I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим терминам (понятиям): виги, тори, договор Кобдена—Шевалье, фритредерство, первая «великая депрессия», финансовая паника, Закон о товарных знаках, тариф Мелэна, доминионы, золотой стандарт, тарифные войны, движение капиталов, «невидимый» экспорт, политика «открытых дверей», «Де Бирс», финансовая олигархия, консерваторы, либералы, Сити.
3. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: С. Родс, Э. Шкода, А. Крупп, Ротшильды.
4. Подготовить реферат на тему: «Международный золотой стандарт».
5*. Составить тезисы 12 главы (параграф «Финансы и банки») книги Р. Камерона (С.383-395).
II. План практического занятия
(форма обучения: очная)
1. Эра свободной торговли. Первая «великая депрессия»: причины, последствия.
2. Роль международной миграции капиталов и рабочей силы в формировании мирового хозяйства.
3. Экономические и идеологические мотивации империализма. Борьба «за передел мира» на рубеже ХIХ-ХХ вв.
|
|
4. Практическое упражнение «Индустриализация: модели развития, особенности по странам».
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Первый вопрос практического занятия посвящен развитию международной торговли в XIX в. Следует проанализировать роль Хлебных законов в Соединенном королевстве, а также последствия их отмены. Затем сосредоточьтесь на изучении англо-французского торгового договора 1860 г. Подумайте, почему Франция пошла на заключение данного договора, каково значение договора для развития международной торговли. Затем проанализируйте круг вопросов, связанных с «Великой депрессией» (причины, ход, последствия). Поразмышляйте, почему после данного исторического события происходит возврат к политике протекционизма (повышение пошлин, тарифные войны и т.д.).
Второй вопрос занятия посвящен движению факторов производства – труда и капитала, третий – внешнеполитическим аспектам. Важно понять причины, мотивы империалистической экспансии. Подумайте, какие войны были первыми за передел уже поделенного мира. Проблемы, выносимые на семинарское занятие, хорошо изложены в книге Р. Камерона (глава 11).
В конце занятия проводится практическое упражнение «Индустриализация: модели развития, особенности по странам».
Правила проведения:
1. Рассматриваются особенности индустриализации следующих стран: Англия, Бельгия, Франция, Германия, Япония, США. Студенты объединяются в шесть малых групп.
|
|
2. В ходе проведения упражнения используются карточки, на каждой из которых приведены научные сведения (факты, цитаты, статистика и т.д.), характеризующие особенности индустриализации в определенной стране. Всего 30 карточек, по пять на страну.
3. Задача студентов – обмениваясь, собрать нужные карточки, характеризующие процесс индустриализации в определенной стране. Составить краткий отчет об особенностях индустриализации в конкретной стране.
Побеждает группа, собравшая первой нужные карточки и подготовившая отчет.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл. 4 (С.153-165), гл. 5 (216-230), гл. 6 (С.272-285), гл. 7 (С.334-364), гл. 8 (С.425-431).
2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 7.
Дополнительная литература
1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 11, 12.
2. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М.,2010.
3. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.
4. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
5. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.193-204.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие препятствия (естественные, искусственные) сдерживали рост международной торговли в начале XIX в.?
2. Что являлось символом и главной составляющей протекционистской системы Соединенного королевства?
3. Каковы последствия подписания в 1860 г. торгового договора Кобдена-Шевалье?
4. Каковы причины первой Великой депрессии?
5. Поясните, почему Р. Камерон характеризует тариф Мелэна как «утонченный протекционизм»?
6. Какая страна на рубеже XIX - XX вв. являлась первым по величине иностранным инвестором?