Характерные черты типов конкуренции

Линии сравнения Совершенная(чистая)конкуренция Монополистическая Олигополия (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) Чистая монополия
Число фирм Очень много Много мелких Несколько (3—5) Одна
Тип Тип товаров Одинаковые изделия Разные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирмасама устанавливает рыночную цену
Условия вхождения в отрасль Очень лёгкие, нет препятствий Сравнительно лёгкие Существенные препятствия Нет вхождения
Пример отраслей Сельское хозяйство, бытовые услуги Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др., авиаперевозки Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, железнодорожные перевозки

Основные параметры, регулирующие поведение участниковрынка: спрос, предложениеи цена, между которыми существуетвзаимная связь.

Спрос —это желание потребителя купить конкретный товар илиуслугу по конкретной цене в течение определённого периодавремени, подкреплённое готовностью оплатить покупку Предложение —это желание производителяпроизвести и предложить к продаже на рынке свои товары поконкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени
Величина спроса—это объём (количество) товараопределённого вида (в натуральном измерении), которыйпокупатели готовы (хотят имогут) приобрести в течениеопределённого периода при определённом уровне цены на этоттовар Величина предложения—это объём (количество) товараопределённого вида (в натуральном измерении), которыйпроизводители готовы (хотяти могут) предложить в течениеопределённого периода при определённом уровне цены на этоттовар
Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса(D), то есть её перемещением на плоскости. Каждаяданная кривая спроса строится длянеизменных факторов спроса изменение спроса происходит под воздействием изменения одного илинескольких факторов спроса.Изменение величины спроса естьдвижение вдоль кривой спроса (D)при неизменности факторов. Взаимосвязь междуизменением спроса и величиныспроса проявляется в следующем:когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всехценах, и наоборот. Изменение предложения отражается изменением положения кривойпредложения (S), то есть её перемещением на плоскости. Каждая данная кривая предложения строится для неизменныхфакторов предложения изменение предложения происходит подвоздействием изменения одного илинескольких факторов предложения.Изменение величины предложенияесть движение вдоль кривой предложения (S)при неизменности факторов предложения. Взаимосвязьмежду изменениемпредложения и величины предложения проявляется в следующем:когда предложение увеличивается,повышаются объёмы предложенияпри всех ценах, и наоборот
Цена спроса —максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённыйпериод времени Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцыготовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени
Закон спроса: повышение ценобычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижениецен — к её уменьшению

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: