Аф у детей и подростков. Причины, диагностика, лечение и профилактика

Афазия у детей наблюдается довольно редко (примерно у 1%),чаще у мальчиков. Возникает, в основном, в результате чмт, как последствинфекцзаболеван, опухоли. Об аф у реб можно говорить лишь в том случае, если в результате травмы или инфекционногозаболеван нарушилась уже грамматически оформленная речь, т. е. в 2,5-3-летнем возрасте и старше при норм речевом развит. В остальных случаях ранние сложные речев расстройства следует рассматривать как алалию или задержку речев развит. У подростка аф проявляется так же, как у взрослого.

Чем старше реб, тем более сложными будут его речевые расстройства: у дошкольника, не умеющего читать и писать, естественно, не будут нарушены чтение и письмо, а у школьника могут быть нарушены фонематич слух, все стороны устной и письменной речи; и чем старше ребенок, тем более выраженными будутафазическиерасстройства.

Реб теряет речь иногда сразу, а в др случаях речь распадается постепенно, в большинстве случаев распад не бывает полным и равномерным, отдельные речевые навыки остаются сохранными. Сохранность зависит от тяжести и локализации поражен, от уровня речевого развит к моменту заболеван.

Диагностика включает сбор анамнестич данных, объективный осмотр и общение с реб, лабораторные,инструментальные методы исследован.

Инструментальные методы: ЭЭГ-для оценки активности определенного участка кгм. Рентгенография и КТ черепа-при травмах головы, позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод, дает возможность установить этиологический фактор и распространенностьпатологич процесса, определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Полностью восстановить потерю нейронных связей в кгм невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально.

Лечение подразумевает специальное восстановительное обучен под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на активации резервных способностей клеток. Непрямые(обходные методы) компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы аф в качестве материалов для обучен применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, ведущую роль играют упражнения с логопедом.

В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедич работы имеет сходство с воспитанием речи у алалика.

Эффективность восстановительного обучен зависит от: формы и длительности заболеван, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста реб и момента начала терапии. Уровень речевого развития и школьного обучения к моменту заболеван, приведшего к аф, играет не последнюю роль в возможностях и темпе восстановлен.

 

Детский мозг очень пластичен-при ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучен на протяжен первых недель / месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражен прогноз сомнительный. Неблагоприятный признак-отсутствие позитивной динамики на протяжен первых нескольких недель. Специфической профилактики детских аф не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, котор могут вызвать ишемию кгм, минимизацию риска чмт.


5. Сходство и отличие детской аф от аф у взрослых.

Сходство:

1) И в 1-м, и во 2-м случае-это с распад уже сформировавшейся речи.

2) Причины дет.ивзросл.аф. в какой-то мере схожи: травмы, воспалит-е процессы после инфекц-х заболеваний, опухоли; только у дет.редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).

3) При дет.и при взросл. аф. раннее развитие протекало нормально.

4) У дет.шк. возр. очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие:

1) Афатические синдромы у дет., как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию.

2) У дет. дошк. возр. не может быть того многообразия аф., что у взр. (напр, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у дет. еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у реб того уровня развит что у взр. И чем младше реб, тем клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых.

Таким образом, общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью др высших психич функций у дошкне дает того многообразия проявления аф, котор имеются у взрослых.

3) Отличие-в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психич функций реб – логической памяти, произвольноговниман, мышлен и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.

Возрастные особенности проявления афатических синдромов должны учитываться как при диагностике, так и в логопедич работе.

 

6. Сопоставительный анализ алалии и аф.

 

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с алалиями у детей.

В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика.

Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций.

В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов.

Различие детской афазии и алалии.

Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.

Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: