживает из-за того, что в «минуту душевной невзгоды» нет рядом друга, способ­ного выразить сочувствие и понимание, морально поддержать.

Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтов­ской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникаль­ную философскую концепцию одиночества.

В стихотворении «Стансы», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь жизненный путь - от рождения до смерти - ему предстоит пройти одному и принимает следующее решение:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почёл потерянным досугом...

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Hue кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя особое: оно не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Герой отвер­гает этот мир, так как ставит себя выше окружающих, считая необыкновенной лич­ностью, и бежит прочь от ненавистного ему общества. Поэтому из мотива одиноче­ства закономерно вытекают два других мотива - избранничества и странничества.

Отверженность, непонимание окружающим миром воспринимаются лирическим героем поэзии М.Ю. Лермонтова как знак высокой избранности. Так, в раннем сти­хотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» он осознает, что избран Богом, чтобы стать великим поэтом, но одновременно обречен быть «гонимым миром странником».

Одиночество как знак собственного избранничества рассматривается лирическим героем и в стихотворении «О, полно извинять разврат...». Для него нет трагедии в изгнании из общества, ставшего тюрьмой. Он гордится своим одиночеством и бег­ством из ненавистной ему среды:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой.

Теме одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сопутствует не только мотив соб­ственного избранничества, но и мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной. Так, в стихотворении «Листок», используя образы-символы, связанные с миром природы, поэт показывает, что жизнь на чужбине не приносит его лирическому герою душевного успокоения, а только усиливает одиночество, делает его ещё более мучительным, а поиски тепла и понимания во враждебном мире оказываются тщет­ными и бесплодными:

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя...

В стихотворении противопоставлены два образа: листок, оторвавшийся от ветки родимой и скитающийся по свету, и молодая чинара, беззаботно растущая на бере­гу Чёрного моря. Листок, уставший от скитаний и одиночества, гонимый жестокой бурей, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит беззаботное дерево о временном приюте в его корнях. Несчастный странник мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен за гостеприимство рассказывать накопленные за время «мудрё­ные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюблённую чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь её пуста и однообразна в своём постоянном благополучии и даже райские птицы утом­ляют её своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять и прогоняет дубовый листок прочь. Образ листка напоминает образ обездо­ленного человека, который просит, чтобы ему помогли, но никто не хочет слышать о его просьбе, все отворачиваются от него и оставляют в полном одиночестве.

Герой лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова страдает от одиночества ещё и потому, что в обществе у него нет товарищей, единомышленников, которые могли бы разделить его убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён...» герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездуш­ные людей», «приличъем стянутые маски», неспособные к проявлению сострада­ния. Чтобы найти утешение в этой ситуации, он устремляется мечтой в мир дет­ства, где сосредоточено для него всё самое дорогое:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье,

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Но бегство в мечту не бесконечно. Опомнившись, лирический герой возвращает­ся в пошлую реальность. Разрушение иллюзии вызывает гнев: ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злобой».

Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордит­ся своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:

Как ты, мой друг, я не рождён для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум и мелкие заботы...

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю все­ленную, сотворённую Богом:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землёй,

Он сеял зло без наслажденья...

Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконеч­ных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.

В заключение ещё раз подчеркну: тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Лирический герой его стихотворений одинок в дружбе, в любви, в обществе потому, что ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой, презирающим окружающих людей. Поэтому он добровольно избирает одиночество и очень городится этим своим состоянием. Получив закончен­ное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произ­ведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: