Содержание и проблемы воспитания

Основой всех человеческих ценностей

служит нравственность.

А.Эйнштейн

Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их выполнение. В связи с разнообразием современных отечественных педагогических концепций, принципов определения целей и задач воспитания сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

Под содержанием воспитания следует понимать систему знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Традиционный подход к содержанию воспитания основан на выделении разных направлений воспитания и соответственно воспитательной работы, осуществление которых направлено на развитие тех или иных личностных качеств и черт. В соответствии с этим подходом выделяют такие направления содержания

С.115

воспитания, как нравственное, физическое, трудовое, половое, эстетическое, гражданское, религиозное, экологическое, художественное и др.

Разумеется, личность не воспитывается по частям (А.С. Макаренко), и в каждом воспитательном процессе должна осуществляться комплексность воздействия, должны реализовываться все направления воспитательной работы.

Результатом воспитания является социальное развитие человека, которое предполагает его позитивные изменения во взглядах, мотивах и реальных действиях. Исходя из этого, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с развитием гуманистического мировоззрения. При решении этих задач происходит формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений, интериоризация (или интернализация — переход социального содержания в индивидуальное) общечеловеческих ценностей.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

В соответствии с этими задачами можно определять содержание воспитания.

Другим подходом к определению содержания воспитания может служить классификация задач по видам деятельности учащихся — познавательной, трудовой и досуговой. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.

Ряд авторов определяют содержание как освоение системы социальных ролей.

Содержание воспитания школьников в программе Н.Е. Щурковой — отношение к миру, т.е. познание и взаимодействие с миром.

В соответствии с различными аспектами понимания сущности воспитания выделяют три аспекта содержания воспитания:

- воспитание как компонент социализации;

- воспитание как управление процессом развития человека;

- воспитание как средство трансляции культуры.

Все эти подходы к содержанию воспитания не противоречат друг другу, а характеризуют явление (воспитание) с разных сторон. Разные подходы учитываются при составлении программ воспитания.

К базовым компонентам содержания воспитания Е.В. Бондаревская относит следующие.

С.116

1. Интернализация (интериоризация — переход социального содержания в индивидуальное) универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни и осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность.

2. Овладение сферами жизнедеятельности современного человека: художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями и др.

3. Освоение материальных и духовных ценностей общечело­веческой и национальной культуры.

4. Формирование опыта гражданского поведения.

5. Накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения.

6. Овладение ситуациями реальной ответственности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности.

7. Самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирования поведения, психокоррекции.

Понятие интериоризации было введено французскими психологами П. Жане и Ж. Пиаже и распространено П.Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Оно составило основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности и отразилось в понима­нии личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

В воспитании под интернализацией (интериоризацией) следует понимать не только усвоение социальных идей, но и утверждение этих идей в качестве доминант, регуляторов жизни человека. Социальные идеи считаются интернализованными, когда они овладевают человеком. Социализация личности — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик).

Такое содержание воспитания гарантирует развитие активно-творческих способностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.

Рассмотрим проблемы воспитания учащихся системы начального профессионального образования (НПО) в новых условиях. Важнейший комплекс проблем связан с разработкой вопросов теории и практики воспитательной работы прежде всего со «сложной»

С.117

молодежью в системе начального и среднего профессионального образования. Практика показывает, что система образования России оказалась не подготовленной к тем радикальным изменениям, которые происходили в стране в течение последних десятилетий.

Крайне низкий уровень материальной обеспеченности учащихся системы НПО требует выделения их в особую социальную категорию молодежи (Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов). Это свидетельствует о сохранении сословности образования в России, которая выступает не только как историческая традиция, но и как принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением наследования, имущественным положением и мировоззрением родителей.

Результаты, полученные в ходе всероссийского социологического исследования, проводимого Институтом профессионального образования (Москва), выявили большой спад общественной активности учащейся молодежи. Более 70 % опрошенных отвергают возможность своего участия в какой-либо общественной деятельности (политической, экономической, научной, культурной), в работе общественных организаций, хотя именно эти организации призваны быть школой коллективизма, сотрудничества, патриотизма. Таким образом, в настоящее время (в отличие от прошлых лет) приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике молодежи.

Вопросы о характере использования свободного времени выявили также прогнозируемые ответы, логично вытекающие из незанятости учащихся в организованных формах общественного сотрудничества. Постоянно и часто слушают музыку, смотрят видео 60 % опрошенных, смотрят телевизионные передачи — 58 %, слушают радио — 40 %, что указывает на ставший нормой пассивно-развлекательный характер досуга. Учитывая неуправляемость средств массовой информации, следует заключить, что эти ответы обнаруживают огромный неиспользованный резерв воспитания молодого поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: