Тема 3.5. Экономика советского периода

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): червонец, главки, ВСНХ, трудодень, МТС, Госплан, первый пятилетний план (отправной, оптимальный, исправленный), Наркомтруд, «закон о колосках», ударничество, стахановское движение, займы индустриализации, ГУЛАГ, «шарашки», «десталинизация», освоение целины, СЭВ, феномен «конвергенции», хозрасчет, государственный Знак качества, Щекинский эксперимент, фонд экономического стимулирования, «теневая экономика», БАМ, нефтедоллары, Продовольственная программа, «перестройка», антиалкогольная кампания, Госприемка.

3. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Мау В.А. Очерки становления централизованного государственного управления хозяйством в России (С. 430-438); Сокольников Г.Я. Денежная реформа 1924 г. (С.438-443).

4*. Новая экономическая политика. Денежная реформа 1922-1924 гг.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Коллективизация и индустриализация: советская экономика в 1930-х гг.

2. Попытки реформирования командно-административной системы: послевоенное десятилетие, годы «хрущевской оттепели», результаты проведения «косыгинской» экономической реформы.

3. Нарастание кризисных явлений в советской экономике. Экономические преобразования 1986-1991 гг.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), конспектирование научных статей.

При подготовке к семинару в обязательном порядке проработайте 10 главу книги Бессолицына А.А., Кузьмичева А.Д., а также статьи из журнала «Эксперт» (см. список литературы).

Семинарское занятие предполагает обсуждение докладов по вопросу № 1 по теме: «Ударничество и новые формы организации труда», «Роль ГУЛАГА в мобилизационной экономике». Требования к докладу смотри к занятию по теме 1.3.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Главы 9-14.

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 8.

Дополнительная литература

1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М., 2005. Главы 9-10.

2. Журавлев С. Рождение красного колоса// Эксперт. Специальный выпуск. 28 декабря – 10 января 2010. № 1 (687). С. 27-33.

3. Кравченко А. Тейлор и Гастев// Эксперт. 2010. №18 (703), 10-16 мая. С.26-30.

4. Механик А. По дороге к коммунизму// Там же. С.90-94.

5. Рубченко М. Ура, у них депрессия// Там же. С.34-41.

6. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. Спб., 1998.

7. Экономическая история России XIX - XXвв.: современный взгляд / Под ред. Виноградова. М., 2000.

8. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 430-447, 494-513.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как повлияли крестьянские выступления и Кронштадский мятеж на экономическую политику советского правительства? Почему?

2. Что Вам известно об основных формах государственного капитализма в период НЭПа?

3. Назовите основные источники средств для индустриализации страны?

4. Приведите примеры многочисленных «экспериментов» в экономике СССР, проводившихся по инициативе Н.С. Хрущева. Каковы были их последствия?

5. Каковы экономические причины распада СССР?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: