А. Дворжак. Симфония №9 «Из Нового Света»

В ряду симфоний Дворжака особо выделяется симфония «Из Нового света», написанная в Америке в1893 году, когда композитор работал там в качестве профессора, дирижера и директора Нью-Йоркской консерватории.

Жизнь в Америке познакомила композитора с самобытной музыкальной культурой негров и индейцев. Не удивительно поэтому, что симфония, так же как и многие поздние сочинения Дворжака, с их интонационными, ритмическими и ладовыми особенностями, ориентирована на язык фольклора индейцев и негритянского фольклора, например, духовных песен-гимнов спиричуэлс.

Сочинение отличается яркостью, задушевным лиризмом, напряженностью, доходящей до драматического пафоса, прихотливой игрой ритма в песенно-танцевальных фрагментах, где Дворжак не забывает и о чешской музыке.

Части симфонии объединены лейттемой, значение которой обретает героическая тема главной партии первой части, формирующаяся во вступлении. Стремясь к единству произведения, композитор в финале напоминает темы предыдущих частей, переосмысливая и драматизируя их.

Первая часть открывается скорбным вступлением, сдержанность которого нарушается в момент сдвига в тональность es-moll: здесь начинает мелодически оформляться тема главной партии сонатного аллегро, полного драматизма (пример 1). Тема главной партии, волевая и мужественная, появляющаяся у валторны, отличается чеканным ритмом, активностью синкопированных фигур. Начальный элемент темы в большей мере связан с американским фольклором, второй тематический элемент (кларнет и фагот), в котором подчеркивается тоника e-moll, выдержан в духе чешской музыки и напоминает польку.

 

Жанровые признаки польки отличают так же тему побочной партии, мягкую по звучанию, благодаря краскам натурального минора. Ладовый колорит светлеет только в острой, синкопированной, пентатоничной теме заключительной партии. Мастерство Дворжака-симфониста проявилось в разработке, основанной на тематическом материале главной и заключительной партий. Напряжение в разработке создано несколькими волнами нарастаний и спадов, участием далеких тональностей (например, тональности es-moll, звучавшей во вступлении).

Кода еще более напряженна, в ней, благодаря хроматизации, драматизируется лейттема.

Вторая часть, Largo, – одна из лучших частей симфонии (пример 2). Она открывается вступлением, основанным на размеренных, величественных хоральных аккордах меди и ярких тональных сопоставлениях: e-moll – B-dur- E-dur-Des-dur- A-dur – ges-moll – Des-dur. В крайних частях сложной трехчастной формы строго и просто звучит основная тема у английского рожка, передающая ощущение покоя и созерцания. Эта мелодия, ладовой основой которой является пентатоника, очень близка негритянским спиричуэлс.

Музыка средней части навеяна образами «Песни о Гайавате» американского поэта Генри Лонгфелло, где он обращается к старинным преданиям индейских племен. И хотя Дворжак не объявлял программу этой части, строфы «Песни» замечательно сочетаются с музыкой. За основу композитор берет отрывок, рассказывающий о погребении любимой жены Гайаваты – Миннегаги.

До заката одиноко

Он бродил в лесах печальных,

В темных чащах, где когда-то

Шел он с милой Миннегагой.

И простились с Миннегагой,

Приготовили могилу

Ей в лесу глухом и темном

Под печальною цикутой.

Обернули Миннегагу

Белым мехом горностая,

Закидали белым снегом,

Словно мехом горностая, –

И простились с Миннегагой.

 

Три темы средней части передают разные эмоциональные состояния (пример 3). Первая, трепетная, окрашенная в тона натурального минора, написана в характере причета. Вторая – это печальный напев, в духе траурного шествия. Резким контрастом предстает третья тема, пасторальный наигрыш гобоя, расцвеченный «щебечущими» трелями, которые напоминают птичий гомон. Именно эта тема постепенно превращается в мощный гимн, в звучание которого внедряется лейттема симфонии. Реприза возвращает тему английского рожка, как некое послесловие, сменившее яркие картины повествования. В последних тактах вновь возникают и постепенно отдаляются красочные аккорды вступления.

Лирический мир третьей части (Largo, e-moll) уступает место жанровости, скерцозно-танцевальной стихии. В этой части объединены черты чешской и американской музыки. Основная тема, с острыми акцентами, гудящей окраской тонического септаккорда в натуральном миноре, скорее, написана в характере чешского танца фурианта. Вальсовый характер, в сочетании с ладовой переменностью, отличает вторую тему.

Средний раздел (третья часть написана в форме, близкой сложной трехчастной) с его пентатонической, ритмически синкопированной темой вновь заставляет вспомнить об американском фольклоре. Вся часть проникнута активным развитием, и именно в развивающие разделы внедряется лейттема.

Финал (е-moll) – кульминационная часть цикла, продолжающая линию драматической первой части и утверждающая драматизм (пример 4). Тема главной партии отличается суровым характером и чеканным ритмом. В ее мелодии есть интонация, характерная и для других сочинений Дворжака, например, концерта для виолончели. Это мелодический ход по ступеням натурального минора: I – VIIн – V – VIIн – I. В экспозиции тема главной партии широко развита: она имеет трехчастную форму, реприза которой заметно динамизирована, благодаря оркестровому и фактурному варьированию.

Развитие элементов главной темы продолжается затем в связующей партии. Острота звучания исчезает, и после динамического спада на фоне тремоло струнных появляется тема побочной партии, которую ведет кларнет, а дополняют активные восходящие ходы виолончелей.

Разработка преимущественно связана с темой главной партии. В ней также слышны начальные мотивы основных тем второй части и скерцо, образующие диалог тема главной партии финала и лейттема. Важнейшая кульминация финала – начало его репризы. Кода финала принимает на себя функцию второй разработки, развитие в которой отличается еще большей напряженностью. Здесь вновь появляются основные темы предыдущих частей: лейттема, вступление из второй части, полифоническое сочетание мотивов основной темы второй части и темы скерцо, а заключительный раздел коды объединяет, в грандиозном блеске тональности E-dur, тему главной партии финала и лейттему симфонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: