Ж. Бизе. Опера «Кармен»

Новелла Проспера Мериме стала основой оперного либретто, которое А. Мельяк и Л. Галеви написали для Комической оперы, парижского музыкального театра. Согласно традиции жанра комической оперы, музыка в «Кармен» чередовалась с разговорными диалогами, которые после смерти Бизе Гиро заменил речитативами.

Опера Бизе – воплощение тонкой лирики и трагизма, в ней немало ярких жанрово-бытовых сцен, имеющих испано-цыганский колорит. В развитии действия чередуются замкнутые номера и драматически напряженные сквозные сцены. В опере есть не только традиционные вокальные формы, но и народно- жанровые эпизоды, которые, в частности, характеризуют Кармен.

В этом произведении проявилось вокальное и симфоническое мастерство композитора, его исключительно тонкое умение воссоздать ладовый, мелодическо-ритмический колорит испанской и цыганской музыки.

Опера открывается вступлением (пример 1). Это первый симфонический фрагмент, где во всем блеске представлена народная сфера оперы, прежде всего, маршем-шествием, музыка которого прозвучит в четвертом действии, и музыкой куплетов тореадора Эскамильо из второго действия. В увертюре находит отражение и трагическая тема Кармен. Тема Кармен напряженна, она интонационно связана с «венгерской» («цыганской») гаммой с двумя увеличенными секундами. Неоднократно появляясь далее, она подвергается варьированию.

Первое действие. В отличие от мрачного колорита новеллы Мериме, действие оперы протекает на залитых солнцем улицах и площадях Севильи. В начале действия на площади показаны отдыхающие солдаты и играющие мальчишки, праздная толпа и работницы табачной фабрики.

Игриво-скерцозная музыка хора характеризует скучающих солдат (пример 2). Звонким, радостным, с неожиданными терцовыми тональными сдвигами и «игрушечным» маршем предстает хор мальчишек (пример 3). «Акварельность» звучания, плавное мелодическое течение голосов с имитационными перекличками на фоне засурдиненных струнных отличает хор работниц («Гляди, как струей дымок улетает»).

В этой уличной сцене впервые показывается Кармен (пример 4). Появление Кармен сопровождает ее лейттема в оркестре, звучащая своевольно и гордо. В первом действии есть несколько сольных номеров, раскрывающих образ Кармен и непосредственно связанных с испанскими песенно-танцевальными жанрами.

Это, прежде всего, обольстительная хабанера, написанная на основе кубинской народной мелодии, взятой из сборника Ирадьера «Цветы Испании» (пример 5).

 

Песня и мелодрама, где Кармен танцует и поет вполголоса песенку о грозном муже (текст песни авторы либретто заимствовали из поэмы Пушкина «Цыгане»), обращены, как и хабанера, к Хозе (пример 6). Музыку характеризует изысканный ритм испанского танца Coblas и красочность доминантового лада.

Третий сольный номер Кармен – это капризно-изысканная сегидилья, «гитарное» оркестровое сопровождение и гармоническая изысканность которой (мелодический минор, параллельный мажор, вторая низкая ступень) воспринимаются как подлинно испанские (пример 7).

Второе действие происходит в таверне Лилас Пастья. Симфонический антракт предвосхищает песенку Хозе, которая будет звучать в этом действии (пример 8). Четкость, маршеобразность ритма сочетается с удивительной простотой мелодии, отмеченной яркостью и свежестью ладовых красок.

Открывается действие цыганской песней, куплетной по форме (пример 9). Ее поют Кармен, Фраскита и Мерседес. За небольшим вступлением, в котором выделяется звучание двух флейт, поддержанное звоном треугольника и бубна, следует энергичный и темпераментный песенный запев: его изысканно-капризная мелодика насыщена хроматизмами. Одновременно с постепенным ускорением темпа происходит и нарастание динамики, умеренный в начале темп песни сменяется стремительным вихрем в конце.

Куплеты тореадора стали одним из наиболее известных фрагментов оперы (пример 10). Запоминаются горделивые взлеты оркестра, эффектность и блеск запева, маршеобразный припев, музыка которого прозвучала в увертюре. Припев – это тема Эскамильо, которая появится далее в третьем и четвертом действиях. Значение ее будет особенно важным в драматургии последней, массовой народной сцены, тонально замкнутой (e-moll - E-dur): она завершается этой темой, сопровождая уход Эскамильо.

Яркой театральности и броскости первых номеров действия контрастирует камерный квинтет контрабандистов (пример 11). Его звучанию свойственна легкость и прозрачность. В стремительном темпе и тихой динамике сменяют друг друга скерцозно-танцевальные темы, вступая в различные сочетания. Этот квинтет представляет сложнейшую, с точки зрения исполнения, оперную сцену и требует блистательного, виртуозного владения искусством вокального ансамбля.

В центре второго действия – дуэт Кармен и Хозе, большая сквозная сцена, где музыка тонко передает отдельные психологические нюансы и детали сюжета (пример 12). Хотя сцена названа дуэтом, в ней чередуются речитативные, ариозные, ансамблевые эпизоды. Центральный ее момент – замечательная ария Хозе, получившая название «арии с цветком».

Сцена открывается звучащей за сценой песенкой Хозе, которая была тематической основой антракта. Кармен встречает Хозе простеньким напевом – «Ля-ля» и танцем с кастаньетами. Переломный момент сцены – сигнал трубы, доносящийся из казармы. Намерение Хозе отправиться в казарму приводит Кармен в ярость. Резко, иронично-насмешливо звучат ее реплики, где она даже злобно имитирует звуки трубы: «Тра-та-та-та».

Со всей силой страсти Хозе пытается убедить Кармен в своей любви. Изумительной красотой отличаются его ариозная реплика «Ты не права, Кармен» и ария «Видишь, цветок твой и поныне». Арии свойственны мелодическая широта, экспрессивность гармонии, подчеркнутая напряженным звучанием септаккордов, устремленность развития к кульминации в конце.

Завершает сцену дуэт Кармен и Хозе, подхватывающий ритмическую пульсацию «Песни и мелодрамы», квинтета, с краткими умоляющими репликами Хозе и развернутыми, мелодичными темами Кармен («Туда, туда, в родные горы» и «Себе ты хозяином будешь»). За этой сценой следует еще один ансамбль с Цунигой, приход которого в таверну заставляет Хозе остаться с Кармен. Здесь выделяются насмешливые реплики Кармен («Мой капитан»).

Антракт к третьему действию – замечательная страница симфонической музыки Бизе (пример 13). Она полна покоя, светлых красок, ее отличает мягкость оркестровых тембров флейты и кларнета. Антракт заметно контрастирует началу действия, где под затаенно звучащий марш, которым определяется колорит большой сцены, контрабандисты, крадучись, спускаются в ущелье.

Центральная сцена действия – терцет, гадание на картах Фраскиты, Мерседес и Кармен (пример14). Именно эта сцена обозначает поворот к будущей трагической развязке. Гадание Кармен обрамлено озорной, мелодически извилистой темой дуэта Фраскиты и Мерседес, подчеркнуто контрастной тому моменту, когда Кармен раскладывает карты. Страшно звучит ее лейтмотив, подчеркнутый напряженностью звучания уменьшенного септаккорда и хроматическими ходами струнных. Впервые в этой сцене Кармен характеризуется не песенно-танцевальной музыкой, а трагическим монологом (f-moll), скорбного, почти траурного характера.

Как и все предыдущие действия, четвертое открывается антрактом, где после массивного, блестящего тутти, на фоне пиццикато струнных появляется печальная, звучащая в характерном для испанской музыки доминантовом ладу, мелодия флейты (пример 15). Это народный напев испанского танца поло, заимствованный Бизе у испанского певца Мануэля Гарсиа.

Четвертое действие – развязка оперы, гибель героев. Действие открывается праздничной и оживленной хоровой сценой, участники которой находятся в ожидании боя быков: голоса вступают в стремительном темпе, на возбужденном остинатном фоне, как бы перебивая друг друга (пример 16). В этой народно-массовой сцене отражена музыка увертюры (начальная тема и тема в тональности fis- moll). Общая атмосфера ликования еще больше подчеркивает трагизм заключительной сцены – дуэта-диалога Хозе и Кармен, к которому направлено развитие (пример 17).

Партия Кармен отмечена речитативными репликами, активными интонациями, передающими ее гордую непреклонность и нежелание подчиниться Хозе. Партию Хозе отличает выразительность воплощенного в ней ариозного начала. Она передает мольбу, душевные муки героя.

Сцене свойственна двуплановость: трижды в диалог Кармен и Хозе вторгаются доносящиеся из цирка ликующие крики толпы. Первые два хора повторяют музыку увертюры сначала в тональности G-dur, далее в A-dur, усиливая напряженность ее звучания. После фразы Кармен «Свободна я, свободной и умру» врывается тема марша тореадора. В момент, когда Хозе убивает Кармен, последний раз проводится тема Кармен. Теперь она окрашена в мажорные тона – Кармен остается верной себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: