Вопросы, заданные человечеству войной

Неисчислимые военные тяготы выпали на долю нашей страны: Первая мировая война, Гражданская, Отечественная война и не только... И каждая война рождала своих героев. И в литературе создано много произведений, повествующих о войне, о подвиге, о высоком нравственном выборе почти каждого участника сражений перед лицом смерти.

Не могут никого оставить равнодушными строчки стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Стихотворение написано в форме моно­лога бойца, убитого подо Ржевом летом 1942 года:

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налёте.

За образом бойца, за его личной судьбой - образ целого поколения, которое сто­яло до конца, сражаясь за свободу нашей Родины.

Стихотворение звучит как завещание потомкам от тех, кто мужественно сражал­ся и погиб ради свободы нашей страны:

Я вам жизнь завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Лирический герой этого стихотворения — бесстрашный и мужественный человек, предстаёт перед нами духовным исполином, самоотверженно любящим свою роди­ну, пекущимся после гибели о судьбе своей страны, мечтающим найти преемников своей высокой гражданской позиции в будущем поколении.

Таким же исполином человеческого духа был и Андрей Соколов - герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Уже в названии автор подчёркивает типич­ность судьбы обычного человека (до войны был слесарем, потом шофером, был удач­но женат, имел троих детей), на войне способного мужественно, самоотверженно выдержать все испытания, посланные судьбой.

Оказавшись в плену из-за контузии, он помогает другим бойцам: не позволяет предать командира Крыжнёву, спасает взводного.

Мужественно ведёт себя в минуту смертельной опасности перед Мюллером, заста­вив себя уважать даже коменданта концлагеря; Андрея Соколова вызвали к нему «по доносу какого-то подлеца». «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский сол­дат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников».

Получив от Мюллера буханку хлеба и кусок сала, Соколов делится со своими товарищами по бараку. «Как будем харчи делить?» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему... Досталось каждо­му хлеба по кусочку со спичечную коробку... только губы помазать».

Убежав из плена, Андрей Соколов ещё и привозит с собой важного языка, - немецкого майора с портфелем документов. «Ну, - думаю, — ждать больше нечего, пришёл мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собою и моего тол­стяка, он нашим сгодится!» За это он получает благодарность от полковника: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привёз от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати “языков”».

Освободившись, Андрей узнает о гибели жены и дочерей: «...ещё в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...» Он мечтает о встрече с сыном, но в День Победы Толика убивает снайпер.

Не сломили до конца Андрея Соколова эти страшные события и не ожесточили: после войны герой усыновляет сироту - мальчика Ванюшку, и у него снова появля­ется смысл в жизни: «... я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

В конце рассказа слова повествователя, безусловно, выражают авторскую пози­цию: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовет его Родина». Тем самым писатель подчеркивает преемственность поколений на Руси, передачу верности идеалам добра и правды, стойкости перед смертельной опасно­стью и удивительную самоотверженность русского человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: