Наблюдение и учёт природопользования и охраны окружающей среды

Мониторинг окр. среды – наблюдение, оценка и прогноз её состояния. По масштабам ведения мониторинг разделяется на глобальный, межгосударственный, национальный и региональный.

По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный (локальный и мониторинг ЧС).

Главная цель – обеспечение своевременной и достоверной информацией органам управления природопольз-я и конкретным экологическим программам.

Задача мониторинга – наблюдение и прогноз измен-я прир-х сред и рес-в.

В РБ действует нац. система мониторинга окр. среды.

Информация о состоянии природной среды собирается по ведомственным, производственным и др. лабораториям. далее она поступает в информационно-аналитические центры прир. сред. и передаётся в главный информационно-аналитический центр мониторинга окр. среды.

Головная организация в системе мониторинга окр. среды – Белгидромет. В его рамках функционируют 4 обсерватории, стационарная сеть наблюдения за состоянием воздуха и поверхностных вод, более 100 постов набл-я за сост-м зем-х рес-в, 83 пункта наблюд-я за поверх-ми водами и около 2000 постов за наблюд-м радиационного фона.

Набл-е также осущ-т санитарно-эпидемиолог-я служба, ЖКХ и т.д. Они явл-ся 1 звеном нац-й системы мониторинга. Собранная инф-я обраб-ся в регион-х информационно-аналит-хцентрахи передаётся в главный инф-но-аналит-й центр при Мин-ве прир-х рес-в (2 уровень).

В РБ учёт природных ресурсов осуществляется в кадастровой форме.

Кадастр – систематизированный свод сведений качественных, количественных, территориально-административных показателей о естественно физических, экологических, экономических характеристиках и правовом статусе прир. рес.

В РБ ведутся кадастры земельных, водных, климатических, атмосферных, лесных ресурсов и кадастры торфяного фонда, животного и растительного мира и отходов производства и потребления

Воздействие на природные ресурсы и масштабы их использования учитываются в форме статистической отчётности. Природопользователи в обязательном порядке ведут статистическую ответственность по следующим разделам:

1)охрана и использование атмосферного воздуха, водных, земельных и лесных ресурсов, животного мира, охраняемых территорий 2)образование и утилизация отходов производства и потребления 3)капитальные вложения в природоохранные мероприятия

42. Основы эколог нормирования.

Эколог нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия чел на окр среду. Главная цель обеспечить взаимоприемлемое сочетание эконом и эколог интересов.

Эколог нормирование сводится к опр-ю технолог-х, научно-техн-х и санитарно-гигиенич-х параметров возд-я на окр-ю среду.

Санитарно-гигиенич-е параметры устан-ся с учётом безопасного возд-я на чел-ка и компоненты биосферы

Научно-техн-е на уровне возм-ого контроля

Технологич-е на уровне возм-ти эк-ки соблюдать санитарно-гигиенич-е нормативы.

Нормиров-е кач-ва воздуха, сбросов сточных вод:

ПДК –макс-я конценр-я загр-его вещ-ва, при кот-й оно не оказывает прямого или опосредованного влияния на сост-е здоровья насел-я при пост-м или временном возд-и

ПДВ (пред. Доп-й выброс). – масса выбросов вр-х в-в в единицу времени от данного источника загр-я атмосф-ры города или т.д., установленная с учётом перспективы разв-я пром-х предпр-й и рассеив-я вр-х в-в в атм-е, создающая приземные концентрации загр-х в-в, не превыш-е их предельно доп-й концентрации.

ОБУВ- ориентировочно безопасный уровень возд-я хим-ого вещ-ва в атмосф-м воздухе, устан-й расчётным путём

ПДС(предельно допустимый сброс) – макс-я масса вещ-ва в сточной воде, допустимая к отведению в данном створе водного объекта в устан-м режиме в единицу времени с целью обеспеч-ю норм кач-ва воды в контр-м створе либо не ухудш-я сформиров-гося его кач-ва в водном объекте, если оно хуже нормативного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: