Экологическая оценка сферы нематериального производства. Экологическая оценка современного транспорта

Доля третичного сектора в ВВП развитых стран - более 70 %, России– около 60 %, в среднем по миру – 45-50 %.

Необходимо отметить, что:

экологические проблемы сегодня идут отнюдь не за счёт природопользования как в индустриальную эпоху. Прямая корреляция между плотностью населения, индустриальной нагрузкой и экологическими проблемами ушла в прошлое.

параллельно идёт нагрузка на природу, нематериальная сфера требует всё больше и больше энергии, поэтому в обозримом будущем энергообеспеченность будет возрастать.

Несколько блоков в нематериальном производстве:

транспорт

ЖКХ

-рекреация, индустрия туризма.

Транспорт имеет несколько комплексов проблем:

загрязнение среды (воды, воздуха и т.д.) различными химическими соединениями (CO2, CO, свинец, бензопирен, оксиды азота, серы);

-шумовое загрязнение;

нарушение естественных экосистем, биогеоценозов.

На первом месте по вредоносности стоит автомобильный транспорт. Он пока занимает ведущее место в загрязнении окружающей среды в развитых странах. В крупных городах и агломерациях автотранспорт дает до 80% всех выбросов в атмосферу, опережая все другие источники. Усиление загрязнения окружающей среды автотранспортом связано с продолжающимся увеличением числа автомобилей в большинстве стран. Вместе с ростом автомобильного постоянно идёт и рост его качества. Для этого предпринимается целый комплекс мер: В США и развитых странах Западной Европы осуществлен переход на неэтилированный бензин с использованием палладиевых и платиновых каталитических нейтрализаторов отработанных газов…

Одним из перспективных направлений является также и газификация автопарка, поскольку это и экологически, и экономически выгодно. «…Уменьшение выбросов, изменение их структуры может быть достигнуто многими способами: применением новых видов топлива (Н2, СН4 и другое газовое топливо, комбинированное топливо, синтетические виды топлива, спирты), усовершенствованием процесса сгорания, каталитической очисткой выхлопных газов. В странах Западной Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, помимо ужесточения стандартов и штрафных санкций за вредные выбросы с отработанными газами автомобилей, для стимулирования использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива снижены налоги на строительство автогазовых заправочных станций, приобретение газобаллонных автомобилей».

В ЕС введен стандарт ЕВРО-3, который установил нормы выбросов в целом в 2 раза более жесткие, чем ЕВРО-1. Постоянно ужесточаются нормы влияния на окружающую среду авиационного (с учетом, помимо химического – шумового загрязнения), железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта

22. Экологическая оценка рекреационной деятельности и мировой туриндустрии. Экологический фактор размещения объектов сервиса и развития транспортной сети.

Опять же ничего нет. Единтсвенное как фактор экология играет большую роль здесь, так как турим идет там,где хорошая экология. И туризм в принципе негативно не очень влияет на экологию. Если только туристы загрязняют воду и бумажки бросают. Типа так.

23. Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Центра. Социально-экономические истоки появления эколобби. Вывод «грязных» производств из стран Центра.

В монографии страница 145-156

 

24. Экологический фактор размещения сельскохозяйственных и промышленных объектов в развитых странах. Экологический фактор размещения новейших производств, объектов сервиса и развития транспортной сети в странах Центра.

Там же.

25. Экологический фактор трансформации отраслевой и территориальной структуры хозяйства в странах Центра.

Страница 156

26. Экологический фактор расселения населения в странах Центра. Экологические потребности постиндустриального общества и возможности их удовлетворения.

В этом же параграфе

27. Экономические и технологические возможности экологизации жизни в странах Центра. «Экология» как новая производительная сила.

4ый парграф в монографии.

28. Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Полупериферии мирового хозяйства. Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Полупериферии.

Между уровнем экономического развития стран и остротой экологических проблем существует не только прямая, что тогда лежало на поверхности, но и более глубинная – обратная связь основа еэколого-экономической типологии стран

Эта типология следующая:

1. Элитарные стр. и районы с «идеальным» опытом организации природоохранных и ресурсосберегающих техн-ий. Пример Швейцария или Калифорния в США. почти полной безотходности производства и макси. экологизированного хозяйства.

2. Страны выс. ур. развития с душевым ВНП свыше 6 тыс. долл. США в год∗. Эти страны имеют большие возможности для пе-ревода хозяйства на малоотходные и безотходные технологии, усилия по сокращению выбросов за счет выстехнолог. методов и процессов производства. Происходит перевод промышленных объектов отраслей «нижних» этажей из развитых стран в страны третьего мира.В результате общее число нежелательных производств, в этой группе стран становится меньше, но общая мировая экологическая ситуация ухудшается, так как производители третьего мира гораздо меньше заботятся об экологических аспектах производства.

3. Страны с высоким уровнем экономического развития, где доля финансирования экологических мероприятий превышает 1,3% при душевом ВНП до 6 тыс. долл. США в год. Эти страны, как правило, не могут еще выносить нежелательные производства вовне и в

очень малой степени ограничивают строительство экологически вредных объектов. Эти страны наладили охрану природы, но часто за счет таких приемов, которые экономически не очень дороги, но позволяют вывезти «грязные» производства за пределы ареалов актив-

ного заселения, но не ликвидируют их совсем, т.к. для них это еще дорого.

4. Страны со средним уровнем экономического развития, в которых финансирование природоохранной и ресурсосберегающей деятельности составляет от 0,5% до 1,3% ВНП. Имеющихся финансовых ресурсов хватает только на финансирование мероприятий, направленных на разрешение ограниченного круга наиболее серьезных экологических проблем.

5. Страны с низким уровнем экономического развития, где природоохранные мероприятия собственными силами практически не проводятся, а осуществляются заруб. И международными фин.организац-и. Внутренние вложения в экологические мероприятия в этих странах обычно не превышают 0,4% ВНП.

6. Страны с крайне низким уровнем экономического развития, где понятие «экологизация» – в лучшем случае повод для проведения природоохранных мероприятий за счет иностранного финансирования, а в худшем рассматривается как повод для иностранного вмешательства во внутренние дела. На все «экодоводы» у таких стран один ответ: «Мы хотим быть развитыми странами, а не заповедниками – хранителями кислорода для богатых стран». Мировую Полупериферию компонуют страны, где постиндустриальные тенденции «не делают погоду». Вне Центра мировой экономической системы наиболее активные процессы экономического роста происходят в странах Полупериферии (Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Мексика и др.), где большую роль в обеспечении экономического роста играет индустрия всех этажей, как «низших», так и «верхних». При этом нужно иметь в виду, что общий уровень управляемости «экологией» в полупериферийных и периферийных странах ниже, чем в странах Центра мирового хозяйства. В этих странах экологическая ситуация

четко детерминирована общей траекторией экономического развития. Периоды кризисов оказываются экологически благотворными, однако периоды относительно быстрого экономического роста ведут к резкому обострению экологической ситуации.

«Ожидается, что промышленное производство в развивающихся странах к 2030 г. дос-

тигнет 600% по отношению к современному уровню, что приведет к дальнейшему сильному загрязнению воздуха. Для сохранения хотя бы нынешнего состояния воздушной среды городов, которое намного хуже, чем в индустриальных центрах мира, им придется за период до 2030 г. сократить выбросы в атмосферу на 90-95% в расчете на единицу выпуска» За последние 2 десятилетия кардинально изменилась экономическая ситуация в Китае, Индии, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. «С 1970-х по 2000-й гг. Китай увеличил свою долю в промышленном производстве в 9 раз, причем более чем вдвое только за 1990-е гг. Ныне Китай занимает 2-е место в мире по объему промышленного производства в стоимостном выражении, и 4-е место – по производству продукции обрабатывающей промышленности. При сопоставле-нии данных в натуральных показателях Китай уже мировой лидер во многих отраслях промышленности» [Родионова, 2003, с. 38]. Несмотря на немалые проблемы, впечатляющих успехов добились ряд латиноамериканских стран: Мексика, Чили, Бразилия, Аргентина. Можно сделать предположение о грядущем смещении эпицентра экологического неблагополучия из Центра мировой экономики на ее Полупериферию, что в недалеком будущем может спровоцировать «новую волну» обострения экологических проблем в мире по мере роста индустриальной мощи полупериферийных стран. Именно на Полупериферии мировой экономической системы в ближайшие десятилетия будут превалировать экофобные экономические процессы над экофильными (наращивание энергетических мощностей, активная индустриализация, массовая автомобилизация, начальное становление «общества потребления» в условиях огромного населения и т.д.), что создаст очаг как наибольшего внутреннего экологического неблагополучия, так и новый мощный центр глобальной экологической угрозы. Все это неизбежно приведет к существенному усилению влияния экологического фактора в мировой геополитике.

29. Причины и последствия смещения эпицентра важнейших экологических проблем в страны Полупериферии мирового хозяйства.

Страны переферии и полупереферии – страны, в которых слабые постиндустриальные тендеции; наибольшее влияние имеют индустриальный (полупереферии) и аграрный (переферии) сектора. В целом, это отстающие страны.

Полупереферия: Китай,Индия, Мексика, Бразилия и др.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: