Экологические и экономические проблемы должны решаться во взаимосвязи

Механизм природопользования должен обеспечивать условие безопасности существования триады:

«Человек – биосфера - техносфера»

(А + В) S < P

Понятие ценностей. Рыночные и не рыночные ценности.

Экономические соображения остаются главным препятствием для любого рода разумного планирования с целью долговременного использования ОС.
Известный американский эколог Ю. Одум считает, что эта проблема возникает из-за резкого несовпадения рыночных и нерыночных ценностей. Независимо от политической системы в разных странах промышленные товары и услуги, такие, как автомобили или электроэнергия, оцениваются очень высоко, тогда как не менее важные для жизни блага и услуги природного происхождения вроде очистки воды и воздуха и их возобновления остаются обычно вне экономической системы и обладают очень низкой денежной стоимостью или не обладают ею вовсе (следовательно, соответствуют «нерыночным» ценностям).

По мнению большинства экономистов, характеризуемым нерыночным ценностям можно приписать денежную стоимость на языке рыночной экономики. Например, стоимость изъятия природной среды можно было бы определить исходя из того, что стоило бы обеспечение искусственной замены бесплатных благ и услуг (например, переработки отходов), предлагаемых природной экосистемой. Так можно было бы определить ценность реки для ассимиляции отходов.
Нехарактеризуемые ценности не могут быть включены в обычный в экономике расчет стоимости. Они представляют ценность для жизнеобеспечения природных систем. Леса, степи, реки, озера и океаны осуществляют, смягчают и стабилизируют атмосферные и гидрологические циклы и круговороты минеральных элементов. К этой же категории относится присущая биологическим видам ценность, ценность туземной культуры, красоты природы и множество эстетических ценностей, которые со временем получают признание людей. Нехарактеризуемые категории являются личными и общественными ценностями, а не частными рыночными, с которыми они очень часто приходят в конфликт.

Анализ методик ресурсного подхода при оценке ущербов.

Методы расчета ущерба

Прямого счета - Требуют сбора и обработки большого объема информации

Аналитический - Требуют сбора и обработки большого объема информации

Эмпирический

(укрупнённый)

Ущерб, наносимый окружающей среде промышленным предприятием, равен сумме ущербов, наносимых атмосферному воздуху Уа, водному бассейну Ув, земельным ресурсам Уз, недрам Ун, флоре и фауне Уф, т.е.

Существующие методики расчета стоимости территории и ущерба не позволяют подобным образом подойти к оценке стоимости. Более того, опыт группы под руководством отечественного эколога В.Н. Большакова по разработке оценок воздействия на ОС свидетельствует о том, что рассчитанные по этим методикам ущербы возобновимым ресурсам по своим размерам не сопоставимы с прибылью, которую можно получить, например, при разработке нефтяных или газовых месторождений.
В работах экономистов при оценке возобновимых ресурсов используется так называемый ресурсный подход. Это означает, что живые компоненты экосистем получают стоимостную оценку только в том случае, если они вовлечены в процесс общественного производства, являются необходимыми для повседневной жизни общества. Другими словами, они относятся к категории характеризуемых нерыночных ценностей.

необходимость компенсации затрат на воспроизводство нарушенных или уничтоженных природных ресурсов;

учет потребностей экономики и предотвращение возможных потерь природных ресурсов, вызванных деятельностью промышленных предприятий (средозащитная деятельность);

необходимость выравнивания экономических условий и последствий деятельности хозяйственных субъектов, компенсация экономических потерь (упущенных выгод).

Разрабатываемый группой В.Н. Большакова подход к оценке стоимости ОС отличается тем, что оценивается стоимость ключевых видов, составляющих экосистему. Это позволяет более или менее корректно сопоставить работу по поддержанию постоянства ОС, осуществляемую живыми компонентами экосистем, с человеческой деятельностью. Любая хозяйственная или иная деятельность, наносящая ущерб экосистемам, должна оцениваться в неких единых и общих показателях для оценки того, чего же больше получит общество от данной хозяйственной деятельности – вреда или пользы.

 

Методика, разработанная специалистами упомянутой группы, дает основу для оценки воздействий человека на экосистемы и позволяет в сопоставимых единицах (ими могут быть единицы мощности или денежные) оценить средообразующую функцию биосферы [3]. Следуя этой идеологии, необходимо разделять ущерб, наносимый биосфере, и ущерб, наносимый отраслям хозяйства, эксплуатирующим возобновимые природные ресурсы, при строительстве и эксплуатации промышленных объектов в других отраслях.

 

Авторы нового подхода обосновывают возможность использования мощности в качестве первого приближения к реальной эколого-экономической оценке биологических ресурсов. Под мощностью понимается следующее. Все живые системы обладают определенной мощностью работы по сохранению упорядоченного состояния путем откачки неупорядоченности, т. е. уменьшения энтропии внутри этих систем. Эта мощность зависит от количества солнечной энергии, которую необходимо затратить в единицу времени для поддержания состояния живых систем с низкой энтропией. Измерение этой мощности может служить одной из отправных точек для оценки стоимости живых систем. Выражение стоимости в единицах мощности легко перевести в эквивалент затрат на получение такого же количества энергии от Солнца техническими средствами.

1)К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

 

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов;

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну по 214 видам загрязняющих веществ. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены в рублях за 1 тонну по 198 видам загрязняющих веществ.

Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344. При расчете используются дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые определяют умножением нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, и при необходимости на дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия. Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года) определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

 

в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;

в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

 

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ

Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).

Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

 

платы за допустимые выбросы в атмосферу,

платы за выбросы в пределах лимита и

платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.

 

Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

 

1) Расчет норматива предельно допустимого выброса в атмосферу по предприятию в целом ПДВi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ПДВij – норматив предельно допустимого выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса (j = 1, 2, …n).

 

2) Расчет временно согласованного выброса (лимита выброса) в атмосферу по предприятию в целом ВСВi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ВСВij – временно согласованный выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

 

3) Расчет массы выброса в атмосферу по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где mij – масса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

 

4) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mнi = mi;

б) если mi > ПДВi, то mнi = ПДВi;

в) если ПДВi = 0 (т.е. не был установлен),то mнi = 0.

 

5) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mлi = 0;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mлi = mi - ПДВi;

в) если ПДВi < mi, а ВСВi не был установлен, то mлi = 0;

г) если ВСВi < mi, то mлi = ВСВi - ПДВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mнi = 0.

 

6) Расчет массы выброса в атмосферу сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mслi = 0;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mслi = 0;

в) если ПДВi < mi, а ВСВi не был установлен, то mслi = mi - ПДВi;

г) если ВСВi < mi, то mслi = mi - ВСВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mслi = mi.

 

7) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i баз

Плнi баэ = Плн i баз * mнi.

 

8) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i баз

Пллi баз = Плл i баз * mлi.

 

9) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз = 5 * Плл i баз * mслi.

 

10) Расчет суммы платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

 

 

11) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;

Кэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае - для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

 

12) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

13) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

14) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в пункте 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением N 632.

 

Порядок расчета следующий:

1) Определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344)*(3) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).

 

Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344*(4)

 

Формула расчета платы:

ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.

 

Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.

2) Определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу.

 

3) Рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ

Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).

Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

 

платы за допустимые выбросы в атмосферу,

платы за выбросы в пределах лимита и

платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.

 

Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

 

1) Расчет норматива предельно допустимого выброса в атмосферу по предприятию в целом ПДВi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ПДВij – норматив предельно допустимого выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса (j = 1, 2, …n).

 

2) Расчет временно согласованного выброса (лимита выброса) в атмосферу по предприятию в целом ВСВi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ВСВij – временно согласованный выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

 

3) Расчет массы выброса в атмосферу по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где mij – масса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

 

4) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mнi = mi;

б) если mi > ПДВi, то mнi = ПДВi;

в) если ПДВi = 0 (т.е. не был установлен),то mнi = 0.

 

5) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mлi = 0;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mлi = mi - ПДВi;

в) если ПДВi < mi, а ВСВi не был установлен, то mлi = 0;

г) если ВСВi < mi, то mлi = ВСВi - ПДВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mнi = 0.

 

6) Расчет массы выброса в атмосферу сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi, то mслi = 0;

б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mслi = 0;

в) если ПДВi < mi, а ВСВi не был установлен, то mслi = mi - ПДВi;

г) если ВСВi < mi, то mслi = mi - ВСВi;

д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mслi = mi.

 

7) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i баз

Плнi баэ = Плн i баз * mнi.

 

8) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i баз

Пллi баз = Плл i баз * mлi.

 

9) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз = 5 * Плл i баз * mслi.

 

10) Расчет суммы платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

 

 

11) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;

Кэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае - для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

 

12) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

13) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

14) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в пункте 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением N 632.

 

Порядок расчета следующий:

1) Определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344)*(3) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).

 

Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344*(4)

 

Формула расчета платы:

ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.

 

Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.

2) Определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу.

 

3) Рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

РАСЧЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов складывается из:

 

платы за допустимые сбросы,

платы за сбросы в пределах лимита и

платы (санкции) за сбросы, превышающие лимиты.

 

Процедура расчета платежей за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов состоит из следующих основных этапов:

 

1) Расчет норматива предельно допустимого сброса в водный объект по предприятию в целом ПДСi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

где ПДСij – норматив предельно допустимого сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса - выпуском (j = 1, 2, …n).

 

2) Расчет временно согласованного сброса (лимита сброса) в водный объект по предприятию в целом ВССi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

 

где ВССij – временно согласованный сброс i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском).

 

3) Расчет массы сброса в водный объект по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

 

 

где mij – масса сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском). Фактическая масса сброшенных загрязняющих веществ определяется по данным отчета 2-тп "водхоз" или на основе расчета (например, по объему забранной воды и результатам анализа сточных вод).

 

4) Расчет массы сброса в водный объект в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi, то mнi = mi;

б) если mi > ПДСi, то mнi = ПДСi;

в) если ПДСi = 0 (т.е. не был установлен),то mнi = 0.

 

5) Расчет массы сброса в водный объект в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi, то mлi = 0;

б) если ПДСi < mi ≤ ВССi, то mлi = mi - ПДСi;

в) если ПДСi < mi, а ВССi не был установлен, то mлi = 0;

г) если ВССi < mi, то mлi = ВССi - ПДСi;

д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены),то mнi = 0.

 

6) Расчет массы сброса в водный объект сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi, то mслi = 0i;

б) если ПДСi < mi ≤ ВССi, то mслi = 0;

в) если ПДСi < mi, а ВССi не был установлен, то mслi = mi - ПДСi;

г) если ВССi < mi, то mслi = mi - ВССi;

д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены),то mслi = mi.

 

7) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i баз

Плнi баэ = Плн i баз * mнi.

 

8) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i баз

Пллi баз = Плл i баз * mлi.

 

9) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз = 5 * Плл i баз * mслi.

 

10) Расчет суммы платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

Плi баз = Плнi баз + Пллi баз + Плслi баз

 

11) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;

Кэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения водных объектов в месте размещения природопользователя.

 

12) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

13) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

 

14) Расчет суммарных платежей предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

 

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

Размещение отходов относится к платным видам негативного воздействия на окружающую среду. Вопреки расхожему мнению факт заключения договора на оказание услуг по размещению отходов со специализированной коммунальной организацией не означает, что бремя уплаты экологической платы автоматически переходит на эту организацию. Дело в том, что плату за размещение отходов вносит в бюджет их собственник (лицо, в результате деятельности которого отходы образовались, - п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ). При этом не имеет значения, что отходы помещены на полигон или свалку мусоровывозящей организацией. Другое дело, если согласно условиям договора на вывоз мусора отходы обращаются в ее собственность. Тогда именно у нее возникает обязанность рассчитать и внести в бюджет плату за принятые от предприятия отходы. Бывший же владелец плательщиком экосбора не будет. На такой способ освобождения от платы за размещение отходов неоднократно указывал Ростехнадзор (Письма от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145).

Применяемая ставка платы зависит от класса опасности отхода и определяется в соответствии с Приложением 1 к Постановлению N 344. Так, отходам IV класса опасности соответствует норматив платы, равный 248,4 руб/т. Отходам V класса опасности соответствует сразу несколько нормативов платы, выбор конкретного норматива зависит от вида деятельности, в результате которого отходы образованы, - 0,4 руб/т (добывающая промышленность), 15 руб/т (перерабатывающая) и 8 руб/т (прочая деятельность).

 

Отходам (мусору) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами присвоен код ФККО 9120110001005, а промышленными - 9120120001005. То есть это отходы V класса опасности. Исходя из разъяснений Ростехнадзора <16>, к таким отходам применяется норматив платы 8 руб/т.

 

В отличие от большинства видов производственной деятельности охрана природы нуждается в непосредственном участии государства. Это обусловлено тем, что "продукция" природоохранной деятельности (чистота атмосферы, водоемов, разнообразие флоры и фауны и т.д.) как правило не может распределяться по рыночным принципам. Для частного или акционерного предприятия вложения денег в охрану природы являются в большинстве случаев благотворительной деятельностью, не приносящей прибыли в обычном смысле. Тем не менее государство может устанавливать такую систему штрафных санкций за ущерб природной среде, при которой предприятиям будет выгодней вкладывать деньги в единовременные мероприятия по предотвращению таких загрязнений, нежели систематически платить штрафы. Такой путь очень эффективен для предотвращения будущего загрязнения окружающей среды, но он не может решить вопроса об устранении всех ранее допущенных ошибок в отношениях с природой. Для их исправления нужны крупные инвестиции самого государства в охрану природы. Это выражается в первую очередь в финансировании долгосрочных целевых программ охраны природы (включая их разработку и реализацию).

 

Некоторые экологические проблемы не могут решаться изолировано одной страной - нужно участие многих стран, в связи с чем разрабатываются международные программы. В этом случае страны-участницы принимают на себя определенные обязательства, которые реализуются внутри этих стран путем принятия ими соответствующих законов, проведения мероприятий в виде внутригосударственных программ, финансируемых за счет собственных бюджетов. Иногда экономически слабым странам помогает субсидиями тот или иной международный экологический фонд.

 

Россия является участницей 78 многосторонних соглашений по защите окружающей среды и регулированию природопользования. В числе таковых конвенции о климатических изменениях, о сохранении озонового слоя, о биологическом разнообразии, о сохранении лесных массивов Европы и т.д. Очевидно, что не все эти программы связаны с природоохранным строительством, но те из них, которые должны обеспечивать чистоту атмосферы, водоемов всегда подразумевают перестройку промышленности и связанное с ним строительство. Международные природоохранные программы обычно носят обобщенный характер и не детализируются до уровня конкретных предприятий, но на их основе составляются внутригосударственные целевые программы, которые всегда полностью конкретизированы

Реализация программ является основным этапом решения экологических проблем. Практика показывает, что это наиболее "уязвимый" этап работы, ибо организационно-экономические проблемы этого периода в условиях отечественной экономики значительно хуже поддаются решениям, чем задачи предшествующих этапов. Изучение экологической обстановки и разработка самих программ в нашей стране обычно проводятся на достаточно высоком научно-техническом уровне, однако при реализации таких программ зачастую получаются результаты, слабо отражающие замыслы экологов. Главной причиной является трудность совмещения решений долгосрочных экологических задач с решениями первоочередных производственно-экологических и социально-бытовых вопросов, отвлекающих на себя почти все денежные ресурсы. Существенное значение имеет также степень разработанности и детализация планируемых природоохранных мероприятий. Как бы глубоки ни были предшествующие исследования, при неполноте проектной документации, непродуманности всех организационных вопросов реализация целевой программы обычно не дает ожидаемого эффекта.

 

По всем этим причинам реализация долгосрочных экологических программ должны находиться под постоянным контролем всех ветвей власти. Обязательно назначается единый руководитель по реализации целевой программы, наделенный обширными правами, позволяющими решать все организационно-экономические вопросы по этой программе.

Исполнителями программы обычно являются местные производственные организации. Строительно-монтажные работы, как правило, ведут крупные специализированные или общестроительные организации. Проектную документацию обычно готовят специализированные проектные организации, находящиеся зачастую в других регионах. В ходе работ могут вноситься изменения в программу, обусловленные новыми достижениями науки, изменениями природных или экономических условий. Тем не менее все изменения должны быть обоснованными и согласовываться с разработчиками программ. Исполнителями программы обычно являются местные производственные организации. Строительно-монтажные работы, как правило, ведут крупные специализированные или общестроительные организации. Проектную документацию обычно готовят специализированные проектные организации, находящиеся зачастую в других регионах. В ходе работ могут вноситься изменения в программу, обусловленные новыми достижениями науки, изменениями природных или экономических условий. Тем не менее все изменения должны быть обоснованными и согласовываться с разработчиками программ.

Одним из направлений экологизации развития является широкое распространение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Если альтернативные варианты решения экологических проблем связаны в основном с макроуровнем или отраслевым уровнем - комплексы, сектора, отрасли и пр., то развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий носит скорее региональный характер и связано с экономическим микроуровнем: цех, предприятие, группа разнопрофильных предприятий на одной территории.

Цель развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий - создание замкнутых технологических циклов, с полным использованием поступающего сырья и не вырабатывающих отходов, выходящих за их рамки. Это попытка воспроизвести природные циклы, так как биосфера является закрытой системой, где все элементы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Современная техногенная экономика является открытой системой, где получение относительно небольшого конечного продукта требует огромных затрат ресурсов и сопровождается большими отходами. По отношению к общему объему отчуждаемого природного вещества сейчас конечный продукт составляет всего 2-4%, а остальная часть идет в отходы (пустая порода, шлаки, стоки и т.д.).

Человечество знает относительно замкнутые экономические системы. Это сельское хозяйство, а точнее - натуральное сельское хозяйство, где количество отходов минимально. Система «земледелие - животноводство» утилизирует отходы внутри себя: земледелие дает животноводству корма, а также отходы переработки зерна, подсолнуха, сахарной свеклы и других культур; в свою очередь животноводство обеспечивает земледелие чрезвычайно полезными для плодородия органическими удобрениями. В результате создавался более или менее замкнутый кругооборот веществ.

Поэтапная трансформация традиционных технологий в малоотходные и ресурсосберегающие позволит постепенно перейти от открытых производственных систем со свободным входом ресурсов и выходом отходов к полуоткрытым с частичным использованием извлекаемых материалов и очисткой отходов, а затем и к системам закрытого типа с полной переработкой и утилизацией всех поступающих ресурсов и отходов и прекращением загрязнения последними окружающей среды. Такая трансформация меняет сам технологический принцип. Сейчас в большинстве технологий происходит борьба с загрязнениями и отходами практически уже на последнем технологическом этапе: фильтры, очистные сооружения и пр. (прямые природоохранные мероприятия). В английском языке такие технологии образно называют «технологиями конца трубы» (end-of-pipe technology). В отличие от них малоотходные технологии создают новые циклы, связи внутри самого технологического процесса.

Решающее значение для подобной технологической трансформации имеет научно-технический прогресс. Только на основе его достижений можно обеспечить переход от традиционных ресурсоемких технологий к ресурсосберегающим малоотходным и безотходным технологиям.

Постепенный переход к комплексам малоотходного и ресурсосберегающего производства, «комплексирование производства» позволяет значительно снизить нагрузку на окружающую среду, особенно на региональном уровне.

Современные технологии, заменяя устаревшие и природоемкие, дают возможность существенно уменьшить количество разрабатываемых месторождений, сохранить для будущих поколений запасы исчерпаемых, невозобновимых природных ресурсов. О гигантском потенциале малоотходных технологий говорят такие цифры. Сейчас из-за несовершенства технологий добычи в земле остается до 70% нефти, 30% угля, 20% железной руды и т.д.

Перспективным подходом к формированию малоотходных систем производства могут стать территориально-производственные комплексы, с их широкими возможностями по обмену сопряженной продукцией и отходами, замкнутостью отдельных производственных циклов. В настоящее время на территории России перспективны в этом отношении несколько таких комплексов. Среди крупнейших из них - Урало-Кузнецкий, Канско-Ачинский, базирующийся на крупнейших запасах бурых углей, Западно-Сибирский, основой которого является нефтегазовая промышленность Тюмени, и другие.

В русле этого направления находятся и меры по реконструкции предприятий. Замена устаревшего в физическом и моральном планах оборудования на новое более прогрессивное оборудование позволяет получить существенную экономию многих видов ресурсов, инвестиций, повысить качество продукции и т.д.

2)

Промышленные предприятия и трудовые коллективы экономически не заинтересованы в осуществлении активной природоохранной деятельности, в осуществлении мероприятий по рациональному природопользованию. Оценка эффективности по хозяйственной деятельности осуществляется на основе системы экономических показателей. Важнейшими из них являются объем выпуска продукции, прибыль. Однако, без учета эффективности природоохранных мероприятий не может быть достигнута народнохозяйственная эффективность промышленных предприятий.

Природоохранные мероприятия - все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение, улучшение и рациональное использование природно- ресурсного потенциала страны. Они достаточно разнообразны и по своему назначению объединяются в 3 группы.

Одноцелевые. Их цель - полное исключение или уменьшение промышленного загрязнения окружающей среды. Природоохранный эффект таких мероприятий обусловлен установкой на предприятиях стандартной природоохранной техники; разработкой и внедрением новых более эффективных методов очистки; внесением определенных изменений в технологию, приводящих к уменьшению загрязнения.

Вторая группа природоохранных мероприятий объединяет одноцелевые ресурсосберегающие исследования, цель которых экономия сырья, топлива и энергии. Это достигается внедрением новых технологий, позволяющих снижать нормы расхода сырья и энергии, уменьшить потери при транспортировке и хранении продуктов труда.

Мероприятия третьей группы - многоцелевые. Природоохранные задачи решаются наряду с проблемами повышения качества продукции; улучшения использования природных ресурсов, технологического оборудования, рабочей силы и других элементов материального производства. Это разработки по созданию систем замкнутого водоснабжения промышленных предприятий; исследования по утилизации отходов вместо их захоронения; разработки по созданию малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

Одним из направлений экологизации развития является широкое распространение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Если альтернативные варианты решения экологических проблем связаны в основном с макроуровнем или отраслевым уровнем - комплексы, сектора, отрасли и пр., то развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий носит скорее региональный характер и связано с экономическим микроуровнем: цех, предприятие, группа разнопрофильных предприятий на одной территории.

Цель развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий - создание замкнутых технологических циклов, с полным использованием поступающего сырья и не вырабатывающих отходов, выходящих за их рамки. Это попытка воспроизвести природные циклы, так как биосфера является закрытой системой, где все элементы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Современная техногенная экономика является открытой системой, где получение относительно небольшого конечного продукта требует огромных затрат ресурсов и сопровождается большими отходами. По отношению к общему объему отчуждаемого природного вещества сейчас конечный продукт составляет всего 2-4%, а остальная часть идет в отходы (пустая порода, шлаки, стоки и т.д.).

Человечество знает относительно замкнутые экономические системы. Это сельское хозяйство, а точнее - натуральное сельское хозяйство, где количество отходов минимально. Система «земледелие - животноводство» утилизирует отходы внутри себя: земледелие дает животноводству корма, а также отходы переработки зерна, подсолнуха, сахарной свеклы и других культур; в свою очередь животноводство обеспечивает земледелие чрезвычайно полезными для плодородия органическими удобрениями. В результате создавался более или менее замкнутый кругооборот веществ.

Поэтапная трансформация традиционных технологий в малоотходные и ресурсосберегающие позволит постепенно перейти от открытых производственных систем со свободным входом ресурсов и выходом отходов к полуоткрытым с частичным использованием извлекаемых материалов и очисткой отходов, а затем и к системам закрытого типа с полной переработкой и утилизацией всех поступающих ресурсов и отходов и прекращением загрязнения последними окружающей среды. Такая трансформация меняет сам технологический принцип. Сейчас в большинстве технологий происходит борьба с загрязнениями и отходами практически уже на последнем технологическом этапе: фильтры, очистные сооружения и пр. (прямые природоохранные мероприятия). В английском языке такие технологии образно называют «технологиями конца трубы» (end-of-pipe technology). В отличие от них малоотходные технологии создают новые циклы, связи внутри самого технологического процесса.

Решающее значение для подобной технологической трансформации имеет научно-технический прогресс. Только на основе его достижений можно обеспечить переход от традиционных ресурсоемких технологий к ресурсосберегающим малоотходным и безотходным технологиям.

Постепенный переход к комплексам малоотходного и ресурсосберегающего производства, «комплексирование производства» позволяет значительно снизить нагрузку на окружающую среду, особенно на региональном уровне.

Современные технологии, заменяя устаревшие и природоемкие, дают возможность существенно уменьшить количество разрабатываемых месторождений, сохранить для будущих поколений запасы исчерпаемых, невозобновимых природных ресурсов. О гигантском потенциале малоотходных технологий говорят такие цифры. Сейчас из-за несовершенства технологий добычи в земле остается до 70% нефти, 30% угля, 20% железной руды и т.д.

Перспективным подходом к формированию малоотходных систем производства могут стать территориально-производственные комплексы, с их широкими возможностями по обмену сопряженной продукцией и отходами, замкнутостью отдельных производственных циклов. В настоящее время на территории России перспективны в этом отношении несколько таких комплексов. Среди крупнейших из них - Урало-Кузнецкий, Канско-Ачинский, базирующийся на крупнейших запасах бурых углей, Западно-Сибирский, основой которого является нефтегазовая промышленность Тюмени, и другие.

В русле этого направления находятся и меры по реконструкции предприятий. Замена устаревшего в физическом и моральном планах оборудования на новое более прогрессивное оборудование позволяет получить существенную экономию многих видов ресурсов, инвестиций, повысить качество продукции и т.д.

2)

Экономическая эффективность в общем виде определяется на базе измерения соотношения между результатами от реализации проекта или мероприятия и затратами на его осуществление. Основным результатом реализации природоохранного мероприятия является предотвращение загрязнения окружающей среды, дополнительно может быть получен прирост прибыли за счет реализации полученной продукции из отходов основного производства или непосредственно реализации отходов стороннему предприятию для последующей переработки. В качестве простейшего показателя экономической эффективности предприятия можно использовать рентабельность природоохранного мероприятия:

 

R = P/Z,

Где Р — результат от реализации природоохранного мероприятия;

Z — затраты на реализацию природоохранного мероприятия.

22. Природоохранную деятельность предприятий оценивают по:

• достигаемой степени очистки вредных выбросов (ПДК, остаточным концентрациям);

• уровню загрязнения окружающей среды;

• капитальным и эксплутационным затратам на экобиозащитную технику;

• и другими показателями.

Известно большое количество показателей оценки эффективности тех или иных инженерных решений, организационных мероприятий, инвестиционных проектов.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 36) говорится: «При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнений окружающей среды, а так же способы размещения отходов производства и потребления, применятся ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране среды, восстановлению природной среды, и рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

 

 

23.

Массообменными называются процессы, характеризуемые переходом вещества из одной фазы в другую.

Под массопередачей понимают переход компонента смеси из области высокой концентрации в область более низкой.

Массопередача и есть совокупность всех трех стадий процесса массообмена между фазами.

Перенос вещества внутри одной фазы к поверхности раздела или от нее к другой фазе называют массоотдачей.

Исследуя и анализируя основные массообменные процессы:

- Абсорбция

- Адсорбция

- Осаждение

- Экстракция

- Выпаривание

- Кристаллизация

- Термическая обработка и другие

Можно сказать, что для всех общим является переход вещества из одной фазы в другую, связанный с явлениями конвективного переноса и молекулярной диффузии, поэтому перечисленные процессы иногда называют диффузионными.

 

Классификация дисперсных систем:

- гомогенные

- гетерогенные

- неоднородные

- многофазные.

В отличие от гомогенных смесей, где составляющие перемещены на молекулярном уровне, гетерогенные, неоднородные или многофазные смеси х арактеризуются наличием макроскопических (по отношению к молекулярным масштабам) неоднородностей или включений.

Явления, происходящие на межфазных границах в гетерогенных системах, существенно воздействуют на эффективность технологических процессов пыле-, газоочистки и определяют выбор той или иной конструкции экобиозащитного оборудования.

 

Макрообъект объект, к которому могут быть применены такие статистические характеристики, как плотность, вязкость, температура, давление и др.

Термодинамическая система — совокупность макроскопических объектов, обменивающихся энергией в форме работы и тепла как между собой, так и с внешней средой.

Гомогенной называется термодинамическая система, внутри которой нет поверхностей раздела макроскопических частей системы, отличающихся по свойствам и составу.

Гетерогенной называется термодинамическая система, не удовлетворяющая этому условию.

Система является физически однородной, если ее состав и физические свойства одинаковы для всех макроскопических частей этой системы.

Фазой называются совокупность всех гомогенных частей термодинамической системы, которые в отсутствие внешнего силового воздействия являются физически однородными.

Раствор гомогенная система, состоящая из двух или более числа химически чистых веществ.

Дисперсность включает такие понятия, как размеры и распределение по размерам макрочастей, образующих гетерогенную систему, т. е. разделенных поверхностями разделов.

В гетерогенной системе различают дисперсную фазу — совокупность мелких частиц, и дисперсионную среду, в которой распределена дисперсная фаза.

Если дисперсная фаза подвижна, то такие системы называются свободнодисперсными.

Если подвижность дисперсной фазы ограничена, то система называется связнодисперсной.

Лиофильные — для них характерно сильное межмолекулярное взаимодействие на границе дисперсной фазы и дисперсионной среды. Такие системы могут образовываться самопроизвольно и являются термодинамически устойчивыми;

Лиофобные — со слабым межмолекулярным взаимодействием на поверхности раздела. Такие системы требуют для своего образования затраты энергии, являются термодинамически неустойчивыми. Для их длительного существования необходима специальная стабилизация.

Дисперсионная среда — жидкость

Ж—Ж: эмульсии (замасливатели, сырая нефть, латексы и др.);

Т—Ж: а) золи (высокодисперсные системы при невысокой концентрации дисперсной фазы);

б) гели (высокодисперсные системы при большой концентрации дисперсной фазы, когда частицы агрегируют и образуют связнодисперсную систему);

в) суспензии (грубодисперсные относительно малоконцентрированные системы);

г) пасты (высококонцентрированные системы);

Г-Ж. а) пены высококонцентрированные

Б) кипящие жидкости (низкоконцентрированные)

Дисперсионная среда газ (аэрозоли)

Г—Г: газ;

Ж— Г: туманы, дымы;

Т—Г: пыли, дымы.

Дисперсионная среда — твердая

Т—Т: горные породы, строительные материалы, сплавы, пластмассы;

Ж—Т: влажный грунт, почва, шлам;

Г—Т: пористые материалы.

Состав и строение твердых дисперсных сред (на примере ПМ и ТО)

Существует несколько определений физического состояния сырьевых материалов, объединяемых терминами «порошки», «сыпучие или порошковые материалы» и «сыпучие массы».

К порошкам относят, как правило, частицы размером до нескольких сотен микрометров, а к сыпучим материалам — системы с более крупными частицами.

Важнейшими характеристиками ПМ являются показатели их реологических свойств, определяемые текучестью (сыпучестью) и сопротивлением сдвигу (пределом текучести).

Связь между частицами порошков обусловлена силами Ван-дер-Ваальса, имеющими молекулярную природу; когезионным взаимодействием; электрическим взаимодействием; капиллярными силами и силами механического сцепления.

Прочность порошков определяется характером контактов между частицами и пропорциональна их числу на единицу площади сечения материала и средней прочности индивидуальных контактов.

Число контактов определяется размером частиц и плотностью их упаковки.

Внутреннее сопротивление ПМ сдвигу характеризуется трением в контактах между частицами и силами аутогезии, которые необходимо преодолеть для нарушения контактов.

В определенном диапазоне давлений оно выражается законом Кулона, согласно которому

Рисунок 1 - Графическая интерпретация условия предельного равновесия ПМ:

σ1, σ2 и σ3 — соответственно наибольшее, среднее и наименьшее главное напряжения

где — предельное сдвигающее напряжение, МПа;

— предельное нормальное давление, МПа;

— угол внутреннего трения;

— сцепление, МПа.

Согласно этому в координатах ; ) (рисунок 1) прямая, проходящая через точки А, В, отсекает отрезок, соответствующий величине сцепления. С помощью этих прямых, называемых линиями предела текучести, можно оценивать текучесть порошков и определять их исходные параметры, необходимые, например, при расчетах бункеров загрузочных устройств, циклонов и т.п. (рисунок 2).

Рис. 2. Предельные прямые (кривые) сдвига для шихт: а — связных; б — сыпучих;

Рис. 2. Предельные прямые (кривые) сдвига для шихт

(продолжение): в — идеально связных

На основании представлений о ПМ как о сплошном твердом теле можно считать, что ниже линии предела текучести порошок является жестким телом.

Такое мнение позволяет применять к ПМ классические положения механики твердых тел.

Для решения инженерных задач огибающую кривую ab обычно заменяют прямой АВ (рис. 3).

Рис. 3 Общий случай огибающей предельных (разрушающих) напряжений при сдвиге (по результатам испытаний образца на разрушение):

1 — простое растяжение; 2 — чистый сдвиг; 3 — простое сжатие

Разделы технической механики сплошной среды

Системы ПМ

Реологические модели простых сред (идеализированных тел)

Реологические модели простых сред (идеализированных тел) (продолжение)

n Упруговязкопластичная модель (рис. 4, б) характеризует тела, промежуточные между твердыми и жидкими. Уравнения их состояния получают разными комбинациями уравнений для эвклидова (недеформирующегося) и гукова твердых тел, паскалевой (не имеющей вязкости) и ньютоновой жидкостей.

n Рис. 4. Реологические модели ПМ:

n б — упруговязкопластичное тело

n 1 — зерна порошка;

n 2 — шарнирные сочленения;

n 3 — упругие элементы Гука;

n 4 — пластичные элементы Сен-Венана;

n 5 — вязкие элементы Ньютона

 

n Для определения характера деформации на разных стадиях уплотнения порошок рассматривается в виде системы, связь узлов которой описывается вязко-упругой моделью Бингама (см. рис. 4.5). При напряжении ниже минимального, вызывающем пластическую деформацию, порошок работает как упругое тело, а при превышении этого предела — как упругопластическое.

n

n Рис. 5. Модели вязкопластичных сред:

n а — Шведова—Бингама;

n б — Бингама;

n в — Шведова

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: