Вопрос 12. Идея всеобщего обучения (пансофия) Я. А. Коменского

Философия Коменского (пансофия – обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20в. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведенная на латинский язык «Дидактика» под названием «Великая дидактика» (1633-38) стала основной теоретической базой средней ступени образования.

Внешне эта идея Я. А. Коменского сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я. А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала большее, чем овладение какими-то общими сведениями из различных областей деятельности. Пансофия, в понимании Я. А. Коменского, - это отражение в сознании человека всего реально существующего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.

В общем, для понимания пансофических идей Я. А. Коменского, которые являются креугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

Проблема пансофии у Я. А. Коменского рассматривалась в его трудах весьма многогранно, применительно же к его педагогической системе она играла важнейшую роль при решении вопроса как о содержании образования, так и об организации и методах обучения. В упоминавшемся уже ранее всемирно известном труде «Великая дидактика» Я. А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма.

Вопрос 14. Проект Локка «о рабочих школах».

Выше мы уд\же отмечали отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады». Это нескрываемое презрение Локка к народу с особой ясностью выражено в его записке о «рабочих школах». По его мнению, «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту судную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т.д. Изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: