Что дом может рассказать о своём хозяине?

Что дом может рассказать о своём хозяине? Дом - это прежде всего место, в кото­ром человек отдыхает, набирается сил, и... работает. Каждый мечтает сначала при­обрести свой дом, а потом обустроить его так, как хочется, обеспечивая комфортом своё существование. Устроить все по своему образу и подобию. Вот поэтому-то дом и может многое рассказать о своём хозяине, о его характере, привычках, предпо­чтениях. Многие писатели используют описание дома своего героя для того, что­бы донести до читателей какие-то особенности, связанные с характером героя, его образом жизни. Так, например, Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» даёт яркие характеристики своим героям через описание предметного мира, их окружающего. Описание поместий помещиков предваряет описание самих помещиков, но позже, сопоставляя эти характеристики, мы понимаем, что автор стремится до нас донести мысль о том, что и Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин, и Ноздрёв про­ецируют во внешний мир своё внутренне пространство, и поэтому характеристику хозяина можно составить, познакомившись с его поместьем и домом.

Собакевич - человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям, отнюдь не тонкая натура, он из породы кулаков: груб, неуклюж. И в устроении усадьбы, как замечает писатель, «помещик, казалось, хлопотал много о прочности». В постройках употреблены были всё больше толстые брёвна. Даже колодец был сделан из крепкого дуба. Крепкими были и деревенские избы. И в доме у него висят портреты героев под стать ему: с «толстыми ляжками и неслыханными усами». И хозяйство Собакевича «неладно скроенное, да крепко сшитое», добротное, основательное. Конюшня, сарай, кухня построены из массивных брёвен. Н.В. Гоголь не случайно сравнивает его с мед­ведем, потому что животное начало преобладает в этом герое, он далёк от духовных высоких запросов, его интересует сытный обед, хороший доход.

Многое может рассказать о своём хозяине состояние дома помещика Плюшкина. Дом находится в запущенном состоянии. Окна заколочены. Сам он чуть не разва­ливается. В самом же доме навален всякий хлам, который, кажется, сто лет уже никто не разбирал. Во всем доме ощущается ветхость, запустение, дряхлость. Чи­чикову Плюшкин предлагает напиток в пыльном сосуде, в котором уже давно пла­вают дохлые мухи. Сам же Плюшкин доедает остатки несвежей еды. По внешнему виду он напоминает Чичикову ключницу. А ведь раньше его имение процветало. В нём жило большое количество крепостных. Была семья. В барском доме устраи­вались балы. Но жизненные неурядицы привели к тому, что он стал «прорехой на человечестве». Душевное омертвение героя, глубину его падения отражает его быт. Он даже словно утратил признаки пола и стал похож на старую женщину.

Художественные детали его интерьера свидетельствуют о душевной и духовной смерти героя. Комната тёмная, только чуть озарённая светом, еда позеленевшая. Кулич, который едят, празднуя Пасху, превратился в сухарь. Часы сломаны - тоже символическая деталь, отражающая отсутствие возможного развития героя, - время остановилось для этого героя, нет больше в его жизни значимых событий. Люстра на потолке в мешке от пыли похожа на кокон, внутри которого находится червяк.

Усадьба Манилова также является отражением его личности. Интерьер в его комнатах показывал, что дом принадлежит богатому, но ленивому помещику, сре­ди предметов мебели можно было отметить сочетание изысканных и убогих пред­метов, например, в гостиной стояла мебель, обтянутая дорогой материей и два крес­ла, обтянутых просто рогожей. Манилов был человеком нелепым, непрактичным, живущим в мире фантазий, которым никогда не сбыться: в поместье росли чахлые берёзы рядом стояла беседка, названная «храмом уединённого размышления», и мечтать этот герой любил, только этим и занимался. По всей комнате были горки из золы от трубки, на столе лежала книга с закладкой уже два года на одном месте...

Описание жилища Манилова напоминает описание дома другого персонажа - Ильи Ильича Обломова, героя романа Гончарова «Обломов». Гончаров следует тра­дициям Н.В. Гоголя. Он также мастерски описывает мир вещей, которые характе­ризует его героев. В доме Обломова повсюду пыль, в зеркале трудно разглядеть своё отражение. Квартира находится в запустении. Слуга ленив так же, как и барин. Для Обломова встать с постели и выйти из дома - сложная задача, подчас невыпол­нимая. Он не может даже настоять на том, чтобы слуга содержал в порядке дом, да и сам ничего не делает для этого. На столе у него так же, как и у Манилова, лежит открытая книга на одной и той же странице, покрывшаяся слоем пыли. Чернила в чернильнице высохли. Лёжа на диване, Илья Ильич занимается делами только в своих мечтах. Вся обстановка квартиры свидетельствует о безвольном и ленивом характере Обломова, его дом похож на сонное царство, запущенное и покрытое сло­ем пыли.

Таким образом, дом человека отражает его нравственную суть и образ жизни хо­зяина. В каждом доме можно погрузиться в уникальную атмосферу и лучше по­нять тех, кто в нём живёт, открыть их душу, заметить слабости и пороки, узнать, что чувствует хозяин и как он относится к жизни. Хотя, как заметил писатель Ф. Абрамов: «Главный-то дом человек в душе строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: