Наиболее важное бюджетное ассигнование, получило наибольшее правовое регулирование в рамках действующего бюджетного законодательства.
Включает в себя:
1.ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений (ст.70),
2.ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономных учреждениям (ст. 78.1),
3.на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными учреждениями) (ст.78.1),
4.на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной собственности (ст.79)
*за исключением унитарных предприятий.
5.на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенных учреждений.
*применительно к казенным учреждением это включено в №1.
Государственные (муниципальные услуги) – ст.6 – это услуги или работы оказываемые определенными субъектами – ОГВ, ОМС, государственными и муниципальными учреждениями и иными ЮЛ, если это предусмотрено ФЗ.
Единственным критерием становиться для целей БК лишь субъект, оказывающий соответствующую услугу.
ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» - там иное определение, поэтому нужно понимать, что законодательство содержит разные понимания государственных (муниципальных) услуг.
Для целей регулирования государственных (м) услуг особое значение приобретает такой механизм, как государственное (м) задание – это документ, который устанавливает требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (м) услуг (ст.6 БК). Документ, устанавливающий основные характеристики г (м) услуг, г (м) работ.
Показатели г (м) заданий используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (м) услуг (выполнения работ), т.е. при общем планировании того объема денежных средств, которые мы можем выделить на эти цели.
*следующие 2 случая связаны с гос.заданием. какую сумму получит конкретный исполнитель конкретного гос.задания.
- при составлении бюджетной сметы казенного учреждения,
- для определения объема субсидий на выполнение государственного (м) задания бюджетными или автономными учреждениями.
Государственное задание финансируется за счет средств бюджетной системы, порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания устанавливается в зависимости от уровня бюджета соответствующим высшим ОИВ (Правительством РФ, Высшим ОИВ субъекта, местной администрации).
ПП РФ от 02.09.2010 №671 – определяет порядок формирования гос.задания.
ПП СПб от 20.02.2011 №63 – тоже, но на уровне субъекта.
Формирование гос.задания осуществляется в порядке, определенном высшим ОИВ на срок, который соответствует сроку, на который утверждается бюджет.
Гос.задание составляется для тех организаций, которые будут оказывать государственные (м) услуги. Напрямую бюджетное законодательство предусматривает формирование гос.задания для казенных и автономных учреждений. Вопрос о том, можно ли формировать гос.задание для иных некоммерческих организаций дискуссионный! Действующее подзаконное регулирование идет по пути того, что обязательным условием для осуществления гос.услуги иной некоммерческой организацией кроме гос.учреждений является заключение договора или соглашение, которыми прописываются все условия, которые, как правило, предусматриваются в гос.задании.
Формирует гос.задание главный распорядитель, который является ответственным субъектом за использование средств в определенной сфере.
БК подробно определяет содержание гос.задания, если такая услуга оказывается ФЛ. Указывается категория потребителей услуги, порядок оказания услуги, устанавливаются предельные цены на оплату услуги, если она оказывается на платной основе, показатели, которые характеризуют качество и объем услуги, порядок контроля за оказанием услуги, требования к отчетности.
Ассигнования на выполнение функций казенных учреждений (ст.70)- единственный способ, которым осуществляется финансирование из федерального бюджета казенных учреждений. Поскольку все дохода КУ – это доходы бюджета, эти ассигнования единственные средства к существования КУ. Этими ассигнованиями полностью обеспечивается деятельность КУ. Перечень тех направлений (выплат) закрытый (4 направления), на иные цели нельзя:
- выплаты в рамках трудового законодательства и законодательства о государственной службе,
- оплата поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных (м) нужд,
- выплаты на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему,
- выплаты на возмещение вреда, причиненного КУ при осуществлении его деятельности.
Получается, что у КУ своих собственных нужд как таковых быть не может, все его нужды приравниваются к государственным или муниципальным нуждам.
Субсидии бюджетным и автономным учреждениям.(ст.78.1)
2 случая предоставления:
- на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями на основании гос.задания услуг, выполнением работ.
Непосредственно связаны с оказанием гос.услуг.
- на иные цели (*этим активно пользуется исполнительная власть)
Лазейка для поддержания некоторых учреждений средствами из бюджета.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий определяются ВОИВ или местной администрацией в зависимости от уровня.
*на возмещение нормативных затрат – в тех актах, постановлениях о гос.заданиях.
ПП РФ от 16.05.12 №448,
ПП СПб от 23.11.11 №1610 (*хоть это и не предусмотрено бюджетным законодательством, но в рамках этого ПП предусматривается, что данные субсидии предоставляются на основании соглашения между данным учреждением и органом власти).
Распоряжение Комитета финансов СПб от 21.12.11 №225-Р – утверждена типовая форма соответствующего соглашения.
Субсидии иным некоммерческим организациям, которые не являются ГУПами и МУПами (ст.78.1):
Почти никакого регулирования, предусмотрено, что они могут быть предусмотрены законом о соответствующем бюджете, что порядок определения объема предоставления субсидий устанавливается Высшим ОИВ (в зависимости от уровня бюджетной системы) либо (2 вариант) ФЗ о создании государственных корпораций и государственных компаний.
Из подзаконных актов – ПП Москвы от 05.04.11 №109-ПП (это так, пример…)
Получается, что в части финансирования государственных услуг можно выделить несколько тенденций:
1.законодатель дифференцирует формы финансирования оказания государственных услуг в зависимости от того, об учреждении какого типа идет речь (разные подходы к финансированию бюджетных, автономных, казенных учреждений, что согласуется с реформированием статуса этих учреждений). Казенные учреждения – полное финансирование, бюджетные и автономные – субсидии.
2.основное регулирование порядка предоставления соответствующих субсидий сосредоточено на уровне подзаконных актов, связано это с тем, что механизм субсидирования является достаточно новым для российской действительности, лучше попробовать разные варианты регулирования на уровне подзаконных актов, чем сразу устанавливать общие правила в ФЗ. Хотя это подзаконное регулирование увеличивает объем нашей работы…
3.несмторя на то, что это прямо не предусмотрено бюджетным законодательством, но в подзаконных НПА, которые регулируют механизм субсидирования, очень активно внедряются элементы договорного регулирования.
Бюджетные инвестиции (ст.6).
- это бюджетные средства, направленные на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Виды бюджетных инвестиций:
1.бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст.79)
2.бюджетные инвестиции ЮЛ, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями (ст.80)
К оказаниям государственных (м) услуг относится только 1 вид инвестиций. 2 вид – в перечне бюджетных ассигнований идет отдельно. Это и понятно, потому что, вкладываясь в объекты государственной (м) собственности, мы улучшаем состояние государственного (м) имущества, за счет которого мы и будем, в том числе, оказывать гос. (м) услуги.
Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (ознакомиться со статьей внимательно!!). Основное:
- эти инвестиции предусматриваются в соответствии с определенными актами (или договорами) – это могут быть:
- долгосрочные целевые программы,
- НПА ВОИВ соответствующего уровня,
- решения главных распорядителей бюджетных средств,
На основании какого акта будет приниматься решение о предоставлении инвестиций зависит от объема. В результате предоставления бюджетных инвестиций у нас происходит либо увеличение уставного фонда ГУПа, МУПа, либо увеличение стоимости основных средств ГУПа, МУПа, бюджетного или автономного учреждения.
ВАЖНО! Бюджетные инвестиции, которые предусмотрены ст.79 допускаются только в объекты публичной собственности соответствующего уровня.
Федерация может инвестировать только в объекты собственности РФ, субъект – в объекты собственности субъекта, МО – объекты муниципальной собственности.
РФ не может предоставлять инвестиции в объекты собственности субъекта, если она хочет участвовать в судьбе какой-то собственности субъекта, то она может предоставить межбюджетный трансферт – субсидию на софинансирование каких-либо расходов. Средства этой субсидии, которые будут предоставлены из федерального бюджета в бюджет субъекта, субъект будет уже в форме бюджетной инвестиции вкладывать в объект собственности субъекта.
бюджетные инвестиции ЮЛ, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями (ст.80)
не относятся к ассигнованиям на оказание государственных услуг, являются самостоятельным видом ассигнования. Главный результат предоставления этой инвестиции – влечет возникновение права государственной (м) собственности на эквивалентную часть уставных/складочных капиталов соответствующих ЮЛ.
Условия предоставления этих инвестиций:
- в закон о бюджете должна быть внесена статья с указанием ЮЛ, объема и цели выделения соответствующей инвестиции, т.е. прямое указание в законе ЮЛ и размера инвестиции,
- оформление договора об участии публично-правового образования в собственности субъекта инвестиции в течение 3 месяцев после вступления акта о бюджете.
Т.е. сложный юридический состав – норма закона о бюджете + договор.