Методика восстановительной работы при акустико-гностической аф

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха. Только восстановление процесса звукоразличения может обеспечить возрождение всех пострадавших сторон речи, главным образом, понимание речи. В восстановительном обучении Л. С. Цветкова выделила 5 стадий. На первой стадии устанавливают контакт с лицом с афазией, затормаживают логорею, переводят попытки вербального способа коммуникации на невербальную деятельность, переключают внимание обучающегося с речи на невербальные действия. На2 стадии переходят к обучению слушанию и слышанию обращенной речи. Основной задачей 3стадии является выделение отдельных слов из собственной речи. Центральная задача 4 стадии – восстановление дифференцированного восприятия звуков речи, то есть работа по восстановлению фонематического слуха. На 5стадии переходят к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы, фразы из текста.

 

Афферентная-моторнаяаф. Общая характеристика, первичныйдеффект

 

Является одним из самых тяжелых речевых расстройств Возникает при поражен постцентральных и нижнетеменных отделов кгм, расположенных сзади от центральной (роландовой) борозды (поля 7, 40).

 

Центральным механизмом является нарушение кинестетических ощущений. Центральный дефект – нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов. В основе данного дефекта лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка.Человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой форме-даже звук. Однако непроизвольно может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. (не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук).

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями.

Больные не могут быстро и без напряжения артикулировать слова и звуки. В связи с этим происходит замена одних звуков другими, близкими по месту и способу происхождения: взрывных (б-п, д-т,г-к, щелевых (в-ф, с-з, ш-щ), смычно-проходных (м, л, н) Все это приводит к нарушению устной экспрессивной речи. Ведущий симптом -нарушен моторной стороны речи.

Клиническая картина проявляется либо в полном отсутствии экспрессивной речи, либо в обилии литеральных парафазий во всех видах экспрессивной речи (спонтанная, повторная, номинативная)..Автоматизированные формы речи (пение, стихи, имена близких людей и т.п.) остаются более сохранными. В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсо-моторного уровня организации речи в звене кинестетического анализа звуков, что ведет к трудностям создания моторной программы речи. При относительной сохранности непроизвольного уровня организации речи, трудности начинаются, когда необходимо осознанно произнести, повторить звук, слово, фразу. Нарушаются все функции, виды, формы речи.Нарушается и сфера образов-представлений: дефекты обобщения образов, больные конкретизируют любое обобщенное понятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: