double arrow

Цели и задачи правовой информатизации

Главными целями правовой информатизации являются:

· информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;

· информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

· сохранение и структурирование информационного правового поля.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

· разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов; развитие индустрии правовой информатизации;

· координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской Федерации;

· обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка; организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;

· обеспечение информационной безопасности, права на информацию; обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;

· обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве; создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий;

· организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов;

· подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации.

 

№17

В настоящее время в России темпы правотворческой, и в первую очередь законодательной, деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решать судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. Важным направлением деятельности Министерства юстиции в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы (и законодательной деятельности в частности) является налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

 

№18

Актуализация информационного банка — это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в контрольном состоянии в соответствии с текущими изменениями зако­нодательства.

Под оперативностью актуализации ИБ на компьютере пользователя понимают промежуток времени от момента поступления документа в от­крытый доступ (рассылку) до его появления в ИБ пользователя. Зачас­тую для оценки оперативности актуализации ИБ вместо момента по­ступления в рассылку используется момент подписания документа, но это не совсем корректно в силу того, что задержка от подписания доку­мента до его поступления в рассылку может быть достаточно большой (до нескольких недель) и компании —разработчики СПС не в состоянии влиять на нее.

Важность оперативной актуализации для пользователя очевидна. Ка­ким бы полным ни было поступление информации к потребителю, необ­ходимо, чтобы оно было еще и своевременным. Даже один с запозданием полученный документ может быть причиной серьезных проблем. Оце­нить работу компании по обновлению информации при выборе СПС очень непросто; это можно сделать либо по отзывам других пользовате­лей, либо проанализировав некоторые принципиальные аспекты работы компании, либо поработав с системой самостоятельно, воспользовав­шись «пробной» некоммерческой установкой системы, которую предла­гают многие производители.

С точки зрения технологии в настоящее время существует два основ­ных вида доступа к правовым базам: удаленный доступ к централизо­ванным ресурсам и установка всей базы пользователю на компьютер. (В следующем параграфе подробно разбираются технические аспекты использования той и другой технологии.) Кроме них, на оперативность поступления информации к пользователю существенно влияет органи­зация сервисного информационного обслуживания компанией — произ­водителем СПС.

В настоящее время большинство специалистов в России по объектив­ным причинам используют базы, полностью установленные на своем компьютере. Поэтому проблему обновления информации более подроб­но разберем для этого случая.

Весь путь прохождения к пользователю СПС информации, содержа­щейся в документе, удобно разложить на три этапа:

• включение документов в эталонный банк разработчика СПС,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от разработчика до региональ­ного сервисного центра,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от регионального сервисного центра до пользователя.

№26

В России создается система дистанционного обучения школьников. Особенную важность реализация проекта имеет для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Этот проект является составной частью программы «Электронная Россия».

Цель программы - перевести в прикладное русло информационные технологии, особое внимание обратив на здравоохранение, образование, культуру. Об этом шла речь на заседании Совета по развитию информационного общества, состоявшегося на минувшей неделе в Твери.

Сущность создания электронного правительства заключается в том, что властные структуры разных уровней будут активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для непосредственного предоставления информации и услуг потребителям - как гражданам, так и организациям.

Новое время диктует новые подходы. По словам президента России, Интернет позволяет создать неразорванное на части безбарьерное виртуальное пространство в границах РФ.

 

№27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: