Анализ экономических последствий и эффективности материальных затрат на обеспечение БЖД

Рассматривая экономическую сторону безопасной жизнедеятельности, необходимо иметь в виду, что эта проблема многообразная и включает следующие основные положения:

- обоснование и механизм финансирования (затрат) на охрану труда и защиту окружающей среды;

- экономическую эффективность мероприятий по охране труда и защите окружающей среды;

- противоречия между экономикой и экологией;

- безусловную, в том числе вне зависимости от объема затрат, необходимость в проведении комплексов мероприятий по охране труда и охране окружающей среды.

В целом изучение большинства аспектов указанной проблемы лежит за пределами курса БЖД, поэтому в настоящем разделе рассмотрены только отдельные вопросы.

В ходе промышленной революции к 60-м‑70-м годам XX столетия со всей очевидностью сложилась ситуация, при которой:

1. Потребление ресурсов Земли превысило возможности их естественного воспроизводства или истощило запасы настолько, что стала реальной глобальная экологическая катастрофа.

2. Рост промышленного производства, различных бытовых и коммунальных услуг, городов и других элементов техносферы, привел к деформации экосистем, глобальному загрязнению биосферы, нарушению круговорота энергии и веществ в природе с прямой угрозой для здоровья человека.

3. Создание сложнейших технических систем, аппаратов и машин не уменьшило а, наоборот, резко увеличило риск травматизма, заболеваний и даже гибели людей (ежегодно в России аварии и катастрофы приводят к гибели более 50 тысяч и к увечьям более 250 тысяч человек).

Преодоление этих противоречий требует кардинального изменения нравственных, социально-политических и экономических основ деятельности человечества. Экономический механизм рационального природопользования должен обеспечить условия:

где А и В - удельный расход природных ресурсов для производственных и личных нужд каждого человека;

N - численность населения (региона, государства, материка, Земли);

Р - воспроизводство природных ресурсов.

Основным положением соотношения экономических проблем и проблем безопасности жизнедеятельности является их неразрывность. В прямом смысле все природные ресурсы, люди, их знания, уменья и труд являются экономическими категориями, за использование и сокращение которых приходится поздно или рано платить, а рост объемов и качества производства должны быть согласованы с наличием, запасами и восстановлением природных ресурсов и уровнем риска безопасности человека.

С точки зрения рассмотрения экономической проблемы охраны труда важнейшим является рассмотрение вопроса о цене или экономическом эквиваленте человеческой жизни.

Эти рассуждения и выводы ни в коем случае нельзя рассматривать как безнравственные, так как речь идет не о формальном отношении к человеку как элементу экономики, а о экономических категориях во имя жизни человека.

Цену жизни человека можно рассматривать в следующих аспектах:

- одновременные и долгосрочные потери для пострадавшего и его семьи;

- одновременные и долгосрочные потери для предприятия или организации, чьим работником являлся пострадавший;

- потери государства.

Гибель любого человека является невосполнимой потерей и однозначно не может быть оценена экономическими показателями. В целом цена ущерба, осуществляющая перевод ущерба для здоровья в финансовые потери, концептуально определяется в виде следующей суммы:

L = Lхоз + Lсоц,

где Lхоз - хозяйственная (объективная);

Lсоц - социальная (субъективная) составляющие цены ущерба.

Компонента Lхоз определяет прямой экономический ущерб в результате болезни или гибели человека из-за:

- потери работника - производителя определенной доли национального продукта (предприятия, дохода семьи);

- недопроизводства продукта;

- снижения производительности труда;

- ухудшения качества продукции;

- увеличение расходов на подготовку или переподготовку кадров;

- расходы на лечение, оплату временной нетрудоспособности и т.д.;

- расходы на ритуальные услуги;

- расходы на компенсацию ущерба здоровью пострадавшего;

- расходы на компенсацию семье погибшего;

- увеличение расходов на пенсии;

- увеличение расходов на медицинское обслуживание;

- уменьшение доходов конкретного человека и его семьи, включая детей;

- затраты собственно на несчастный случай и его расследование и устранение причины.

Величина Lхоз зависит от возраста, квалификации, общественной активности и других индивидуальных показателей человека; компонента Lсоц отражает субъективное отношение человека к риску, неприятие определенного вида или значения риска и в конечном итоге предполагаемую человеком компенсацию риска.

При расчете цены жизни принимают во внимание среднюю возможную продолжительность жизни (75 лет), продолжительность активного трудоспособного периода жизни (40...50 лет), полный годовой экономический эффект от использования труда человека, затраты на жизнеобеспечение, затраты на семью. Различные исследования определяют цену ущерба здоровью в пределах 45...70 тыс.$ в год, а в целом цена жизни трудоспособного работника в возрасте 25...50 лет определяется в 1000000 $.

Экономический эквивалент жизни определяется так же, как

Эж = ,

где Д - совокупный доход;

Ру - средняя вероятность смерти;

DЗi - затраты на снижение риска от i-ой причины DРу.

Ущерб природе определяется как экономический ущерб, т.е. изменение качества окружающей природной среды вследствие ее загрязнения, который оценивается следующими затратами общества в целом и его структурами в частности:

- затраты в связи с изменениями в окружающей природной среде;

- затраты на возобновление качества природной среды до прежнего состояния;

- затраты будущих поколений в связи с утратой ресурсов и качества окружающей среды.

Составляющими суммарного экономического ущерба от загрязнения являются:

- ущерб от повышения заболеваемости населения;

- ущерб объектов экономики, связанный с дополнительными затратами;

- стоимость потерянного сырья и других ресурсов;

- ущерб сельскохозяйственным угодьям и другим землям, лесам, водным акваториям;

- ущерб сельскому, лесному, рыбному хозяйствам;

- затраты на компенсацию риска здоровья людей;

- ущерб жилищной, бытовой, коммунальной сфере и инфраструктуре;

- затраты на дополнительные природные ресурсы;

- затраты на восстановление качества окружающей среды;

- другой возможный ущерб.

Стоимостная оценка полезности природного ресурса базируется на его определении в качестве элемента национального богатства и составляющей конкретного производственного процесса. В настоящее время создались объективные условия для повсеместного в мировом масштабе введения системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, причиняемого окружающей среде и будущим поколениям, а также применения квоты на любое возможное загрязнение среды. Оценка природного ресурса характеризуется его покупкой предприятием или постановкой на баланс.

В настоящее время различные природные ресурсы оцениваются по-разному. Наиболее сложной является оценка угля, руд и других полезных ископаемых, которая учитывает расходы на добычу, переработку в полуфабрикат или готовый продукт, все виды прибыли, получаемой на всех стадиях использования этого ископаемого, а также сравнение данного сырья со стандартом и аналогичным сырьем другого месторождения.

С другой стороны, атмосферный воздух пока практически бесплатен. Плата за использование ресурсов производится в виде собственно платежей; за ресурс (сырье); налогов; приобретения лицензии на право пользования (добычу) ресурса; штрафов, акцизных сборов; отчислений с прибыли на воспроизводство сырья и другим образом.

Экономическая оценка ущерба Уа, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в атмосферу, для всякого источника определяется по формуле Уа = gа × iа × f × Ма, где Уа - оценка ущерба, руб./год; gа - константа, численное значение которой равно 2,4 руб. на условную тонну выбросов, руб./усл. т (в ценах 1990 г.); iа - показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над различными территориями (см. табл. 18) - поправка, учитывающая характер рассеяния примеси в атмосфере; Ма - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл. т/год.

Таблица 18

Тип загрязняемой территории Значение
Территории курортов, заповедников, заказников  
Территории пригородных зон отдыха и садовых участков  
Территории населенных пунктов с плотностью населения h чел/га (0,1 га/чел) × h
Территории промышленных предприятий (включая защитные зоны)  
Леса:  
1-я группа 0,2
2-я группа 0,1
3-я группа 0,025
Пашни:  
южные зоны (южнее 500 с. ш.) 0,25
Центральный черноземный район, Южная Сибирь 0,15
прочие районы 0,1
сады, виноградники 0,5
пастбища, сенокосы 0,05

Поправку f определяют в зависимости от скорости оседания частиц. Для газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с) принимают:

f = .

Здесь h - геометрическая высота устья источника по отношению к среднему уровню зоны активного загрязнения (ЗАЗ), м;

n - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера, м/с; если его значение неизвестно, то принимают n = 3 м/с;

j - безразмерная поправка на тепловой подъем факела выброса в атмосфере, вычисляемая по формуле

j = 1 + DТ,

где DТ - среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и окружающей атмосфере на уровне устья, 0С.

Для частиц оседания со скоростью от 1 до 20 см/с:

f = .

Для частиц, оседающих со скоростью свыше 20 см/с, принимается, что независимо от h, j (Dт) и J f = 10.

Если скорость оседания частиц неизвестна, то значение поправки f определяется в зависимости от коэффициента очистки (улавливания) h выбросов. При выбросе частиц одновременно с парами воды или другими веществами, сопровождающемся быстрой конденсацией, а также при оценке ущерба от выброса аэрозолей автотранспортными средствами исходят из требования f = 10. При сжигании жидких и газообразных топлив, не сопровождающемся быстрой конденсацией частиц (отсутствует одновременный выброс паров и т.п.), также принимают f = 10…

Если значение f для различных типов примесей (газов и аэрозолей), выбрасываемых одним источником, различны, то общая оценка ущерба суммируется.

Значение приведенной массы Ма годового выброса, загрязненной в атмосферу из источника, определяют по формуле

Ма = ,

где mi - масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год;

Аi - показатель относительной опасности (агрессивности) примеси i-го вида, усл. т/т, значение которого приведено в приложении УП "Временной типовой методики";

N - общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

При оценке ущерба от выбросов необходимо учитывать все выбрасываемые в атмосферу вещества, включая микропримеси. Игнорирование наличия какой-либо примеси в составе выбросов может привести к получению заниженной оценки ущерба, что, в свою очередь, может дать заниженную оценку эффекта атмосферноохранных мероприятий. Определение ущерба следует проводить на основе полного количественного анализа состава выбрасываемых пылей, включая токсичные и канцерогенные микропримеси.

При определении значения iа следует учитывать перспективу увеличения плотности населения в ЗАЗ и т.п.

Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнения водоемов. Экономическая оценка годового ущерба (руб/год) от годового сброса загрязняющих примесей в к-й водохозяйственный участок некоторым источником определяют по формуле

Ув = .

Здесь в - константа, численное значение которой рекомендуется принимать равным 144 руб./усл. т (в ценах 1990 г.);

iв - константа для различных водохозяйственных участков, значения которой указаны в приложении УП "Временной типовой методики";

Мв - приведенная масса годового сброса примесей данным источником в к-й водохозяйственный участок, усл. т/год;

Мв = ,

где i - номер сбрасываемой примеси;

n - общее число примесей, сбрасываемых источником;

Аi - показатель относительной опасности сброса i-го вещества в водоемы, усл. т/год; для каждого загрязняющего вещества

Аi = 1/ПДКр.х,

где ПДКр.х - предельно допустимая концентрация i-го вещества в воде объектов, используемых для рыбохозяйственных целей;

mi - общая масса годового сброса i-й примеси оцениваемым источником, т/год. Если источник сбрасывает сточные воды нескольких типов, различающихся степенью очистки, то

mi = ;

mij - масса годового поступления i-го вещества от данного источника со сточными водами j-го типа, j = 1, 2..., l (т/год).

Если сточные воды сбрасываются в водоемы от оцениваемого источника без смешения, то

mij = Сij × Vij,

где Vij - объем годового сброса i-й примеси сточных вод j-го типа данным источником в водоем, млн. м3/год;

Сij - концентрация в нем i-й примеси.

Если на городские или региональные (коллективные) очистные сооружения поступают сточные воды от В источников, и при этом очистные сооружения удерживают ri, % от общей годовой массы i-го вещества, поступившей в очистные сооружения от всех источников, то массу годового сброса в-го вещества от 1 в-го источника определяют по формуле

miB = ,

где - масса i-го вещества, поступившего на очистные сооружения в течение года, т/год.

Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды является основной при разработке комплекса природоохранных мероприятий.

Закон "Об основах охраны труда в РФ" включают экономический механизм обеспечения охраны труда:

- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

- обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;

- обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные и вредные условия труда на предприятии; выпуск, сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

- предоставлением работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Затраты на мероприятия по охране труда включают единовременные и эксплуатационные затраты. К единовременным относятся затраты на создание основных фондов для улучшения условий и охраны труда. Эксплуатационные затраты идут на обслуживание основных фондов, на проведение текущих мероприятий охраны труда.

Расчет затрат на мероприятия охраны труда включает:

Зе = З1 + З2 + З3 + З4 + З5 + З6 + З7,

где З1 - затраты на создание основных фондов для улучшения условий труда (тыс. руб.);

З2 - затраты на повышение безопасности оборудования при модернизации (тыс. руб.);

З3 - затраты модернизации на повышение безопасности технологических процессов (тыс. руб.);

З4 - затраты при реконструкции на повышение безопасности оборудования (тыс. руб.);

З5 - затраты при реконструкции на повышение безопасности технологических процессов (тыс. руб.);

З6 - затраты на проектирование устройств безопасности и основных фондов для улучшения условий труда (тыс. руб.);

З7 - затраты на НИР по улучшению условий труда (тыс. руб.).

Эксплуатационные расходы предприятия определяются:

Зэ = ,

где - Зэ - эксплуатационные расходы;

- фонд зарплаты работников охраны труда (тыс. руб.);

- прочие цеховые расходы на охрану труда (тыс. руб.);

- затраты на санитарно-бытовые помещения (тыс. руб.);

- затраты на оздоровительные мероприятия (тыс. руб.);

- цеховые расходы на технику безопасности (тыс. руб.);

- цеховые расходы на вентиляцию (тыс. руб.);

- цеховые расходы на содержание зданий (тыс. руб.);

- цеховые расходы на ремонт зданий (тыс. руб.);

- общезаводские расходы на технику безопасности (тыс. руб.);

- общезаводские расходы на содержание, ремонт зданий (тыс.руб.);

- общезаводские расходы на вентиляцию (тыс. руб.);

- затраты на капремонт для повышения безопасности оборудования (тыс. руб.);

- затраты на средства индивидуальной защиты (тыс. руб.);

- затраты на моющие и обеззараживающие средства (тыс. руб.).

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации, региональных, городских, поселковых и сельских бюджетах, а также за счет прибыли предприятий и фондов охраны труда. Работники предприятий не несут непосредственных дополнительных расходов на эти цели.

Установлены три уровня фондов охраны труда: федеральный, территориальный и предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет: целевых средств, выделяемых Правительством РФ и правительствами республик в составе РФ; части фондов охраны труда предприятий; штрафов за нарушение законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного социального страхования; добровольных отчислений, взносов и пожертвований.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет: ассигнований из бюджета субъектов Российской Федерации; части фондов охраны труда предприятий, расположенных на данной территории; добровольных отчислений, взносов и пожертвований.

Фонд охраны труда предприятий определяется в объеме установленном коллективным договором и расходуется исключительно на улучшение условий труда и оздоровление работников.

Кроме того, возможно создание общественных фондов охраны труда.

Мероприятия по охране труда финансируются предприятиями за счет цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов, сметы расходов бюджетных организаций и учреждений, амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, банковского кредита, государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по повышению устойчивости функционирования организаций и предприятий осуществляется за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации.

Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (субъектов РФ, краев, областей и т.д.).

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Целевые программы по охране труда, связанные с разработкой наиболее важных вопросов охраны труда, финансируются за счет федерального бюджета.

Для решения неотложных задач восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

- добровольных отчислений и взносов предприятий, граждан и общественных организаций;

- доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности;

- доходов от рекреационных мероприятий и использования отходов; - доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского (городского, районного) значения;

30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

Общественные фонды окружающей природной среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Указанные фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами Российской Федерации и расходуются исключительно на охрану окружающей среды. Порядок образования и расходования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Одной из форм экологического регулирования природопользования является экологическая лицензия - ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязнителя на конкретный промежуток времени.

Определение результатов мероприятий по охране труда осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение увеличения фонда рабочего времени за расчетный год:

- за счет сокращения потерь по временной нетрудоспособности

Д1 = Д0 - Др,

где Д0 и Др - потери рабочего времени по временной нетрудоспособности за базовый и расчетный годы, причем

Д1 = Днс + Дпф + ДозК,

где Днс, Дпф, Доз - потери рабочего времени соответственно от несчастного случая, профессиональной и общей заболеваемости;

К - коэффициент учета заболеваемости, связанный с условиями труда, равный

  К =   Число дней невыходов по заболеваемости Общее количество дней социальных потерь рабочего времени.

К социальным потерям рабочего времени относятся:

- отпуск по инициативе работника;

- по семейным обстоятельствам;

- по хозяйственной нужде;

- регистрация брака;

- похороны и т.д.;

- за счет сокращения численности рабочих, имеющих право на дополнительный отпуск

Д2 = Ддо + Дсд,

где Ддо и Дсд - прирост фонда рабочего времени при сокращении соответственно дополнительного отпуска, сокращенных рабочих дней

Ддо = ,

ri - численность рабочих i-ой категории, у которых снят дополнительный отпуск;

Тi - продолжительность дополнительного отпуска.

Дед = ,

где ri и ti - численность рабочих i-категории, у которых снят сокращенный день;

ti - cокращение рабочего дня в часах;

tср - средняя продолжительность рабочего дня;

Фд - дневной фонд рабочего времени за год;

r1 = , r2 = ,

где r1 и r2 - сокращение численности работающих соответственно в тяжелых и особо тяжелых условиях.

На предприятиях имеется контингент рабочих, имеющих право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, это связано с тяжелыми условиями труда, работой во вредной среде и на опасном производстве.

Также можно подсчитать на сколько уменьшится фонд рабочего времени.

2. Определение условного высвобождения численности работающих за счет увеличения фонда рабочего времени:

- увеличение фонда рабочего времени за год

Дг= Д1 + Д2;

- количество условно высвобождаемых рабочих

r = ,

где Фд - дневной фонд времени одного рабочего.

3. Определение повышения работоспособности от улучшения условий труда:

- определение интегральной оценки категории, тяжести работы в баллах на рабочем месте до и после улучшения условий труда

Бi1,2 = 19,7 xi1,2 + 1,6 xi1,2,

где xi1,2 - оценка условий труда в баллах до и после их улучшения;

- определение средней оценки тяжести работы по всем рабочим местам после улучшения условий труда

Бср1,2 = ;

- определение работоспособности до и после улучшения условий труда

R1,2 = 100 - ,

4. Определение прироста производительности труда после улучшения условий труда:

П = ,

где ry и r0 - численность рабочих, у которых улучшены условия труда, и общая численность рабочих.

5. Определение условного высвобождения рабочих за счет роста производительности труда:

rв2 = .

6. Определение суммарного условного высвобождения рабочих за счет роста производительности труда:

rB = rB1 + rB2.

7. Определение экономии фонда зарплаты от условного высвобождения рабочих при росте фонда рабочего времени и производительности труда:

Р1 = Зср × rB × 12,

где Зср - среднемесячная зарплата рабочего.

8. Определение экономии фонда зарплаты, при сокращении численности рабочих, получающих доплату за условия труда:

Р2 = ,

где Зс, Зn - средняя часовая ставка сдельщиков и повременщиков;

rc1,2, rn1,2 - численность сдельщиков и повременщиков до и после улучшения условий труда;

Фэ - годовой эффективный фонд рабочего времени в часах.

9. Определение экономии отчислений на социальное страхование при условном высвобождении рабочих:

Рэ = (Р1 + Р2) – е 0/100,

где е - отчисления на социальное страхование в %.

10. Определение экономии от снижения текучести кадров при улучшении условий труда (уменьшение затрат на обучение, потерь при увольнении работников):

Рu = Q0 (r01 - r02) + Cпg (KT1 - KT2) ,

где Q0 - затраты на обучение рабочего (в тыс. руб.);

r01, r02 - число рабочих, прошедших обучение для замены уволившихся;

Cп - стоимостная оценка годовой выработки (производительности труда) всех рабочих (тыс. руб.);

g - коэффициент потерь предприятия в зависимости от годовой выработки рабочих;

KT1, KT2 - коэффициент текучести кадров до и после внедрения мероприятий охраны труда;

- коэффициент увольнений в связи с неудовлетворительными условиями труда.

К числу показателей, отражающих народно-хозяйственный эффект мероприятий охраны труда, помимо экономии зарплаты от условно высвобожденных рабочих, следует отнести прирост объема отпускаемой продукции, сокращение расходов на государственное социальное страхование, а также экономию средств здравоохранения.

Расчет указанных показателей включает: 1. Определение стоимостной оценки дополнительно произведенной продукции за счет увеличения фонда рабочего времени и повышения производительности труда:

Рн1 = Сn ,

где Сn - стоимостная оценка годовой производительности всех рабочих (тыс. руб.);

Ф1,DФ - фонд рабочего времени и его прирост (час);

П - рост производительности труда.

2. Определение экономии средств бюджета государственного страхования:

РН2 = ,

где DD - сокращение времени нетрудоспособности, дни/год;

Qнт - размер пособия по нетрудоспособности, руб./год;

rui - уменьшение числа работников, получивших инвалидность j-групп, чел./дн.;

Quj - средний размер пенсии j-группы инвалидности, руб./мес.;

rс - уменьшение числа работников, нуждающихся в санаторном лечении, чел./год;

tс - средняя продолжительность лечения в санатории, руб./день.

3. Определение экономии средств бюджета здравоохранения от уменьшения заболеваний и травматизма:

Рнз = rr Qrtr + r0Q0,

где rr, r0 - уменьшение числа работников, госпитализируемых и обращающихся в поликлинику, соответственно, чел./год, обращ./год.

Qr, Q0 - стоимость одного дня пребывания в больнице и одного посещения поликлиники соответственно, руб./день, руб./обращ.;

tr - средняя продолжительность госпитализации дни/чел.

Большинство предполагаемых методов оценивают имеющийся и предполагаемый ущерб окружающей среде как оценку загрязнения в денежном выражении. Реализация таких методов и основанного на них экономического механизма охраны среды базируется исключительно на платах и штрафах. Причем их сумма достаточно не обоснована. Важным является и то, что не отработан механизм использования этих средств исключительно на природоохранные цели.

В этих условиях у реального производителя, по существу, отсутствует стимул внедрения дорогостоящих мероприятий по повышению экологической чистоты производства и выпускаемой продукции, так как экологически грязное производство всегда дешевле и всегда технологически проще, а значит, само по себе выгоднее.

Основные методы стимулирования можно свести к двум следующим подходам.

Первый - законодательная и административная политика государственных и местных органов, которые запрещают функционирование вредных и опасных производств и строго следят за исполнением этих запретов.

Другой подход заключается в достижении той же цели экономическими методами посредством огромных размеров штрафов за загрязнения, платы за ресурсы и тому подобными способами.

Такая политика исключает важнейший компонент экономического регулирования - систему экономического стимулирования, которая должна предусматривать налоговые льготы; различные формы материального поощрения за сублимитное снижение выбросов и сбросов, активное внедрение малоотходных и маловодных технологий; целевое финансирование и кредитование средозащитных и природоохранных программ.

Однако абсолютное большинство предлагаемых вариантов расчетов экономической эффективности не учитывает особенности конкретных производств, в том числе и такого многообразного, как литейное. Основной их недостаток заключается в том, что объективно не учитывается сам факт внедрения техники нового уровня, главной задачей которого является не механическое увеличение производительности и весьма не четко определенного качества отливок, а на достижение возможно большей экологической чистоты производ­ства.

Предположим проводится внедрение в производство нового оборудования, не имеет значения какого. Это может быть и отдельный агрегат, и автоматизированный комплекс, включающий все виды технологического оборудования, обеспечивающие технологический процесс.

Из возможных вариантов обсуждается вариант М, имеющий высокую производительность и другие высокие технические показа­тели, и Д-альтернативный М - вариант, имеющий меньшую производительность, но лучшие показатели с точки зрения охраны среды и природы, а также гигиены труда. В данном случае, конечно, вариант М должен отвечать минимальным экологическим требованиям, но имеет отрицательный эффект В, как затраты из-за загрязнения среды и нерационального использования ресурсов. В любом случае в числе затрат будут П - платы за ресурсы и загрязнения и, возможно, Ш - штрафы за сверхлимитные выбросы и т.п.

Необходимо учитывать также дополнительные мероприятия, предотвращающие ущерб от загрязнения, экономический эффект от которых составляет С (в ряде случаев он будет отрицательный), К характеризует эффект от более полного использования материалов и природных ресурсов, но с учетом затрат на эти дополнительные процессы. Очевидно что Пд < Пм.

Необходимо отметить, что система штрафов отражает по существу, противоречие между природоохранной системой и экономическим развитием, поэтому переход к формам экономического стимулирования является обязательным условием дальнейшего развития. Такими формами являются налоговые льготы, лицензии, квоты и в целом включение затрат на природоохранные и им подобные мероприятия во все экономические показатели каждого предприятия, отрасли, региона и всего государства.

Главная проблема заключается в соотношении затрат на внедрение новой технологии и ущерба от сохранения старой. Переход к новым, технологически более чистым и рациональным производствам является очень дорогим и поэтому производитель не будет просто из благих побуждений проводить таких работ.

Таким образом, переход к широкому внедрению экологически рационального производства требует однозначного изменения принципов экономического стимулирования.

В общем виде оно может быть представлено следующим образом:

Эфм = S (А + (В + С) - (Ш + П))м - Ом,

Эфд = S К - (П +Од),

где А - эффект от повышения производительности при внедрении варианта М;

В - эффект (отрицательный), равный суммарным потерям от загрязнения среды, включая потребления ресурсов, возникающих от внедрения М;

С - эффект от экологических мероприятий с учетом затрат, но предотвращающих ущерб от загрязнения;

Д - альтернативное М производство с меньшей производительностью, но с лучшей охраной среды;

К - эффект от более полного использования материалов и ресурсов, но включая затраты на эти процессы;

П - плата за ресурсы и штрафы за выбросы;

О - стоимость оборудования, его монтажа и запуска в каждом из вариантов.

Очевидно, что правовая и нормативная базы должны обеспечить соотношение коэффициентов (или прямых показателей): С >>А и >>К.

В конечном итоге необходимо достичь такого положения, когда целесообразным будет внедрение только отвечающих высоким экологическим требованиям технологий и оборудования, а в понятие "качество" будет включена и экологичность изделия.

Экономический результат природоохранных мероприятий можно выразить в величине предотвращаемого благодаря этим мероприятиям годового экономического ущерба от загрязнения среды и годового прироста дохода от улучшения производственных результатов деятельности предприятия.

Оценка продукции, дополнительно получаемой в результате предотвращения образования отходов или их утилизации, производится в сравнении с аналогичной продукцией, получаемой из первичного сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: