Вопросы, заданные человечеству войной

В истории человечества, вероятно, трудно найти тот временной период, когда всюду на земле было мирное время. «Миру мир» - этот лозунг, когда-то ставший настолько привычным, что содержание его было стёрто шаблонным изречением, неожиданно превратился в главную мечту каждого из нас. Но постоянно разгорают­ся где-то на планете очаги войны. И вот теперь неспокойно совсем недалеко от гра­ницы нашей Родины, и мысли о войне за последние пол год а стали злободневными для каждого россиянина.

«То, что люди не учатся на ошибках истории, - самый главный урок истории», - писал Олдос Хаксли. Но в XXI веке война не должна оставаться путём разрешения конфликтов как в отдельно взятой стране, так и между странами. «Око за око, зуб за зуб» - библейский закон должен был быть забыт ещё две тысячи лет назад после данного Иисусом Христом Нового завета любви и прощения: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Но и двух тысяч лет оказалось людям мало для того, чтобы услышать его и жить любя, созидая, а не разрушая.

Как хотел быть услышанным и понятым в своих суждениях один из героев рас­сказа Л. Андреева «Красный смех»: «... к самому факту войны я не могу привы­кнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность сво­им действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?» Но на его горячий моно­лог очень неохотно откликается старший брат, недавно вернувшийся с войны, с наслаждением принимающий тёплую ванну: «Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. Моя радость была так велика, наслаж­дение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою».

Писатель показывает, что, вернувшись с войны и оставшись калекой, человек хочет быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаждаться самыми обыкновенными

вещами, оценив их по-новому после суровых пережитых военных испытаний. Леонид Андреев доносит до нас мысль о том, что смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, отрицании войны как ужаса и безумия, разрушающего саму жизнь.

Но когда враг попирает родную землю, исповедуя непримиримую вражду, даже пацифисты отстаивают интересы страны с оружием в руках, потому что искренне любят своё отечество. И в военное время каждый встаёт перед выбором: не пожа­леть живота своего, защищая семью, страну или думать о своём спасении, не пони­мая, что личная судьба неразрывно связана с судьбой родной земли.

Тема нравственного выбора в годы войны не раз поднималась Василём Быковым в своих произведениях. В повести «Сотников» автор показывает, на что способен настоящий человек «перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств». Обычный труженик войны, рядовой Сотников остаётся до конца человеком в самой бесчеловечной ситуации. Он не боится казни, оказавшись в плену: «Не дождётесь, не выдам». Идя мужественно на смерть, он думал лишь о том, чтобы что-то сделать для других. Тогда как его бывший товарищ по партизанской войне Рыбак «был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Он совершает предательство, решая, что лучше «выжить любым путём», чем умереть.

«Слушай, я вроде их обхитрю, - говорит он Рыбаку, когда они попадают в плен. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию».

На что Сотников очень проницательно замечает: «Чудак! С кем ты вздумал тягаться?», «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрёт тебя в порошок!»

Пойдя на компромисс с собственной совестью и сначала лишь формально дав согласие сотрудничать с немцами, Рыбак всё дальше неудержимо катится вниз. Вот он уже участвует в казни Сотникова по приказу полицаев, получив их одобрение, и вот уже решено сделать его полицаем.

«Ещё вчера он мечтал об этом как о спасении. Сегодня же осуществление этой мечты оборачивалось для него катастрофой». Теперь он мечтает о самоубийстве, которое ему не удается совершить. Такова цена предательства: жизнь без радости, с опустошённой душой, внутренним беспощадным презрением к себе.

Надо помнить об этом, чтобы выдержать достойно испытания, посланные судьбой.

Война предъявляет жёсткие требования к человеку, это всегда экзамен на духов­ную зрелость, на нравственную состоятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: