Типы и принципы правового регулирования

В теории права выделяются типы правового регулирования - общедозволительный, разрешительный и дозволительно-обязывающий.[260]

Общедозволительный тип правового регулирования «основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение», что можно выразить формулой: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Однако непонятно, в чем выражено или выражается это общее дозволение, если только не считать его абстрактной установкой, скажем, общественного и государственного правосознания.

Разрешительный тип правового регулирования, также по А.Ф. Черданцеву, «основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается». Однако столь же непонятно, в чем выражен или выражается этот общий запрет, если его также не считать абстрактной установкой того же общественного и государственного правосознания. При этом речь идет именно о типе правового регулирования, т.е. об общем правовом регулировании как целом правовом явлении в масштабах всего государственно организованного общества, но указывается, по существу, только на отдельные виды отношений и даже случаи, в которых проявляется данный тип, т.е. возникает подмена общего его частью, что относится к логическим ошибкам.

Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования, по А.Ф. Черданцеву, основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. И этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам, выражаясь в формуле: дозволено только то, что предписано законом. Однако здесь также усматривается подмена общего его частью.

В целом, исходя из приведенных определений, о типах правового регулирования фактически можно говорить только применительно к отдельным предметным случаям (казуальным видам общественных отношений) правового регулирования, а не о правовом регулировании как общегосударственном явлении. Хотя в юридической литературе высказано и более категоричное суждение: «Безусловно, нет таких общественных отношений, правовое регулирование которых основывалось бы на одном типе. Так и рыночные отношения регулируются на основе как общедозволительного, так и разрешительного типа.»[261]

В рассмотренных типах правового регулирования верно отражены некоторые подходы к правовому регулированию отдельно-видовых общественных отношений, которые выражены формулами-принципами: «разрешено всё, что не запрещено законом», «разрешено всё, что разрешено законом», «запрещено всё, что не разрешено законом». Такие подходы в теории права иначе называют принципами правового регулирования. При этом указывается, что принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права, а принцип «запрещено всё, что не разрешено законом» используется (в демократическом государстве) в сфере публичного права – регулировании отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых, таможенных, процессуально-правовых и т.п. отношений.[262]

Использование данных принципов в регулировании конкретно-определенных общественных отношений (определение и осуществление необходимости и меры этого использования) связано с динамикой содержания и социально-экономических, нравственно-психологических и социально-политических условий осуществления общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

В сфере правового регулирования реализуются и иные принципы. С учетом отмеченного триединства правового регулирования (правотворчество-правореализация-правозащита) такими принципами являются: 1) правообразующие (креативные) - научность, демократизм, справедливость, гуманность, законность, системность и др.; 2) правоорганизующие - федерализм, законность, системность и др.; 3) правореализующие принципы - справедливость, гуманность, законность, обоснованность, мотивированность, системность, гласность, демократизм и др.

Некоторые из названных принципов -«сквозные»,т.е. скрепляющие все стадии правового регулирования и одновременно выражающими его единство (например, принципы законности и системности), а некоторые присущи только одной его (своей) стадии (например, обоснованность). И все эти принципы совпадают с известными (и еще разрабатываемыми) в теории права общими принципами права, являясь последними, но только в своем функциональном значении в рамках всего правового регулирования. Здесь важно отметить и признать, что данные принципы призваны быть исходными, руководящими началами (в т.ч. социально-правовыми идеями), которые должны практически определять направление и содержание правового регулирования (особенно отраслевого) во всех его стадиях, участвуя и непосредственно в нем, а не быть просто некими, как иногда думают, абстрактными идеями, благими пожеланиями, не имеющими практического значения. Допустимо предположить, что ещё не все возможные принципы правового регулирования выявлены, отражены и признаны теорией права.

И способы, и принципы правового регулирования логически связаны с государственно-правовым режимом как составляющей правовой категории «форма государства», что предполагает исследование соотношения правового регулирования (во всех его основных проявлениях) с формой государства.

Понятие «правовое регулирование» находится в сложной, устойчивой связи с большинством понятий теории права и государства, которая имеет системный характер, образуя понятийный структурный ряд соответствующих правовых понятий (категорий) в виде своеобразных понятийных «матрешек»: одна категория входит в другую, другая – в третью и т.д. «Правовое регулирование» является наиболее общей, интегративной правовой категорией, уступая лишь таким максимально общим правовым категориям, как «государство», «право», «форма государства», «правовая система», «политическая система».

Данная логическая характеристика правового регулирования выражена в теории права следующим образом: «Категория «правовое регулирование» предстает как единство трех взаимосвязанных компонентов: правотворчества, реализации норм права и применения юридической ответственности – и тем самым охватывает все процессы, явления, характеризующие действие права в обществе.

Каждая категория основного структурного ряда (в теории права) в свою очередь образует самостоятельный структурный ряд. В него входят понятия, характеризующие (выражающие) структуру, содержание и форму явления, процесса, отображенного соответствующей правовой категорией.

Наиболее сложным и развитым оказывается структурный ряд, основанный на категории «правовое регулирование». Образующие его категории «правотворчество», «реализация норм права» и «юридическая ответственность» закладывают основу структурных рядов, объединяющих значительную часть понятий теории права. Так, структурный ряд «правотворчества» образуют такие категории, как «правотворческий процесс», «источники права», «система права», «система законодательства». Структурный ряд «реализации права» состоит из понятий «толкование права», «формы реализации права», «правоотношение», «юридические факты», «правомерное поведение». Структурный ряд «юридической ответственности» включает в себя такие понятия, как «правонарушение», «государственное принуждение, «применение ответственности», в т.ч. ее принципы.[263]

Таким образом, правовое регулирование в теории права и жизнедеятельности государственно организованного общества является сложным, целенаправленным и системным явлением, связанным с целым рядом других правовых явлений. Системность правового регулирования проявляется и в его внутренней структуре, состоящей из трех стадий. Включение в понимание правового регулирования наличия у него своих стадий в их единстве предполагает их соответствующее выяснение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: