Разрушение крестьянской общины и формирование частной собственности на землю

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы. 9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора. Отруб - это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне. Хутор - это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок. С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым. Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала: Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров. Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль. Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно. В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев. На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства. Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов

 

Укажите хронологическую последовательность экономических преобразований в 1917-1919 гг.

а) национализация промышленности и банков; б) декрет о земле; в), отмена коммунальных платежей.

 

Декрет о земле

26 октября (8 ноября) 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ 17

(принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи)

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно

без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,

монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в

распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов

крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества,

принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким

преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы

крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,

для определения того, до какого размера участки и какие именно

подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны

всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми

постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, 18

составленный на основании 242 местных крестьянских наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер

88, 19 августа 1917 г.).

О земле

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен

только всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть

таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда;

земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в

аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская,

церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая,

общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно,

обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех

трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается

лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для

приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также

леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в

исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера,

леса и проч. переходят в пользование общин, при условии

заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады,

плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат

разделу, а превращаются в показательные и передаются в

исключительное пользование государства или общин, в зависимости

от размера и значения их.

Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и

огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем

размер самих участков и высота налога за пользование ими

определяется законодательным порядком.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства 19

и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное

достояние и переходят либо в исключительное пользование

государства, либо общины, в зависимости от величины и значения

их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного

собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой

и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или

общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землей получают все граждане (без

различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее

своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и

только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный

труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества

в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до

восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему

на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие

навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на

пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное

обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля

распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по

трудовой или потребительной норме.

Формы пользования землей должны быть совершенно свободны,

подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в

отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный

земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют

местные и центральные самоуправления, начиная от демократически

организованных бессословных сельских и городских общин и кончая

центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в

зависимости от прироста населения и поднятия производительности и

культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела

должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд,

причем преимущественное право на получение участков выбывших

членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию

выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные

улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела

обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется

недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то

избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению

и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие

безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и

проч. и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

 

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной

воли огромного большинства сознательных крестьян всей России,

объявляется временным законом, который впредь до Учредительного

собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в

известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая

должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не

конфискуются.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

Владимир Ульянов-Ленин.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: