Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», Основные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявле­ние челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и харак­тера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-нос творчество России. Музыкальный и поэтиче­ский фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историче­ское прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечест­венных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономер­ности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмо­ций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основ­ные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, се выразитель­ный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение ху­дожественно-образного содержания произведе­ний. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

 

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукоза­писи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие го­лоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инстру­менты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультур­ных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические тради­ции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Ниже представлено тематическое планирование в соответ­ствии с учебниками для общеобразователь­ных учреждений ав­торов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: • Музыка. 1 класс*, «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс (33 часа)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Музыка вокруг нас (16 ч)  
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду му­зыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Аз­бука, азбука каждому нужна. Музыкаль­ная азбука. Музыкаль­ные инстру­менты. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыка и ее роль в повседневной жизни чело­века. Композитор исполни­тель — слушатель. Пес­ни, ганцы и марши — ос­нова многообраз­ных жиз­нен­но-музыкальных впечатлении де­тей. Образы осен­ней при­роды в музыке. Нотная запись как способ фикса­ции музы­каль­ной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок 1 четверти. •Садко» (из русского былинного сказа). Музыкаль­ные инстру­менты. Звучащие картины. Разыграй пес­ню. Пришло Рождество, начинается торжество. Род­ной обычай старины. Добрый празд­ник среди зимы. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Интонация как озвученное состояние, выраже­ние эмоций и мыслей. Му­зыка в празднова­нии Рож­дества Христова. Музыкальный театр: балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь {Осенняя песня). Из цикла «Времена го­да». П. Чайков­ский. Колыбельная Волховы* песня Садко «Заиграй­те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из онеры «Снегурочка». Н. Рим­ский-Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркест­ром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Ме­тель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасо­вой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Бог­дановой; Скворушка проща­ется. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народ­ная песня, и др. Азбука. Л. Островский, слова 3. Петровой; Алфа­вит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключни­кова; Семь подру­жек. B. Дроцсвич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалев­ский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорус­ская народ­ная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, рус­ский текст С. Лешке­вича; Веселый пастушок, финс­кая народ­ная песня, русский текст В. Гурьяна. Поче­му медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова C. Крылова. Рождественские колядки и рождест­венские песни наро­дов мира. Наблюдать за музыкой в жизни чело­века. Различать настроения, чувства и харак­тер чело­века, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, лич­ностное отношение при вос­приятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хо­ром), играть на детских элементар­ных музы­кальных инструментах (в ан­самбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интона­ции, определять их сходство и разли­чия. Осуществлять первые опыты импровиза­ции и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздни­ков му­зыкальные образы пе­сен, пьес программ­ного содер­жания, народных ска­зок. Участвовать в совместной деятельно­сти (в груп­пе, в паре) при воплощении различ­ных музыкаль­ных образов. Знакомиться с элементами нотной за­писи. ' Выявлять сходство и различия музыкаль­ных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответст­вующие настроению музыкаль­ных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.  
Музыка и ты (17 ч)  
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Му­зыка утра. Музыка вечера. Музыкаль­ные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Ма­мин праздник. Музы­каль­ные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Раскрываются следующие содержательные ли­нии: Музыка и жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитни­ков Отечества в музыке. Музыкальные позд­равления. Музыкаль­ные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Бы­лины и сказки о воздей­ствующей силе музыки. Обобщающий урок III четверти. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Про­грамма. Твой музыкальный слова­рик. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа кон­церта для родителей. Обобщающий урок IV четверти.заюночи-тельный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты -Пер Понт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Ут­ро. Л. Париха­лалзс, слова Ю. Лопухина; Солнцеу гру­зинская народная песня, обраб. Д. Араки­швили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к по­вести А. Пушкина «Ме­тель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салма­нов; Доброе ут­ро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Ка­балевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шук­шина). В. Гаврилин; Вечер. Из •Детской музыки». С. Про­кофьев; Вечер. В. Салма­нов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Menyim. Л.-А. Моцарт. Волтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга. Дсгская народная игра. У каждого свои музыкальный инструмент, эс­тонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония Л5 2 ("Богатырская^). 1-я часть (фрагмент). А. Боро­дин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народ­ная песня; Песня о ма.1сньком трубаче. С. Ники­тин, слова С. Крылова; Учил Суво­ров. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка. К. Дакеи. Спасибо. И. Арссев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и. мал». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебеде­ва-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Ду­наевский; Клоуны. Д. Кабалев­ский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро коз­лят». М. Ковать, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокоту­ха». М. Красен, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садов­ского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, рус­ский текст К). Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубра­вин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фан­тазии на тему ска­зок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкаль­ные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интона­ции, выявлять их принадлеж­ность к различным жанрам музыки народного и профессионального творче­ства. Импровизировать (вокальная, инстру­мен­таль­ная, танцевальная импровиза­ции) в характере ос­новных жанров му­зыки. Разучивать и исполнять образцы музы­кально-поэтического творчества (скорого­ворки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участво­вать в коллективных иг­рах-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкаль­ных инструментов к соответст­вующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбив­шихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детс­ких опер и из музыки к кино­фильмам и демонстрировать их на кон­цертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу кон­церта, му­зыкального спектакля, школь­ного празд­ника. Учавствовать в подготовке и проведе­нии заключительного урока-концерта.  

 

II класс (34 часа)

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Россия — Родина моя (3 ч)  
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыкальный пей­заж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песен­ность как от­личительная черта русской музыки. Средства музы­кальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня на­шей Родины. Художественные символы России (Мос­ковский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусорг­ский. Гимн России. А. Александров, слова С. Михалко­ва. Патриотическая песня. М. Глинка., слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, сло­ва К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Со­ловьевой Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картин­ки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласма­ниса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная пес­ня; Колыбельная Медведицы. Из мульт­фильма «Ум­ка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева   Размышлять об отечественной музыке, ее ха­рактере и средствах выразительно­сти. Подбирать слова, отражающие содержа­ние му­зыкальных произведений (сло­варь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Ро­дине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное со­держание музыки в пении, слове, пла­стике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гим­нов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и поня­тия му­зыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатле­ний в самостоятельной творческой дея­тельности. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради Применять знания основных средств музы­каль­ной выразительности при ана­лизе прослушанного музыкального произ­ведения и в исполнительской дея­тельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музы­кально-пластическом движении) различ­ные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможно­сти фор­тепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выра­зитель­ности музыкальных и живопис­ных образов. Выполнять творческие задания: рисо­вать, пере­давать в движении содержа­ние музыкального про­изведения. Различать особенности построения му­зыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фра­зировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программ­ного характера и исполнять их на школь­ных праздниках
День, полный событий (6 ч)  
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музы­кальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофь­ева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразитель­ные возможности. Песенность, танцеваль-ность, маршево­еть в передаче содержания и эмоцио­нального строя музыкальных сочине­ний. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбель­ные песни. Своеобразие музыкального языка компо­зиторов, сходство и различие. Обобщающий урок / четверти. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детс­кая музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картин­ки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласма­ниса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная пес­ня; Колыбельная Медведицы. Из мульт­фильма «Ум­ка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева   Распознавать и эмоционально откли­каться на выразительные и изобразитель­ные особенности му­зыки. Выявлять различные по смыслу музыкаль­ные интонации. Определять жизненную основу музыкаль­ных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в раз­личных видах музы­кально-творче­ской деятельнос­ти: пении, игра на дет­ских элементарных музыкаль­ных инстру­ментах, импровиза­ция соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью компо­зитора. Анализировать выразительные и изобрази­тель­ные интонации, свойства музыки в их взаимосвя­зи и взаимодейст­вии. Понимать основные термины и понятия музы­кального искусства. Применять знания основных средств музы­каль­ной выразительности при ана­лизе прослушанного музыкального произ­ведения и в исполнительской дея­тельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музы­кально-пластическом движении) различ­ные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможно­сти фор­тепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выра­зитель­ности музыкальных и живопис­ных образов. Выполнять творческие задания: рисо­вать, пере­давать в движении содержа­ние музыкального про­изведения. Различать особенности построения му­зыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фра­зировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программ­ного характера и исполнять их на школь­ных праздниках
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)  
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Хри­стово. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, бла­говест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Ра­донеж­ский. Воплощение их образов в музыке различ­ных жанров: народ­ные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Рус­ской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песно­пе­ния и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Го­дунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, лю­ди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Про­кофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народ­ные славянские песнопения; Рождественская песенка. Сюита и музыка П. Синявского Передавать в исполнении характер народ­ных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живопис­ные, музыкальные и литературные об­разы. Сопоставлять средства выразительности музы­ки и живописи. Передавать с помощью пластики движе­ний, детских музыкальных инструментов разный харак­тер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабо­чей тет­ради  
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)  
Примерный музыкальный материал Светит месяц; Камаринская, плясовые наиг­рыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки, В. Комраков, слова народные; Ре­ченька. Л. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.   Разыгрывать народные шровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в про­цессе ансамблевого, коллективного (хоро­вого и инстру­ментального) воплоще­ния различных образов рус­ского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мело­дий, рит­мических, пластических и инстру­ментальных имп­ровизаций на тек­сты.народных песенок, попевок, закли­чек. Исполнять выразительно, интонационно осмыс­ленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши па традици­онных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к пес­ням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочине­ниях рус­ских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздни­ков народов России. Различать, узнавать народные песни раз­ных жанров и сопоставлять средства их выразитель­ности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движе­ние, игра на эле­ментарных инстру­ментах) на основе образцов оте­чественного музыкальною фольклора. Использовать полученный опыт обще­ния с фольклором в досуговой и внеуроч­ной формах де­ятельности. Интона­ционно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инстру­ментальные наиг­рыши разных жанров. Выполнять творческие за­дания из рабо­чей тетради.
В музыкальном театре (5ч)  
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и ба­лета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сиены из оперы. Какое чуд­ное мгновенье! Увер­тюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Многообразие сюже­тов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный те­атр: опера и ба­лет. Песенность, танце вольность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, худож­ника в создании музыкального спек­такля. Элементы оперного и балет­ного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Му­зыкальные темы — характеристики главных действую­щих лиц. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагмен­ты). М. Коваль; Золушка, Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Русла» и Людмила. Онера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приклю­чения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового   Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным об­разам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмыс­ленно ис­полнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сце­ническом воплощении отдельных фрагментов му­зыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произ­ве­дений, положенных в основу знакомых опер и ба­летов. Выявлять особенности развития обра­зов. Оценивать собственную музы­кально-творчес­кую деятельность. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради  
В концертном зале (5 часов)  
Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жанровое многообра­зие инструментальной и симфонической музыки. Симфониче­ская сказка «Пе­тя и волк» С. Прокофьева: тембры инструмен­тов И различных групп инструментов симфонического ор­ке­стра. Партитура. Обобщающий урок II/ четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увер­тюра. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыкальная живо­пись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфониче­ской музыки; увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выра­зительность и изобразительность обра­зов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Про­кофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Мо­царт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро*. В.-Л. Мо­царт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова Л. Кушнера Узнавать тембры инструментов симфони­ческого оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образа­ми симфо­нической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертю­ра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплоще­нии му­зыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школных праздниках. Выявлять выразительные и изобразитель­ные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с се нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатле­ния в рисунке. Выполнять творческие задания из рабо­чей тетради  
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч)  
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкаль­ные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Му­зыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссяк­нуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Композитор — испол­нитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкаль­ная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Вырази­тельность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочине­ния И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рису­нок, лад — цвет). Международный конкурс исполни­телей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайков­ского. Обобщающий урок IV четвертизаключи­тельный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Ток­ката ре минор для органа; Хорал', Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорскои; Колыбель­ная. Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.   Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Ку­кольника; Песня жаво­ронка. П. Чайковский. Кон­церт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюст­раций к повести А. Пуш­кина «Метель*. Г. Свиридов. Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Ра-хилло). Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Оша­нина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Плянковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего оке груст­но. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хаита Понимать триединство деятельности ком­пози­тора — исполнителя - слуша­теля. Анализировать художественно-образное содер­жание, музыкальный язык произве­дений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному со­держа­нию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музы­кально-творчес­кую деятельность и дея­тельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочине­ния и называть их авторов. Называть и объяснять основные тер­мины и понятия музыкального искус­ства. Определять взаимосвязь выразительно­сти и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятель­ности известных исполнителей и исполнительских кол­лективов, музыкаль­ным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фести­валях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключи­тель­ного урока-концерта совместно с одноклассниками

 

Класс (34 часа)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Россия — Родина моя (5 ч)  
Мелодия - душа музыки, природа и музыка. Зву­чащие картины. Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна... Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Песенность му­зыки русских композиторов. Об­разы родной природы в романсах рус­ских компози­торов. Лирические образы вокальной музыки- Обра­зы Ро­дины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народ­ная песня, кантата, опе­ра. Форма-композиция, приемы развития и особен­ности музыкального языка. Примерный музыкальный материал Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. Л. Чайковский; Жаворо­нок. М. Глинка, слова Н. Ку­кольника. Благословляю вас, леса. П. Чайков­ский, слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстою. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Ниватныс канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны бы­ли наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Про­кофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Выявлять настроения и чувства чело­века, вы­раженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отноше­ние к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, худо­жественное движение, пластиче­ское интонирование и др.). Петь мелодии с ориентации на нотную запись. Передавать в импровизации интонацион­ную выразительность музы­кальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях исто­рии Отечества и исполнять их на уро­ках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров. Выполнять творческие задания из рабо­чей тетради  
День, полный событий (4 ч)  
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На про­гулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жиз­ненно-музыкаль­ные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы при­роды, портрет в вокаль­ной и инструментальной музыке. Выразитель­ность и изобразительность музыки разных жанров (инстру­ментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей компози­торов (П. Чайковский, С. Про­кофьев, М. Мусорг­ский, Э.Григ). Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал   Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свиридеико; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная, П. Чайковский, слова Л. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Про­кофьев; Джульетта-де­вочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Про­кофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и му­зыка М. Мусорг­ского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с вы­ставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский   Распознавать и оценивать выразитель­ные и изобразительные особенности музыки в их взаимо­действии. Понимать художественно-образное содер­жание музыкального произведе­ния и раскрывать сред­ства его воплоще­ния. Передавать интонаци­онно-мелодиче­ские осо­бенности музы­кального образа в слове, рисунке, движе­нии. Находить (обнаруживать) общность интона­ций в музыке, живописи,.поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочи­нений программного характера, ра­зыгрывать их и исполнять во время до­суга. Выразительно, интонационно осмыс­ленно ис­полнять сочинения разных жан­ров и стилей соло, в ансамбле, хоре, орке­стре. Выявлять ассоциативно-образные связи музы­кальных и живописных произведе­ний. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного ха­рактера. Выполнять творческие задания из рабо­чей тетради
О России петь — что стремиться в храм (4 ч)  
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древ­нейшая песнь материн­ства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресе­нье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Образы Богоро­дицы, Девы Марии, матери в му­зыке, поэзии, изобразительном искус­стве. Икона Бо­гоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Госпо­день в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные кня­гиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и мо­литвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композито­ров, воспевающие красоту ма­теринства, любовь, добро. Примерный музыкальный материал Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахмани­нов; Тропарь иконе Владимирс­кой Божией Матери. Лее, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем­ля». В. Гаври­лин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — супер­звезда». Э.-Л. Уэб­бер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербоч­ки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Валлада о князе Владимире. Слова А. Толстого Обнаруживать сходство и различия рус­ских и западноевропейских произведе­ний религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной му­зыки (тропарь, молитва, величание), пес­нями, балладами на религиозные сю­жеты. Иметь представление о религиозных праздни­ках народов России и тради­циях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)  
Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Жанр былины в русском музыкальном фолькло­ре. Особенности повествования (мело­дика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и об­ряды в музыке рус­ских композиторов. Мелодии в на­родном стиле. Имитация тембров рус­ских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Мор­ской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Рус­лан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Вы­сота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Рим­скиЙ-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Маслени­цы, хор.Viz пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинс­кие народные песни   Выявлять общность жизненных истоков и осо­бенности народного и профессио­нального музы­кального творчества. Рассуждать о значении повтора, контра­ста, сопоставления как способов разви­тия музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участ­вовать в коллективных играх. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради. Принимать участие в традиционных празд­ни­ках народов России. Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов оперных спектак­лей. Выразительно, интонационно осмыс­ленно ис­полнять сочинения разных жан­ров и стилей. Выполнятъ творческие задания из рабо­чей тет­ради
В музыкальном театре (6 ч)  
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою пре­данья. Фарлаф. Увер­тюра. Опера «Орфей и Эвриди-ка». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Валет «Спяшая красавица». Две феи. Сцена па балу. В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Путешествие в музы­кальный театр. (Обобщение и систематизация жиз­ненно-музыкаль­ных представле­ний учащихся об особенностях опер­ного и балет­ного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характери­стик действующих лиц, сценических ситуа­ций, драматур­гии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни­ков). Осо­бенности музыкального языка, манеры исполнения. Примерный музыкальный материал Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Кор-саков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Рим­ский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайков­ский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейт­линой; Волк и семеро козлят на новый лад. Мю­зикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина Рассуждать о значении дирижера, режис­сера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов музыкального спектакля (ди­рижер, режиссер, действую­щие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступле­ния, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музы­кальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интони­ровании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
В концертном зале (6 ч)  
Музыкальное состязание. Музыкальные инструмен­ты. Звучащие кар­тины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Понта. Севера песня родная. «Героическая*. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бет­ховена. Раскрыва­ются следующие содержательные ли­нии. Жанр инструменталь­ного концерта. Мастерство композиторов и исполните­лей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вто­рая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайков­ский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка их выразительные возможно­сти (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковс­кий). Выдающиеся скрипич­ные мастера и исполните­ли. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухча­стная, трехчастная, вариационная). Темы, сю­жеты и образы му­зыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал Концерт № I для фортепиано с оркестром, 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сю­иты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Лот. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фраг­менты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фраг­менты). Л. Бетховен; Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фраг­мент). Л. Бетхо­вен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грусно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Рай­ского; Волшебный смычок. норвеж­ская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характер­ные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды му­зыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инст­рументов. Различать на слух старинную и современ­ную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструмен­тов. Называть исполнительские коллективы и име­на известных отечественных и зару­бежных испол­нителей  
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)  
Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. Люблю я грусть твоих просто­ров. Мир С. Прокофьева. Пев­цы родной природы. Прославим радость на земле. Ра­дость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Музыка источ­ник вдохновения, надежды и ра­дости жизни. Роль композитора, исполни­теля, слуша­теле в создании и бытовании музыкальных сочине­ний. Сход­ство и различия музыкальной речи разных композиторов. Об­разы природы в музыке Г. Свири­дова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инстру­мен­тов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Горшвин и симфоджаз. Известные джазовые музы­канты-исполните­ли. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной при­роды: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр лите­ратурного и музыкаль­ного творче­ства. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мело­дии прошлого, ко­торые знает весь мир. Обобщающий урок IV четвертизаключи­тельный урок-концерт Примерный музыкальный материал Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Понт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка, Из Музыкальных иллюст­раций к повести Л. Пуш­кина «Метель*, Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свири­дов, сти­хи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северя­нина. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-Л. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-му­зыка. Д. Кабалевский, сло­ва 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немец­кая народ­ная песня; Камертон, норвежская народ­ная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Стру­кова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин Выявлять изменения музыкальных обра­зов, озвученных различными инструмен­тами. Разбираться r элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответст­вии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка со­времен­ной музыки. Определять принад­лежность музыкальных про­изведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музы­кальные образы песен, пьес программ­ного содержания. Участвовать в подготовке заключитель­ного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради.  

Класс (34 часа)

Тематическое планирование Характеристика деятельности уча­щихся
Россия — Родина моя (3 ч)  
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выра­зишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, рус­ская, заро­дилась, музыка? Я пойду по полю белому... На вели­кий празд­ник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные ли­нии: Красота родной земли, человека в народной му­зыке и сочинениях русских композито­ров. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообра­зие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хоровод­ная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахмани­нова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в му­зыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Род­ные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в об­раб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребя­тушки; Ми­лый мой хоровод; Л мы просо сеяли, русские на­родные песни, об­раб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кан­тата (фрагмен­ты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фраг­менты). М. Глинка Размышлять о музыкальных произведе­ниях как способе выраже­ния чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народ­ное и про­фессиональное музыкальное творчество разных стран мира и наро­дов России и высказывать мне­ние о его содержании. Исследовать: выявлять общность исто­ков и особенности народной и профес­сиональной му­зыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных иг­рах-драматизаииях. Общаться и взаимодействовать в про­цессе ансамблевого, коллективного (хорового, инстру­ментального) воплоще­ния различных художествен­ных образов. Узнавать образцы народного музы­кально-поэ­тического творчества и музы­кального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмыс­ленно ис­полнять сочинения разных жанров и стилей.
О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)  
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздни­ков праздник, торжество из тор­жеств. Ангел вопияшс. Ролной обычай старины. Свет­лый праздник. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Нравственные подвиги святых земли Русской(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — соз­датели славянской письменно­сти. Религиозные пес­нопения (стихира, тропарь, молитва, величание); осо­бенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздни­ки Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные тради­ции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композито­ров. Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира; Кылина об Илье Му­ромце, былинный напев сказителей Рябининых; Сим-фония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фраг­мент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодшо, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михай­ловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопи-яше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всеношной». С. Рахманинов; Не шум шумит, рус­ская народная песня; Светлый праздник* Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фор­тепиано. С. Рахманинов Сравнивать музыкальные образы народ­ных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенно­сти язы­ка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке рус­ских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тек­сты. Осуществлять собственный музы­кально-испол­нительский замысел в пении и разного рода им­провизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради.  
День, полный событий (6 ч)  
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний ве­чер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогор­ский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Один день с Алексан­дром Сергеевичем Пушки­ным. Михайловское: музы­кально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских компози­торов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свири­дов и др.). Многообразие жанров народ­ной музыки: колоколь­ные звоны. Музыкально-литера­турные вечера в Тригорском: романсы, инстру­менталь­ное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Обобщающий урок 1 четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый. Примерный музыкальный материал В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Ок­тябрь). Из цикла «Вре­мена года». П. Чайковский; Пастораль, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Дет­ского альбома». П. Чайковский; У камелька (Ян­варь). Из цикла «Вре­мена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пуш­кина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи Л. Пуш­кина; Зимний вечер. М. Яков­лев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Де­вицы, красавицы; Уме как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Выявлять выразительные и изобрази­тельные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пуш­кина Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанровости­листические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради. Участвовать в коллективной музы­кально-твор­ческой деятельности, в инсценировках произведе­ний разных жанров и форм (песни, танцы, фраг­менты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопостав­лять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструмен­тов. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)  
Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Ор­кестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздни­ки. (Троица). Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Народная песня - летопись жизни народа и ис­точник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Му­зыка в народ­ном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационное™. Единство слова, напева, инструментального наи­гры­ша, движений, среды бытования в образцах народно­го творчества. Устная и письменная традиция сохра­нения и передачи музыкального фольклора. Музы­кальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Вариации в народной и компози­торской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекс­кая народная песня; Колыбельная, английская народ­ная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальян­ская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт № I для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, вос­пой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Све­тит месяц, русская народная пес­ня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегуроч­ка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанровости­листические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради. Участвовать в коллективной музы­кально-твор­ческой деятельности, в инспенировках произведе­ний разных жанров и форм (песни, танцы, фраг­менты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопостав­лять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструмен­тов. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради
В концертном зале (5 ч)  
Музыкальные инструменты. Вариации на тему ро­коко. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, тан­цы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камер­ной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфони­ческой (симфония, симфоническая увертю­ра) музыки. Особенно­сти музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайков­ского, С. Рахма­нинова, Л. Бетховена). Интонации народной му­зыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкаль­ные инструменты: виолончель, скрипка. Симфоничес­кий оркестр. Известные дирижеры и исполнитель­ские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариа­ции на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахмани­нов, на слух и по нотному письму, графическому изоб­ражению. молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, тан­цы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камер­ной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфони­ческой (симфония, симфоническая увертю­ра) музыки. Особенно­сти музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайков­ского, С. Рахма­нинова, Л. Бетховена). Интонации народной му­зыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкаль­ные инструменты: виолончель, скрипка. Симфоничес­кий оркестр. Известные дирижеры и исполнитель­ские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариа­ции на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахмани­нов, на слух и по нотному письму, графическому изоб­ражению. слова Е. Бекето­вой; Старый замок. Из сюиты «Кар­тинки с выставки». М. Мусорг­ский; Песня франкско­го рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль ма­жор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, сло­ва С. Витвицкого, пер. Вс. Рождест­венского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетхо­вен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козло­ва; Арагонская хота, М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский Определять и соотносить различные по смыс­лу интонации (выразительные и изобразительные) Наблюдать за процессом и результа­том музы­кального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произ­ведений программы. Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкаль­но-пластическом движении, инструментальном му­зицировании, импровизации и др. образное содер­жание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполне­ние. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Наблюдать за процессом и результа­том музы­кального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произ­ведений программы. Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкаль­но-пластическом движении, инструментальном му­зицировании, импровизации и др. образное содер­жание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполне­ние. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради
В музыкальном театре (6 ч)  
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского ко­роля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Вос­точные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкаль­ной комедии. Раскрываются следующие содержательные ли­нии'. События отечествен­ной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Про­кофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии дра­матургического разви­тия действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, пов­тор, вариантность. Балет. Особенности развития му­зыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стра­винского. Народные мотивы и своеобразие музыкаль­ного языка. Восточные мотивы в творче­стве русских ком-позиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мело­дики, ритмики, манеры исполнения. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из XII действия, сцена из IV действия. Из опе­ры «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Ко­лыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петрушка*. И. Стра­винский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина Оценивать и соотносить содержание и музы­кальный язык народного и профес­сионального му­зыкального твор­чества разных стран мира и наро­дов России. Воплощать особенности музыки в испол­ни­тельской деятельности с исполь­зованием знаний основных средств музыкальной выразительно­сти. Определять особенности взаимодейст­вия и раз­вития различных образов музы­кального спектакля. Участвовать в сценическом воплоще­нии от­дельных фрагментов оперы, ба­лета, оперетты. Оценивать собственную творческую деятель­ность. Выразительно, интонаци­онно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабо­чей тет­ради Исполнять свои музыкальные компози­ции на школьных концертах и праздниках.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч)  
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполни­теля. В интонации спрятан чело­век. Музыкальные инстру­менты. Музыкальный ска­зочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные ли­нии. Произведения компо­зиторов-классиков (С. Рах­манинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шо­пен) и мастер­ство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, компози­торов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоничес­кая кар­тина, сюита, песня и др.). Интонационная вы- разительность музыкаль­ной речи: гитара. Классичес­кие и современные образцы гитар­ной музыки (народ­ная песня, романс, шедевры классики, джазо­вая имп­ровизация, ангорская песня). Обработка. Импровизация. Об­разы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Роди­ны в музыке М. Мусоргского. Обобщающий урок ГУ четвертизаключи­тельный урок-концерт.   Анализировать и соотносить выразитель­ные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития в произве­дениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в про­цессе, коллективного (хорового и инст­рументального) воплощения различ­ных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представлен­ных в программе). Назы­вать имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпрета­ций музы­кальных произведений. Лично оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументиро­вать свое отно­шение к тем или иным музы­кальным сочине­ниям. Определять взаимосвязь музыки с дру­гими ви­дами искусства: литерату­рой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятель­ность. Самостоятельно работать в творческих тетра­дях, дневниках музыкаль­ных впе­чатлений. Форми­ровать фонотеку, биб­лиотеку, видеотеку

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: